РП кум язык 5 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
«Хасавюртовский район»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Эндирейская средняя общеобразовательная школа№3»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель Ш МО
Протокол № от « ».___.2022 г.
Абсаламова Н.У. /____________

УТВЕРЖДЕНО

Зам.директора по УВР
Гаджимагомаева Б.А. /_________
« »
2022 г.

Директор МКОУ ЭСОШ№3
____________/М.К.Салавова
приказ №
от __.
.2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родной (кумыкский) язык»
для 5 классов основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Разработана:Абсаламовой Н У
учителем родного (кумыкского) языка и литературы
5класс ,родной язык

с.Эндирей
2022-2023 учебный год

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе регионального компонента:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ
 Закона «Об образовании» РД
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по родному языку для национальных
школ
 примерной программе по родному (кумыкскому) языку,
 учебной программы МКОУ «Эндирейская СОШ№3»;
 программы для 5-11 классов средней общеобразовательной школы. Кумыкский язык 5-11 классы
 учебника: Кумыкский язык; учебное пособие для 5 кл. - Махачкала: ООО « Издательство НИИ педагогики», 2013
Общее количество часов в неделю – 1.
Количество часов по учебному плану – 34.
Из них на развитие речи – 4
контрольные диктанты – 4
Программа предназначена для улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в
соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования; для реализации основных положений концепции
лингвистического образования школьников.
 ​

Содержательные линии предмета:

В школе изучается кумыкский литературный язык, поэтому программу школьного курса кумыкского языка составляют основные
сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях –
территориальных, профессиональных. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из
области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии родного кумыкского литературного языка, а
также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, сведения о графике.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и
навыков, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса.

Значительное место в программе отводится повторению. Это позволит правильно решить проблему преемственности между
начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.
Цели и задачи, реализуемые рабочей программой
Основная цель программы: учебный предмет «Кумыкский язык» в 5 классе имеет познавательно – практическую направленность,
т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной
формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
​

формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
​
​
​

овладение нормами кумыкского литературного языка;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения
следующих познавательных задач:
​

формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его
устройстве и функционировании);
​

развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке, её разделах, целях научного изучения языка, элементарные
сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по кумыкскому языку являются:
​

воспитание учащихся средствами данного предмета;
​

развитие их логического мышления;

​

обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по родному языку;

формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).

​

. Требования к уровню подготовки учащихся за курс родного языка 5 класса. Прогнозируемые результаты

Обучающиеся должны знать:
определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных
правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

​

К концу 5 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:
​
​

разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически.
Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
​

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно
писать слова с непроверяемыми орфограммами , изученными в 5 классе.
ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания,
обосновывать свой выбор.
ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные
тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему,
рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Обучающиеся должны уметь:
Обучающиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий,
орфографических и пунктуационных правил.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
Говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменное высказывание разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- выражать своё отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы
изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарём.
ГРАФИКА:
- правильно произносить названия букв родного кумыкского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
МОРФЕМИКА:

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ:
- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов,
однокоренных слов);
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.
МОРФОЛОГИЯ:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических
основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- соблюдать верную интонацию конца предложений;
- владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации;

Содержание тем учебного курса .
Повторение пройденного – 4 часа: (Общие сведения о кумыкском языке. Состав слова. Сложные слова.-1 ч., Имя
существительное. Имя прилагательное.Имя числительное-1ч. Местоимение Наречие. Глагол.- 1 ч, Служебные части речи.- 1
ч)
Синтаксис и пунктуация – 7часов: (Словосочетание. Виды связи слов. Словосочетания в предложении. Простое
предложение.Виды предложений по цели высказывания-1ч. Главные члены предложения. Распространённые и
нераспространённые предложения.- 1ч., Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство.1ч., Предложения с однородными членами., Обобщающие слова при однородных членах.-1ч. Предложения с обращениями.1ч., Сложное предложение. Пунктуация в сложном .предложении – 1 ч., Предложения с прямой речью. Диалог.-1 ч.
Фонетика и графика – 6 часов: (Звуки речи и буквы. Гласные и согласные буквы. Звонкие и глухие согласные.-1ч., Мягкие
и твёрдые согласные.-1ч., Значение и правописание Е, Ё, Ю, Я -1ч., Значение и правописание Ъ, Ь.-1ч., Слог. Правила
переноса слов. Ударение. Сингармонизм гласных звуков.-1ч., Правописание и произношение согласных звуков НГ, В, Ж.
Фонетический разбор.-1ч.)
Лексика – 4 часа:(Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова-1ч., Прямое и переносное значения
слова- 1 ч.,Омонимы. Синонимы. Антонимы. фразеологизмы – 2 ч.
Морфемика и орфография – 3 часа: (Строение слова. Корень, основа, суффикс-значимые части слова. Однокоренные
слова-1ч. Суффиксы, образующие новые слова . Суффиксы, образованные при изменении слов по падежам и лицам,
Правописание корня и основы-1ч., Правописание удвоенных согласных. Правила переноса слов. Морфемный разбор слова.1 ч.)

Морфология ( Самостоятельные и служебные части речи-1ч.)
Существительное – 1 час:(Общее грамматическое значение имени существительного, Морфологические признаки имени
существительного Нарицательные и собственные имена существительные, Роль имени существительного в предложении,
Имя существительное в роли обращения. Морфологический разбор имени существительного-1ч.)
Повторение в конце года – 1 ч

Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7

Тема

Повторение
Синтаксис и пунктуация
Фонетика и графика
Лексикология и фразеология
Морфемика и орфография
Морфология
(имя существительное)
Повторение в конце года
Итого:

Изучение темы
4
7
6
4
3
1

1
34

Развитие речи

Диктанты

1
1
1
1

1
1

4

4

1
1

Тематическое планирование
№

Дарсны темасы
(Наименование тем и разделов
программы)

1

Тил сёйлевню аслу къуралы. Ана
тилни гьакъында англав.
Общие сведения о кумыкском
языке.

Сагьат
(Количество часов)
Бары да
Диктант
Тил
(всего)
(К/р)
оьсдюрюв
(Развитие
речи)
1

Повторение
пройденного.

Заманы
(Дата
изучения)

Ишни журасы
(Виды деятельности)

А. Гьажиевни, А.Жачаевни
ана тилни гьакъындагъы
шиъруларыны уьстюнде
ишлев.
Берилген сёзлер булан
жумлалар тизив

Элчи, савут, мактап,
айбат
Мунглу,чырмавукъ,
къаракъуш,
яланаякъ,
оьгюзьемиш,
бетьявлукъ
Генже ел

Текстге ат салып, диктантгъа
гьазирленив Уьйдеги бары
да жанланы тюслерин
эсгерип, жумлалар тизив.

Жагъа, кикимав,
хаси, чумал заманы,
ярланы
япсарларына,
чонкълар,
къырпакъ къар,
гюнгюрт, инкъылап
Элли, алтмыш
харап эт,миллет,
г
ьабас,рагьат,сийрек

Сёзню гесеклери ва къошма
сёзлер
2

3

4

Состав слова. Сложные слова.
Атлыкъ. Сыпатлыкъ.Санавлукъ
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Имя числительное

Орунча.Ишлик.Гьаллыкъ
Местоимение.
Глагол
Наречие
Тергев диктант
Контрольный диктант

1

Къурдашы булангъы бир
лакъырны языв( орунчалар
къолап)

1
1

1

Сёзлюк иш
(словарная
работа)

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

5

Хаталаны уьстюнде
ишлев.Кёмекчи тил гесимлер.
Анализ диктанта.Служебные
части речи.

1

Синтаксис ва пунктуация.

Суратгъа гёре жумлалар
тизив(тап. 43).
«Юзюм жыябыз» деген
темагъа жумлалар къурув.

Таъсир, гьаракат,
къурух, агьамият
Пагьму, гоган

Айтывланы адабият
тептерлеге языв.
«Мени анам» деп баш да
салып,гиччи хабар
тизив( хабар жумлалар
къоллап)

Ябушгъан,бюрлюге
н, яркъычлар,
мунглу
Къашгъа, кишен,
жийрен, саврусун,
нагагь

Суратгъа къарап, «Яхшы ял
алдыкъ» деген темагъа
гиччи сочинение
языв(иесилени ва
хабарлыкъланы тюбюне
гьызлар тартыв)

Жыйнакълы,
къакъма

Сёз тагъымлар

6

7

Словосочетание. Виды связи
слов. Словосочетания в
предложении.
Простой жумлалар.
Простое предложение.
Хабар, сорав, чакъырыв
жумлалар.
Виды предложений по цели
высказывания.
Изложение

1

1

8

Жумланы баш уьюрлери.
Генглешген ва генглешмеген
жумлалар.
Главные члены предложения.
Распространённые и
нераспространённые
предложения.

1

9

Бир жынслы уьюрлери
булангъы
жумлалар.Къуршайгъан сёзлери
булангъы жумлалар
Предложения с однородными
членами.Обобщающие слова при
однородных членах.
Чакъырыв сёзлери булангъы
жумлалар.
Предложения с обращениями.

1

Тергев диктант
Контрольный диктант
Хаталаны уьстюнде
ишлев.Къошма жумла.къошма

1

10

11
12

1

Бухари бёрк, гьаса
таякъ, касбу

1

1

1

Суратгъа къарап, жумлалар
тизив.
Чакъырыв сёзлени къоллап,
къурдашына кагъыз языв.

Шайтан ел,
мангырай, уьрке,
таъмин

Нарат терек,
гогаман, аз мезгил

сёзлени ичинде токътав
белгилер.
Сложное предложение.
Пунктуация в сложн. предл.
Анализ диктант
13

Тувра сёзню гьакъында англав
Предложения с прямой речью.
Диалогну гьакъында англав.
Диалог.

1

14

Сочинение

1

15

Фонетика.Графика.
Алфавит.

1

1

Сёйлевде авазланы
тувулуву.Авазлар ва гьарплар.
Звуки речи и буквы.
Созукъ ва тутукъ авазлар.
Гласные и согласные буквы.
Янгырав ва сангырав тутукълар.
Звонкие и глухие согласные.
16
17
18
19

Суратгъ гёре хабар языв
(тувра сёзю булангъы
жумлаланы къоллап)
Телефон сёйлевню давам
этив. Тап. 143
Суратгъа гёре диалог тизив.

Шавла,безенген,
къоччакъ улан
Гертме, анакъ,

«Юзюм бавда» деген
темагъа гиччирек хабар
языв.(авазл. уьст.ишл.)

Мураба, пеленче
Чор, гьатта
Ташгъын,
телиянгур, кишней,
гюмез, пуруж

Къатты ва йымышакъ
тутукълар.Алфавит.
Мягкие и твёрдые согласные.
Е,Ё,Ю,Я гьарпланы язылышы
Значение и правописание
Е, Ё, Ю, Я.
Ъ,Ь белгилени къолланышы
Значение и правописание Ъ, Ь.

1

Чапгъын, тарихи,
гемме, къайырчакъ

1

Тергев диктант
Контрольный диктант

1

Намартлар, загьмат,
гюбе, атъялман,
ёргъа, гён
Гёзьяш, пьеса,
масъала, атъёкъ,
Муъминат, маъдан

1
1

20

21

22

Хаталаны уьстюнде
ишлев.Бувун. Ургъу.
Анализ диктанта.Слог. Правила
переноса слов.
Ударение.
Созукъ авазланы гелишивю.
Сингармонизм гласных звуков.
НГ, В, Ж авазланы айтылышы ва
къолланышы.
Правописание и произношение
согласных звуков НГ, В, Ж.
Сёзню фонетика якъдан чечив
Фонетический разбор.

Лексика.

1

Берилген тексге план тизив,
баш да салыв

Ренк, гьавчу, эмен,
сюлдюр, чомарт,
къоччакъ
Тюнгюлюк,
къаркъара,

1

Адабият текстден 10 сёз
алып, тептерлеге языв
Бир шиъруну уьстюнде
ишлев

Къарангы, денгиз,
зенг, жюжек,
жыйнакълы ,
илиякълы
Уьтюрю, къыркъаз,
къозукъулакъ,
акътал тирсек,
зорба
Шакъытил, къалам,
къодукъ
Къалакъ, макъала,
жыжым, кажин,
хыял

Кроссвордну чечив.
Сёзлени лексика ва
грамматика маъналарын
гёрсетив.

Лексиканы гьакъында англав.
Лексическое значение слова.
Бир ва кёп маъналы сёзлер.
Однозначные и многозначные
слова.

1

Изложение

1

24

Сёзлени тувра ва гёчюм
маъналары
Прямое и переносное значения
слова.

1

Сёз тагъымлардан жумлалар
тизив

Чагъан, гьайран
макъам,
гюрюллей

25

АваздашларОмонимы.
МаънадашларСинонимы.
КъаршыдаларАнтонимы.
Бирикген сёз тагъымлар.
Фразеологизмы .

2

Кроссвордну чечив.
Айтывланы адабият
тептерлеге языв.
Рус тилден къумукъ тилге
бирикген сёз тагъ. гёчюрюв

Яллав, бюркев
Гьаваслыкъ,чалыш
макъ,тарбия,
аргъумакъ
Зорба, юкъкъа,
гюндюз, ягь,юк
Сесгенмек, туршу

23

1

26

27

28

29

Морфемика и
орфография

Сёзлени яратылыву ва
тюрленишиСтроение слова.
Тамур, тюп ва къошумча
Корень, основа, суффиксзначимые части слова.
Бир тамурлу сёзлер. Сёз этеген
къошумчалар.Однокоренные
слова. Суффиксы,
образующие новые слова.
Сёз тюрлендиреген
къошумчалар
Суффиксы, образованные при
изменении слов по падежам и
лицам.
Тамурланы ва тюплени тюз
язылышы
Правописание корня и основы.
Сёзлерде эки къабат тутукъланы
тюз язылышы
Правописание удвоенных
согласных.
Сёзлени сатырдан сатыргъа
гёчюрюв
Правила переноса слов.
Морфемный разбор слова.

Сочинение

1

1

1

1

1

Кроссвордну чечив.

Бахча,сюзгюч,
бургъуч
Айланч
Токълу,чумаллар,
мююз, гюмелек

Айтывланы адабият
тептерлеге языв.
Берилген сёзлерден хабар
тизив.

Девюр
Отбаш, сапар,
оьрдек

3031

Морфология ва
тюзъязыв.

Оьзбашына къолланагъан ва
кёмекчи тил гесимлер
Самостоятельные и служебные
части речи.
Атлыкъны маънасы ва
грамматика белгилери
Имя существительное.
Общее грамматическое значение
имени существительного
Атлыкъны аслу морфология
белгилери
Морфологические признаки
имени существительного.
Хас ва жынс атлыкълар
Нарицательные и собственные
имена существительные.
Атлыкъны жумлада къуллугъу
Роль имени существительного в
предложении.
Атлыкъ чакъырыв сёзню
къуллугъунда
Имя существительное в роли
обращения.
Морфологический разбор имени
существительного.

2

32

Тергев диктант
Контрольный диктант

1

33

Хаталаны уьстюнде ишлев
Ишлик.Ишликни барлыкъ ва
ёкълукъ къалиплери.
Анализ диктанта.Глагол.Формы
глагола
Такрарлав.
Повторение пройденного в
конце года

1

34

всего

Айтывланы адабият
тептерлеге языв.
Ёмакъланы чечив.
Берилген текстге ат
салып,хас атлыкъларын язып
алып, сонг текстге къарамай
жумлалар тизив.
Кроссвордну чечив.
Айтывланы адабият
тептерлеге языв.
Берилген плангъа гёре
атлыкъны гьакъында
хабарлав.

1

1

34

4

4

Сабан, сюек-саякъ,
изну,къадар
Уьягьлю, гьаракат,
абур
Акъчлыкъ, чомарт,
ожакъ
Зулму, маякъ, къаст,
къуралы
Хата, къылыч, зарал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 928 678-88-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».