МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Дагестан МО "Хасавюртовский район" МКОУ "Эндирейская СОШ №3" «РАССМОТРЕНО» рук ШМО «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР «УТВЕРЖДЕНО» Директор __________________ Асакаева Д.Д. ______________ Гаджимагомаева Б.А. ______________ Салавова М.К. Протокол №1 Приказ № 14 от "03" 09 2022 г. от "06" 09 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» для 7 класса, базовый уровень на 2022-2023 учебный год Составитель: Девешова Д.У., учитель обществознания село Эндирей 2022 Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами и методическими документами: • Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12; • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»); • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254; • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15 (в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020)). • Устав школы. Предмет "Обществознание" изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 7 классах по 1 часу в неделю, 34 часа в год. Программа ориентирована на работу на УМК: 1. Обществознание. 7 класс под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2019). 2. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотенкова. М, Просвещение 2019. Цели изучения обществознания в основной школе: • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах • • человеческой деятельности; способах регулирования механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; общественных отношений; формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейнобытовых отношений. • Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников. Рабочая программа направлена на решение следующих задач: -содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации; -формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства; -воспитание гражданственности и любви к Родине; -создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний; -выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры; -содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами; -помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений; -ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценно Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностными результатами учащихся 7 класса, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 2 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения учащимися 7 класса содержания программы по обществознанию являются в сфере: - познавательной: • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; - ценностно-мотивационной: • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; 3 • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Содержание учебного предмета обществознание 7 класс (34 ч) Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (13 ч). Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Тема 2. Человек в экономических отношениях (13 ч). Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. 4 Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение, экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама. Тема 3. Человек и природа ( 4 ч). Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы. Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы. Итоговый урок (1 ч). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого. Резерв 3 ч. Тематическое планирование (34 часа) № Тема Количество часов п/п 1 Регулирование поведения людей в обществе 13 2 Человек в экономических отношениях 13 3 Человек и природа 5 Резерв 3 Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тема Вводный урок. Повторение курса 6 класса Входная контрольная работа Что значит жить по правилам Права и обязанности граждан Почему важно соблюдать законы Защита Отчества Для чего нужна дисциплина Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 5 Контрольная работа за 1 четверть Виновен- отвечай Кто стоит на страже закона Правоохранительные органы Республики Бурятия Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» Контрольная работа за I полугодие «Регулирование поведения людей в обществе» «Человек в экономических отношениях» 8 9 10 11 12 13 14 1 1 1 1 1 1 1 Экономика и ее основные участники Мастерство работника Производство, затраты, выручка, прибыль Виды и формы бизнеса Обмен, торговля, реклама Предпринимательство в Республике Бурятия Деньги, их функции Экономика семьи Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» Контрольная работа за 3 четверть «Человек в экономических отношениях» Человек и природа 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Воздействие человека на природу Охранять природу- охранять жизнь Байкал-участок Всемирного наследия ЮНЕСКО Закон на страже природы Практикум по теме «Человек и природа» Итоговое повторение 25 26 27 28 29 30 31 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Итоговая контрольная работа за курс 7 класса. 1 Резерв- 3 часа 34 Календарно-тематическое планирование № скв. нум ерации 1 2 3 № урока в теме Название темы урока Колво часов Вводный урок. Повторение курса 6 1 класса Входная контрольная работа 1 Тема1.Регулирование поведения 11ч Дата по плану Дата по факту Форма контроля 7А 05.09 опрос 12.09 к/раб 6 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 13 1.10 14 1.11 15 людей в обществе Что значит жить по правилам Права и обязанности граждан Почему важно соблюдать законы Защита Отечества Для чего нужна дисциплина Контрольная работа за 1 четверть Виновен- отвечай Кто стоит на страже закона Правоохранительные органы Республики Бурятия Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» Контрольная работа за I полугодие «Регулирование поведения людей в обществе» Тема 2. «Человек в экономических отношениях». Экономика и ее основные участники Мастерство работника 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 07.11 14.11 21.11 Уст.опрос тест Прак.раб опрос Сам/раб к/раб тест опрос сообщ 1 28.11 проекты 1 05.12 к/раб 1 1 19.12 26.12 опрос тест 1 09.01 Сам/ раб 1 16.01 опрос 10 ч 16 17 2.1 2.2 18 2.3. 19 2.4 Производство, затраты, выручка, прибыль Виды и формы бизнеса 20 2.5 Обмен, торговля, реклама 1 23.01 тест 21 2.6 1 30.01 презентац 22 2.7 Предпринимательство в Республике Бурятия Деньги, их функции 1 06.02 Прак.раб 23 2.8 Экономика семьи 1 13.02 опрос 24 2.9 1 20.02 проект 25 2.10 Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» Контрольная работа за 3 четверть «Человек в экономических отношениях» Тема 3. Человек и природа 1 27.02 к/раб 26 5ч 27 3.1 Воздействие человека на природу 1 06.03 опрос 28 3.2 Охранять природу- охранять жизнь 1 13.03 тест 29 3.3 1 20.03 сообщ 30 3.4 Байкал-участок Всемирного наследия ЮНЕСКО Закон на страже природы 1 03.04 орпос 31 3.5 Практикум по теме «Человек и природа» Итоговое повторение 1 10.04 проект 2 17.04, 24.04 опрос 32 7 33 Итоговая контрольная работа за курс 7 класса. 1 Резерв 3ч 08.05 к/раб 8