МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Дагестан «Хасавюртовский район» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Эндирейская средняя общеобразовательная школа №3” РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Зам.директора по УВР Протокол № 1 от « ».___.2022 г. Гаджимагомаева Б.А. /_________ Абсаламова Н У/____________ « » 2022 г. Директор МКОУ ЭСОШ№3 ____________/М.К Салавова приказ № от __. .2022г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родная (кумыкская) литература» для 5 классов основного общего образования на 2022-2023 учебный год Разработана:Абсаламовой Н У учителем родного (кумыкского) языка и литературы с.Эндирей 2022-2023учебный год I. Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе регионального компонента: ● Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ ● Закона «Об образовании» РД ● Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по родной литературе для национальных школ ● примерной программе по родной (кумыкской) литературе, ● учебной программы МКОУ «Коркмаскалинская СОШ»; ● программы для 5-11 классов средней общеобразовательной школы. Кумыкская и дагестанская литература. 5-11 классы ● учебника: Учебник учебнику «Къумукъ адабият» 5-нчи класлар учун, И.А.Керимов, Издательство НИИ педагогики, 2008. II. Место предмета «Родная литература » в базисном учебном плане Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) Из них на р\р - 4, внекл.чт. – 4 III. Цель курса: - Осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы. Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности. Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями. Художественные произведения, прочитанные дома и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. IV.ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА Учащиеся должны знать\\ уметь: ∙ правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных произведений; ∙ выразительное чтение произведений или отрывков наизусть; ∙ пересказывать текст с использованием различных видов (подробный, сжатый, выборочный); ∙ осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения, соответствующего возрасту пятиклассника (сказка, стихотворение, рассказ, глава повести и др.); ∙ умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты); ∙ обосновывать свое суждение, давать краткую оценку поступкам и характеру героев, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; ∙ характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания; ∙ выявлять роль героя, портрета, описания детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения; ∙ составлять простой план изучаемого произведения; ∙ объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться интернетом и справочными материалами; ∙ владеть монологической и диалогической речью; ∙ письменно отвечать на вопросы; писать сочинения на литературную и свободную темы; ∙ высказывать собственное суждение об иллюстрациях. ∙ по сюжету сказки или рассказа нарисовать свои иллюстрации. Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения предмета: Предметные результаты: ● умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение. Метапредметные результаты • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Личностные результаты ● формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Дагестана и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. V.Содержание курса «Родная литература» в 5 классе В содержание учебного курса «Чтение и развитие речи» включено изучение рассказов, статей, стихотворений о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны, о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных. Содержание Кол-во часов Устное народное творчество 1 Сказки 2 Рассказы Молла Насреддина 1 Загадки 1 Анвар Аджиев 1 АявАкавов 1 Вн.чтение Развитие речи 1 Литература 19 века Ирчи Казак 2 Абдула Магомедов 1 Кочхюр Саид 1 Гамзат Цадаса 1 Къазияв Али 1 Алимпаша Салаватов 1 Наби Ханмурзаев 1 Магомед -Солтан Яхьяев 1 Абдулмежит Межитов 1 1 Ибрагим Керимов 1 Магомед Атабаев 1 Акай Акаев 1 Агьмат Джачаев 1 Ш.Альбериев 1 1 1 Микаил Абуков 1 Камал Абуков 1 Изамит Асеков 1 М.Минатуллаев 1 Абдулмуслим Джафаров 1 Бадави Рамазанов 1 С.Стальский 1 Повторение пройденного 1 Итого 28 4 2 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Дарсны темасы (Наименование тем и разделов программы) 1 2 3 4 5 1 четверть Халкъ авуз яратывчулукъ. Ёммакълар. Устное народное творчество. Сказки. Ёммакъ «Къарачач» Сказка «Къарачач». Ёммакъ «Денгиз ат» Сказка «Денгиз ат» «Морской конь» Вн.чт.«Ким-ким уяв, ким уяв?» «Кто до сих пор бодрый?» Молла Насреддинни хабарлары. Рассказы Моллы Насрутдина. Сагьат (Количество часов) Чебер Тил охув оьсдюрюв (Произв.) (Развитие речи) 1 1 1 Заманы (Дата изучения) Ишни журасы (Виды деятельности) Ёммакъланы тюрлюлерин айырып билмек (жанланы гьакъында, сигьрулу, яшав-туруш) Къарачачны ва Сувсарны келпетлерин тенглешдирив, ошашлы ва айрыча ерлерин тапмакъ. Ёмакъда къужурлу сёзлени, «ортакъ сёзлени» табып, оланы маънасын ачмакъ. 1 Сёзлюк иш (словарная работа) Фольклор, уьлгюлери, гьаракатчы. Кажин, маъдан, халмач, ат гёзен, айгъыр. Хан, вазир, пикру, дангыл. . 1 Молла Насрутдинни суратын этмек. Гюлдюрей, тёле. Уллулагъа сорап, чечеген ёмакълар языв, чечеген ёмакъланы чечип билмек Ёмакъны игитлерине багьа бермек. Оланы хасиятларын суратлап, къужурлу ерлерин тептерлеге язмакъ. Апенди, илбис, панар. 6 Чечеген ёммакълар Загадки. 1 7 Анвар Аджиев «Авузгъа бош акъ бабиш». («Болтливая утка») 1 Солакъ-солакъ, орман, юлле, жаза. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 8 9 Аяв Акавов. «Тогъуз башлы 1 аждагьаны оьлтюрген нарт Эсенболат!» «Богатырь Эсенболат, убивший девятиглавого дракона» 2 четверть 19-нчу асруну адабияты 1 Йырчы Къазак.«Чатакъ йыр». «Бары да зат бар Казакъны эсинде…» Литература 19 века. Классик кумыкской поэзии-И.Казак «Казак ничего не забыл», «Песня пахаря» 10 «Эр уланлар намус салмай юрекге…» «Настоящие мужчины не ссылаются на другго» 1 11 Шиъруну гьакъында англав. Оьзбашына охув «Уллу болма сюемен» А.Акъаев Внеклассное чтение «Хочу повзрослеть» Дагъыстанны айтылгъан халкъ шаири – Абдулла Магьамматов «Илму-яшав хазнасы» Народный поэт Дагестана-Абдулла Магомедов. «Наука-клад жизни» Р\р. Сочинение 1 Дагъыстан адабият Кочхюр Саид.«Мурсалхангъа налат болсун». Из дагестанской литературы. «Проклятие Мурсалхану» 1 12 13 14 Тогъуз башлы аждагьаны суратын этмек. Гюмез, зулму, сагь, ант, тулукъ О заманлардагъы загьматчы халкъны яшавуну къыйынлыгъын суратламакъ Гененип, гёкге авзун тийдирмей, Сапарали къотан. Инсабым, ясакъны, шавхал, намарт, дёнюп, Дерия. Жайран, илму. 1 Шигьрудагъы суратлавланы оьзге шаирлени шигьрулары булан тенглешдирмек. 1 Ата-аналагъа сорап бизде нечик класслар болгъанны язымакъ (шавхал, чанка, оьзден, чагъар, къул) Зулму, огъурсуз, энемжая. 15 Гамзат Цадаса.«Яревке пайлав» , «Маймун ва агъач уста». «Хитрый делёж» 1 16 Внеклассное чтение . А. Магомедов. «Сабанчыгъа». С. Стальский «Яшлагъа». 1 17 18 19 20 21 22 23 3 четверть Литература 20 века. Казияв Али.«Бёрю акъай ва Арлан ит». «Волк и волкодав» 1 Шиъруланы чеберлик аламатларыны уьстюнде ишлемек. Оразлы, десятник, къысмат. Ёмакъда адамны ит булангъы ёлдашлыгъы гьакъда лакъырламакъ. Оьзюню ити яда мишиги гьакъда гиччирек хабар язмакъ. Шигьруланы чеберлик аламатларыны уьстюнде ишлемек. Шаирни тилини байлыгъыны гьакъында лакъырламакъ. Тёл яйгъан, одаман. Повестни чеберлик аламатларыны уьстюнде ишлемек. Шигьруланы чеберлик аламатларыны уьстюнде ишлемек. Аршын ярым, жаза. Эскадрилья, землянка, крейсер, баржа адъютант, порт, разведка. Алимпаша Салаватов.«Етим», «Охума йиберигиз». «Сирота», «Отправьте на учебу» Наби Ханмурзаев.«Мактаплы ёлдашгъа эки сёз». «Несколько слов школьному другу» Магомедсолтан Яхьяев. «Гюмюш карандаш». «Серебряный карандаш» Любовь к родному краю в произв. Абдулмеджида Меджидова.«Юртну ийиси», «Ватан деген не затдыр?» «Запах села» Ибрагим Керимов «Игит тувгъан гюн». «День рождение героя» 1 1 Совет лётчикни душманлар булангъы ябушувун суратламакъ.(Суратын этме берсе яхшы болар) Магомед Атабаев. «Ёлтабар». 1 Душманланы арасына питне салып, олардан уьст болмакъгъа дав усталыгъы деп айтылагъаны гьакъда 1 1 1 Яревке. Магьабатлы Хатыма, къагьруман 24 25 26 27 Поэманы гьакъында англав Внеклассное чтение . Ш.Альбериев «Къыр жанланы къуванчы» А.Акавов, «Такъалыбакъа ва гёгюрчюн». Акай Акаев.«Ана тил » , «Ярайгъан затмы». «Родной язык» Сочинение «Моё родноё село- моя маленькая родина». 4 четверть Агьмат Жачаев «Ана» «Мама» лакъырлашыв. Девлени суратламакъ. Ушатгъан ерин сурат этип, игитлерине багьа берип, бир асаргъа оьз къаравун гёрсетип, хабар тизмек. 1 1 Гётерме, чюй, гийигот, увуз, пуруж. Ватан неден башлана деген соравгъа генг хабарлав. (Агьлюден, ата юртдан, оьз халкъындан) 1 1 Асарда тенглешдиривлени табмакъ Автор асаргъа «Арт дёгерчиклер» деп неге къойгъанны гьакъында лакъырламакъ. Асарны чеберлик аламатларыны уьстюнде ишлев. Бизин юртну айланасында нечик жанлар ёлугъа, нечик чечеклер оьсе? Оланы атларын язмакъ. Китапда берилген айтывланы маъналарын чечмек. 28 Микаил Абуков. «Арт дёгерчиклер». «Последыши» 1 29 Камал Абуков «Йылланы рагьмусу» 1 30 Изамит Асеков «Бола бусанг-болат бол», «Къушлар уя гьазирлей» 1 31 М.Ш.Минатуллаев «Бийийген бёрю» 1 Мюгьлет, тангламакъ, адиллик, къысмат, пикру. Дёнмек, алам, уьюр. Бурчакълашса, мининг, къулакъ ас. Иргъакъ, икрам этмек, чыныкъмакъ. Мюкюр Инараллар, сюлче, мисгин, зулму. 32 Из дагест. литературы Абдулмуслим Джафаров. «Къанатлы йыртгъыч». 1 Герти къурадашлыкъны гьакъында лакъырлашыв. Оьзю булан болгъан ишни гьакъында гиччирек хабар язмакъ. Къувлуйгъан, тюйлюген, кадрлар, пейзаж. 33 Бадави Рамазанов. «Сурат». 1 Ушатгъан ерин сурат этмек. Игитлерине багьа берип, асаргъа оьз къаравун гёрсетип, хабар тизмек. Жут, марказ. 34 Повторение пройденного материала. Внеклассное чтение. А.Меджидов. «Ала бузав». Ж.Керимова. «Парахатлыкъны маршы» 1 32 2