РП обществознание 7 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МО "Хасавюртовский район"
МКОУ "Эндирейская СОШ №3"

«РАССМОТРЕНО»
рук ШМО

«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор

__________________
Асакаева Д.Д.

______________
Гаджимагомаева Б.А.

______________
Салавова М.К.

Протокол №1

Приказ № 14

от "03" 09 2022 г.

от "06" 09 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
для 7 класса, базовый уровень
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Девешова Д.У.,
учитель обществознания

село Эндирей 2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию разработана в соответствии с нормативно-правовыми
актами и методическими документами:
•
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от
29.12.12;
•
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении
и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»);
•
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательным программам
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254;
•
Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15 (в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020)).
•
Устав школы.
Предмет "Обществознание" изучается на ступени основного общего образования в качестве
обязательного в 7 классах по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Программа ориентирована на работу на УМК:
1. Обществознание. 7 класс под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой
(М.: Просвещение, 2019).
2. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотенкова. М,
Просвещение 2019.
Цели изучения обществознания в основной школе:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15лет),
её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в
том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закреплённым в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;
сферах
•

• человеческой деятельности; способах регулирования
механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

общественных

отношений;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности;
межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейнобытовых отношений.
•

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать
предпрофильному самоопределению школьников.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность
и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества
и утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём,
адекватных современному уровню научных знаний;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными
расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценно
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами учащихся 7 класса, формируемыми при изучении содержания
курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для
общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского
мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими
поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
2

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения учащимися 7 класса содержания программы по
обществознанию являются в сфере:
- познавательной:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку
взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском
обществе социальных ценностей;
- ценностно-мотивационной:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
3

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой
социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
обществознание 7 класс (34 ч)
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (13 ч).
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды.
Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в
обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность
подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека.
Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек.
Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы.
Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях (13 ч).
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные
сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная
плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка,
прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское
хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные
доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

4

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения
граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система,
рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение,
экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег,
бизнес, реклама.
Тема 3. Человек и природа ( 4 ч).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество.
Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное
загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе.
Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой.
Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные
государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные
инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговый урок (1 ч). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни
каждого.
Резерв 3 ч.
Тематическое планирование (34 часа)
№

Тема

Количество часов

п/п
1

Регулирование поведения людей в обществе

13

2

Человек в экономических отношениях

13

3

Человек и природа

5

Резерв

3

Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Тема
Вводный урок. Повторение курса 6 класса
Входная контрольная работа
Что значит жить по правилам
Права и обязанности граждан
Почему важно соблюдать законы
Защита Отчества
Для чего нужна дисциплина

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
5

Контрольная работа за 1 четверть
Виновен- отвечай
Кто стоит на страже закона
Правоохранительные органы Республики Бурятия
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в
обществе»
Контрольная работа за I полугодие «Регулирование
поведения людей в обществе»
«Человек в экономических отношениях»

8
9
10
11
12
13
14

1
1
1
1
1
1
1

Экономика и ее основные участники
Мастерство работника
Производство, затраты, выручка, прибыль
Виды и формы бизнеса
Обмен, торговля, реклама
Предпринимательство в Республике Бурятия
Деньги, их функции
Экономика семьи
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»
Контрольная работа за 3 четверть «Человек в
экономических отношениях»
Человек и природа

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Воздействие человека на природу
Охранять природу- охранять жизнь
Байкал-участок Всемирного наследия ЮНЕСКО
Закон на страже природы
Практикум по теме «Человек и природа»
Итоговое повторение

25
26
27
28
29
30
31

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.

1

Резерв- 3 часа
34

Календарно-тематическое планирование
№
скв.
нум
ерации
1
2
3

№
урока
в теме

Название темы урока

Колво
часов

Вводный урок. Повторение курса 6
1
класса
Входная контрольная работа
1
Тема1.Регулирование поведения 11ч

Дата
по
плану

Дата
по факту

Форма
контроля

7А

05.09

опрос

12.09

к/раб
6

4
5
6
7
8
9
10
11
12

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9

13

1.10

14

1.11

15

людей в обществе
Что значит жить по правилам
Права и обязанности граждан
Почему важно соблюдать законы
Защита Отечества
Для чего нужна дисциплина
Контрольная работа за 1 четверть
Виновен- отвечай
Кто стоит на страже закона
Правоохранительные органы
Республики Бурятия
Практикум по теме «Регулирование
поведения людей в обществе»
Контрольная работа за I полугодие
«Регулирование поведения людей в
обществе»
Тема 2. «Человек в экономических
отношениях».
Экономика и ее основные участники
Мастерство работника

1
1
1
1
1
1
1
1
1

19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
07.11
14.11
21.11

Уст.опрос
тест
Прак.раб
опрос
Сам/раб
к/раб
тест
опрос
сообщ

1

28.11

проекты

1

05.12

к/раб

1
1

19.12
26.12

опрос
тест

1

09.01

Сам/ раб

1

16.01

опрос

10 ч

16
17

2.1
2.2

18

2.3.

19

2.4

Производство, затраты, выручка,
прибыль
Виды и формы бизнеса

20

2.5

Обмен, торговля, реклама

1

23.01

тест

21

2.6

1

30.01

презентац

22

2.7

Предпринимательство в Республике
Бурятия
Деньги, их функции

1

06.02

Прак.раб

23

2.8

Экономика семьи

1

13.02

опрос

24

2.9

1

20.02

проект

25

2.10

Практикум по теме «Человек в
экономических отношениях»
Контрольная работа за 3 четверть
«Человек в экономических
отношениях»
Тема 3. Человек и природа

1

27.02

к/раб

26

5ч

27

3.1

Воздействие человека на природу

1

06.03

опрос

28

3.2

Охранять природу- охранять жизнь

1

13.03

тест

29

3.3

1

20.03

сообщ

30

3.4

Байкал-участок Всемирного
наследия ЮНЕСКО
Закон на страже природы

1

03.04

орпос

31

3.5

Практикум по теме «Человек и
природа»
Итоговое повторение

1

10.04

проект

2

17.04,
24.04

опрос

32

7

33

Итоговая контрольная работа за
курс 7 класса.

1

Резерв

3ч

08.05

к/раб

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 928 678-88-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».