РП ПО ЧТЕНИЮ 4 КЛ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МО "Хасавюртовский район"
МКОУ "Эндирейская СОШ №3"
«РАССМОТРЕНО»
рук ШМО
__________________
Абдурашидова М.Р.
Протокол №___
от «___» ____20___г

«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
______________
Гаджимагомаева Б.А.
Протокол № ___
от «___» ____20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
для 4 класса, базовый уровень
на 2022-2023 учебный год

село Эндирей 2022

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор
______________
Салавова М.К.
Приказ №____
от «___» ____20___г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 4 класса на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а
также ориентирована на целевые приоритеты духовно- нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением
предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и
дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального,
духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир
художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и
литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на
обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного
образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным
возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов;
представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России,
отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного
(прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его
творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с
дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а
также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания
предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений,

обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность
достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при
изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
На курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 102 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и
повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые
младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и
универсальных действий в процессе изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
•
•
•
•
•

формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию
художественной литературы и произведений устного народного творчества
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего
развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного
народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста
изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее
представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки,
загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный

герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части;
стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
• овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл
прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических
произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения И. С.
Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, М. М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и
др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного
края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра
Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся
защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое
России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А.
Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной
войны.
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору).
Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора
для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация).
Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в
произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных
произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских
богатырей: Ильи Муромца,
Алёши
Поповича,
Добрыни
Никитича,
Никиты
Кожемяки
(где
жил,
чем
занимался,
какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые

выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике.
Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной
выразительности в стихотворном
произведении
(сравнение,
эпитет,
олицетворение,
метафора).
Круг
чтения:
литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской
сказки.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере
произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не
менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен:
назначение, темы и герои, особенности языка.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства
художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое»
сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в
стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных
сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь
литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение,
особенности.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в
стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические
произведения поэтов и писателей (не менее пяти
авторов
по
выбору):
В.
А.
Жуковский,
Е.
А.
Баратынский,
Ф.
И.
Тютчев,
А.
А.
Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М.
И. Цветаева и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания
художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы,
сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.

Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и
научнопознавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных
жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство».
Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в
рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы —
тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений А. И. Куприна, В. П.
Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И. Коваля и др.
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г.
ГаринаМихайловского, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ
выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.
Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение литературы и театрального искусства
(одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое
произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения
на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических
произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические
произведения в кино и театре.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш.
Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана, Т. Янссон и др. (по выбору). Приключенческая литература:
произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги:
книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды
информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный
материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник,
собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства
учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения
программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и
отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и
духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на
практике. Гражданско-патриотическое воспитание:
•

•

•

становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению
родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в
культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в
процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов
России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:

•

освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление
сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим
людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

•

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации
нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных
впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:

•
•

•

•

проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать
своё отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и
художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

•

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:

•

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:
•
•

бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в
литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:

•
•
•

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как
средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие
познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании
произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:

•

сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора,
устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру,
авторской принадлежности;

•

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную
последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

•
•

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана,
пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
•

•
•

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем
вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать
несколько
вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и
связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения
(опыта, классификации, сравнения, исследования);
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
•

•
•
•
•
•

выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем
способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:

•
•
•
•
•
•

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой
среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выбранных действий;
самоконтроль:
•

•

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
преодоления ошибок.

выстраивать

корректировать

свои

последовательность

учебные

действия

для

Совместная деятельность:
•

•
•
•

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;

•
•

оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное
чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и
навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения. К
концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

•

•
•

•
•
•
•
•
•

осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека,
находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов
России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной
литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее,
ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по
объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма,
строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения:
отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные
песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных
народов России;

•

соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения,
басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль,

•

последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять
взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по
самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к
героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание
пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры
использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет,
олицетворение, метафора);

•

•

•

•

•
•

осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея,
заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение,
метафора, лирика, эпос, образ);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое
высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления,
грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста,
подтверждать свой ответ примерами из текста;
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато
(кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из
произведения;

•

•
•
•
•
•

составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10
предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание,
рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать
продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации,
предисловие, приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки,
рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для
получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Раздел 1. Вводный урок по курсу литературного чтения

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1.1. Знакомство с
учебником по
литературному
чтению

1

05.09.2022 Ориентироваться в
Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
учебнике по
education.yandex.ru
литературному
чтению.
Применять систему
условных
обозначений при
выполнении заданий.
Находить нужную
главу и нужное
произведение в
содержании
учебника.
Предполагать на
основе названия
содержание главы.
Пользоваться
словарём в конце
учебника.
Составлять
связное
высказывание по
иллюстрациям
оформлению
учебника

Итого по разделу:

1

Раздел 2. Летописи, былины, жития

и

2.1. «Ильины три
поездочки»

1

06.09.2022 Читать отрывки из
Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru
древнерусской
былины.
Определять
героя
былины и
характеризовать его с
опорой на текст

2.2. Былина – жанр
1
устного народного
творчества.
«Ильины три
поездочки»

07.09.2022 Сравнивать
Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru
поэтический и
прозаический текст
былины.
Составлять рассказ
по
репродукции
картин
известных
художников

2.3

Летописи. «И
повесил Олег
щит свой на
вратах
Царьграда».
Стартовая
диагностическая
работа

1

12.09.2022 Читать отрывки из
древнерусской
летописи

Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

2.4

«И вспомнил
1
Олег коня своего»

13.09.2022 Прогнозировать
Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru
содержание раздела.
Планировать работу
на уроке.
Читать отрывки из
древнерусской
летописи.
Находить в тексте
летописи данные о
различных
исторических фактах

2.5

«Житие Сергия
Радонежского» памятник
древнерусской
литературы

1

14.09.2022 Рассказывать об
Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
известном
education.yandex.ru
историческом
событии на основе
опорных слов и
других источников
информации.
Описывать
скульптурный
памятник известному
человеку.
Проверять себя и
оценивать свои
достижения

2.6

«Житие Сергия
Радонежского».
Тест №1

1

19.09.2022 Находить
информацию об
интересных фактах

Тест

resh.edu.ru учи.ру

2.7

Проект:
«Создание
календаря
исторических
событий»

1

2.8

Обобщение по
1
разделу
«Летописи.
Былины. Жития».
Проверка
навыка чтения

из жизни святого
человека

education.yandex.ru

20.09.2022 Составлять рассказ
Проект
по репродукции
картин известных
художников.
Проверять себя и
самостоятельно
оценивать
свои
достижения
при
работе с текстом,
используя
обобщающие
вопросы учебника

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

21.09.2022 Составлять рассказ
по репродукции
картин известных
художников.
Проверять себя и
самостоятельно
оценивать свои
достижения при
работе с текстом,
используя
обобщающие
вопросы учебника

Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Итого по разделу:

8

Раздел 3. Чудесный мир классики
3.1. А.С.Пушкин.
1
Подготовка
сообщения о А.С.
Пушкине

26.09.2022 Наблюдать за
выразительностью
литературного языка.
Читать выразительно,
использовать
интонации,
соответствующие
смыслу текста.
Наблюдать связь
произведений
литературы с
другими видами
искусств.
Составлять рассказ
по
репродукции
картин
известных
художников

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

3.2. А.С.
Пушкин
«Няне», «Туча»,
«Унылая пора!»

1

27.09.2022 Наблюдать за
выразительностью
литературного языка.
Читать выразительно,
использовать
интонации,
соответствующие
смыслу текста.
Наблюдать связь
произведений
литературы с
другими видами
искусств.
Составлять рассказ
по
репродукции
картин
известных
художников

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

3.3
3.4
3.5

3.6

А.С. Пушкин.
3
«Сказка о мертвой
царевне и о семи
богатырях»

М.Ю. Лермонтов. 1
Подготовка
сообщения о
М.Ю. Лермонтове

28.09.2022 Характеризовать
03.10.2022 героев произведения.
04.10.2022 Воспринимать и
понимать их
эмоциональнонравств
енные переживания.
Наблюдать за
выразительностью
литературного языка
Участвовать в
диалоге при
обсуждении
прослушанного
(прочитанного)
произведения.
Ставить вопросы по
содержанию
прочитанного,
отвечать на них
Определять тему,
главную мысль.
Описывать события,
последовательность
сказки

Устный
опрос.

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

05.10..2022

Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Практическая
работа.
Тест.

3.7
3.8
3.9

М.Ю. Лермонтов
«Ашик-Кериб»

3.10 Л.Н. Толстой.
Подготовка
сообщения о
Л.Н. Толстом.
«Детство»

3

1

10.10
Наблюдать за
выразительностью
11.10
12.10.2022 литературного языка.
Читать по ролям.
Понимать основное
ст
содержание
ану.
произведения
в
Излагать устно тек
при
по пл
Участвовать
диалоге
обсуждении
прослушанного
в
(прочитанного) при
произведения
Участвовать
диалоге
обсуждении
прослушанного
(прочитанного)
произведения

Устный
опрос.

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Практическая
работа.
Тест.

17.10.2022 Наблюдать за
Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru
выразительностью
литературного языка.
Называть
произведения

классической
литературы.
Определять жанры
литературных
произведений.
Осознанно,
выразительно
читать текст
3.11 Л.Н.Толстой
«Ивины»

1

18.10.2022 Определять тему,
главную мысль.
Характеризовать
события,
устанавливать
последовательность.
Наблюдать за
выразительностью
литературного языка

Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

3.12 Л.Н.Толстой .
Избранное

1

19.10.2022 Определять тему,
главную мысль.
Характеризовать
события,
устанавливать
последовательность.
Наблюдать за
выразительностью
литературного языка

Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

3.13 А.П. Чехов.
Подготовка
сообщения о
А.П. Чехове
«Мальчики».

1

24.10.2022 Понимать позицию
писателя,
его
отношение
к
окружающему миру,
к своим героям.
Понимать основное
содержание
услышанного.
Характеризовать
героев
произведения.
Наблюдать за
выразительностью
литературного языка

Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

3.14 А.П. Чехов.
Подготовка
сообщения о
А.П. Чехове
«Мальчики».

1

25.10.2022 Определять тему,
главную мысль,
Понимать основное
содержание
услышанного.
Участвовать в
диалоге при
обсуждении
прослушанного
(прочитанного)
произведения.
Ставить вопросы по
содержанию
прочитанного,
отвечать на них

1

26.10.2022 Сравнивать
Проверочная resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru
произведения разных работа
жанров.
Характеризовать
героев разных
жанров.

Тест №2

3.15 А.П. Чехов
«Мальчики».
Проверка навыка
чтения

Тест.

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Высказывать
суждение о значении
произведений
русских классиков
для России и русской
культуры.
Проверять себя и
самостоятельно
оценивать
свои
достижения
3.16 Обобщение по
разделу
«Чудесный мир
классики»

1

Контрольная
работа №1

Итого по разделу:

16

Раздел 4. Поэтическая тетрадь

07.11.2022 Сравнивать
Контрольная
произведения разных работа.
жанров.
Характеризовать
героев разных
жанров.
Высказывать
суждение о значении
произведений
русских классиков
для России и русской
культуры. Проверять
себя и
самостоятельно
оценивать свои
достижения

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

4.1. Ф. И. Тютчев
«Еще земли
печален вид...»,
«Как неожиданно
и ярко…»

1

08.11.2022 Прогнозировать

Устный

содержание раздела. опрос
Готовиться к уроку,
подбирая стихи
русских поэтов.
Воспринимать на
слух художественное
произведение; читать
выразительно стихи
русских поэтов,
воспроизводить их
наизусть.
Определять средства
художественной
выразительности в
лирическом тексте.
Наслаждаться
поэзией, понимать и
любить её.
Определять
самостоятельно
интонацию, которая
больше всего
соответствует
содержанию
произведения.

resh.edu.ru
учи.ру
education.yandex.ru

4.2. А.А. Фет.
1
«Весенний
дождь», «Бабочка»

09.11.2022 Читать выразительно Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru
стихотворение,
передавая настроение
автора.
Наблюдать за
повторением ударных
и безударных слогов в
слове (ритмом),
находить
рифмующиеся слова.
Использовать приёмы
интонационного
чтения (определить
силу голоса, выбрать
тон и темп чтения).
Определять средства
художественной
выразительности
в лирическом
тексте

4.3. Е.А. Баратынский 1
«Весна, весна!
Как воздух
чист!..»

14.11.2022 Читать
Устный
стихотворение,
опрос
передавая
с
помощью интонации
настроение
поэта.
Сравнивать
стихи
разных поэтов на
одну
тему.
Объяснять
интересные
выражения
в
лирическом тексте.
Определять средства
художественной
выразительности в
лирическом тексте

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

4.4

Е.А. Баратынский 1
«Где сладкий
шепот...»

15.11.2022 Определять по
Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
тексту, как
education.yandex.ru
отражаются
переживания автора в
его стихах.
Размышлять, всегда
ли совпадают они с
собственными,
личными
переживаниями и
отношениями к
жизни, природе,
людям.
Самостоятельно
оценивать
своё
чтение

4.5

А.Н. Плещеев
«Дети и птичка»

1

16.11.2022 Читать
Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
стихотворение,
education.yandex.ru
передавая с помощью
интонации
настроение поэта.
Наблюдать за
повторением
ударных и
безударных слогов в
слове (ритмом),
находить
рифмующиеся слова.
Использовать
приёмы
интонационного
чтения

4.6

И.С. Никитин «В
синем небе
плывут над
полями...»

1

21.11.2022 Читать выразительно Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
стихотворение,
education.yandex.ru
передавая
настроение автора.
Использовать
приёмы
интонационного
чтения (определить
силу голоса, выбрать
тон и темп чтения).
Определять средства
художественной
выразительности в
лирическом тексте

4.7

Н.А.
Некрасов 1
«Школьник», «В
зимние сумерки
нянины сказки...»

22.11.2022 Читать выразительно Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
стихотворение,
education.yandex.ru
передавая
настроение автора.
Использовать
приёмы
интонационного
чтения
(выразить
радость, определить
силу голоса, выбрать
тон и темп чтения)

4.8

И.А. Бунин
«Листопад».

1

23.11.2022 Читать выразительно Тест.
стихотворение,
передавая

resh.edu.ru учи.ру

Тест № 3

4.9

настроение автора.
Использовать приёмы
интонационного
чтения (выразить
радость, определить
силу голоса, выбрать
тон и темп чтения).
Иллюстрировать
стихотворение
1

Картины природы.
Обобщение по
разделу
«Поэтическая
тетрадь».
Контрольная
работа №1

Итого по разделу:

9

Раздел 5. Литературные сказки

28.11.2022 Проверить свои
Контрольная
работа
знания.
Участвовать в работе
группы, читать стихи
друг другу, работая в
паре, самостоятельно
оценивать свои
достижения

education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

5.1. В.Ф. Одоевский 3
5.2 «Городок
в
5.3 табакерке»

29.11.
Прогнозировать
30.11.2022 содержание раздела.
05.12.2022 Планировать работу
на уроке, выбирать
виды деятельности.
Читать осознанно
текст, понимать
прочитанное.

Устный
опрос.
Практическая
работа.
Тест.

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Участвовать в работе
группы. Отвечать и
задавать вопросы.
Пересказывать сказку
по плану подробно и
выборочно.
Придумывать
свой
вариант сказки,
используя
литературные приёмы
Читать сказку вслух и
про себя,
использовать приёмы
выразительного
чтения.
Определять
нравственный смысл
сказки.
Наблюдать за
развитием и
последовательностью
событий в
литературной сказке.
Рассказывать о герое
с опорой на текст
сказки и опорные
слова

5.4

П.П.

Бажов 3

06.12.

Воспринимать на

Устный

resh.edu.ru

5.5
5.6

«Серебряное
копытце»

07.12
слух
тексты
12.12.2022 литературных сказок,
высказывать
своё
мнение, отношение.
Читать сказку вслух
и про себя,
использовать приёмы
выразительного
чтения при
перечитывании.
Сравнивать
содержание народной
и литературной
сказок; определять
нравственный смысл
сказки.
Наблюдать за
развитием и
последовательность
ю событий в
литературной сказке.
Сравнивать героев в
литературной сказке,
характеризовать их,
используя текст
сказки Определять
авторское отношение
к изображаемому.
Сравнивать
содержание

опрос.
Практическая
работа.
Тест.

учи.ру
education.yandex.ru

народной и
литературной сказок;
определять
нравственный смысл
сказки.
Наблюдать
за
развитием
и
последовательность
ю событий в
литературной сказке
5.7. С.Т. Аксаков
«Аленький
цветочек»

3

13.12
Читать сказку вслух и
про себя,
14.12
19.12.2022 использовать приёмы
выразительного
чтения.
Объяснять значения
разных слов с опорой
на текст, с помощью
словаря в учебнике
или толкового
словаря
Объяснять значения
разных слов с опорой
на текст, с помощью
словаря в учебнике
или толкового
словаря

Устный
опрос.
Практическая
работа.
Тест.

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

5.8.

1

С.Т. Аксаков
«Аленький
цветочек».

Контрольная
работа №3

Письменная
работа.

Участвовать в работе
группы.
Отвечать и задавать
вопросы

Проверка навыка
чтения
Диагностическая
работа.
5.9. Обобщение по
разделу
«Поэтическая
тетрадь».

20.12.2022 Читать
осознанно текст,
понимать
прочитанное.

1

21.12.2022 Сравнивать
Контрольная
работа
народную и
литературную сказки.
Определять виды
текстов.
Знать отличительные
особенности
литературной сказки.
Составлять
рекомендованный
список литературы.
Проверять себя и
оценивать свои
достижения

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

5.10 КВН
«Литературные
сказки»

1

Сравнивать
произведения разных
жанров.
Характеризовать
героев разных
жанров. Высказывать
суждение о значении
произведений
русских классиков
для России и русской
культуры.
Проверять себя и
самостоятельно
оценивать
свои
достижения

Итого по разделу:

10

Раздел 6. Делу время – потехе час

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

6.1. Е.Л. Шварц
6.2 «Сказка о
6.3 потерянном
времени»

3

Прогнозировать
содержание раздела.
Планировать работу
на уроке, выбирать
виды деятельности.
Характеризовать
главных героев в
сказке. Участвовать
в диалоге при
обсуждении
прочитанного.
Читать сказку по
ролям.
Характеризовать
героев произведения,
воспринимать и
понимать их
эмоциональнонравств
енные переживания.
Определять главную

Устный
опрос.
Практическая
работа.
Тест.

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

мысль произведения
и смысл заглавия
Объяснять
поучительный смысл
сказки. Составлять
монологическое
высказывание
с
опорой на авторский
текст.
Находить
необходимую
информацию в
справочной
литературе для
подготовки
сообщения о
творчестве
изучаемого писателя.
Готовить сообщение о
писателе

6.4. В.Ю. Драгунский 1
«Главные реки»

Определять жанр
произведения.
Определять идею
произведения,
отношение автора и
собственное
отношение к
литературному
персонажу. Понимать
юмористический
смысл рассказа.
Определять
основную мысль
рассказа. Находить
необходимую
информацию в
справочной
литературе для
подготовки
сообщения о
творчестве
изучаемого
писателя.
Готовить сообщение о
писателе

Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

6.5. В.В. Галявкин
«Никакой я
горчицы не ел»

1

Понимать
Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
нравственный смысл
education.yandex.ru
рассказа. Определять
основную мысль
рассказа.
Участвовать в
обсуждении.
Высказывать свои
собственные
впечатления о
прочитанном
произведении.
Находить
необходимую
информацию в
справочной
литературе для
подготовки
сообщения о
творчестве
изучаемого писателя.
Готовить сообщение о
писателе

6.6

Обобщение по
разделу «Делу
время – потехе
час».

1

Контрольная
работа №4
Итого по разделу:

6

Раздел7. Страна детства
7.1
7.2

Б.С. Житков «Как 2
я ловил
человечков»

7.3
7.4

К.Г. Паустовский
«Корзина с

2

Прогнозировать
Устный
содержание раздела. опрос
Планировать работу с
произведением на
Тест
уроке, используя
условные
обозначения.
Определять
основную
мысль
рассказа

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru
Воспринимать
на
Устный опрос
слух художественное

еловыми
шишками»

произведение; читать
Тест
вслух и про себя,
осмысливая
содержание.
Объяснять смысл
названия
произведения.
Отвечать на вопросы
по содержанию
произведения;
определять главную
мысль.
Характеризовать
героев произведения,
их восприятие
и понимание
эмоциональнонравств
енных переживаний

учи.ру
education.yandex.ru

7.5

М.М. Зощенко
«Елка».

1

Тест № 4

Участвовать в
диалоге при
обсуждении
произведения.
Участвовать в
диалоге при
обсуждении
прослушанного
(прочитанного)
произведения.
Ставить вопросы по
содержанию
прочитанного,
отвечать на них.
Составлять
план,
пересказывать
произведение

7.6

Обобщение по
разделу
«Страна
детства».
Контрольная
работа №5

1

Подбирать книги по
теме.
Придумывать
смешные рассказы о
школьной жизни, не
обижая своих друзей.
Проверять себя и
самостоятельно
оценивать свои
достижения

Устный
опрос
Тест

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Итого по разделу:

6

Раздел 8. Поэтическая тетрадь
8.1

1
С.А.Есенин.
Подготовка
сообщения о
С.А.Есенине
Подготовка
сообщения
о
М.И.Цветаевой.

Устный опрос. resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

8.2

С.А.
Есенин 1
«Бабушкины
сказки»

Определять различные Устный опрос. resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru
средства
выразительности.
Наблюдать за жизнью
слов в
художественном
тексте.
Наблюдать
за
повторением ударных
и безударных слогов в
слове (ритмом).
Объяснять интересные
выражения в тексте

8.3

8.4

М.И.
Цветаева 1
«Бежит тропинка
с бугорка»,
«Наши царства»

Обобщение по
разделу
«Поэтическая

1

Следить за
Устный опрос. resh.edu.ru учи.ру
выражением и
education.yandex.ru
развитием чувства в
лирическом
стихотворении. Читать
выразительно
стихотворение,
передавая настроение
автора.
Использовать приёмы
интонационного
чтения (выразить
радость, грусть,
определить силу
голоса, выбрать тон и
темп чтения).
Иллюстрировать
стихотворение
Участвовать
в
конкурсе чтецов
со
своим
любимым

тетрадь».
Контрольная
работа №6

Итого по разделу:
Раздел 9. Природа и мы

стихотворением.
Проверять себя и
самостоятельно
оценивать свои
достижения
4

9.1
9.2

Д.Н.
МаминСибиряк
«Приёмыш»

2

Прогнозировать
Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
содержание раздела.
education.yandex.ru
Планировать работу с Тест
произведением на
уроке, используя
условные
обозначения.
Понимать
нравственный смысл
рассказа.
Определять основную
мысль
рассказа
Определять
жанр
произведения.
Определять
идею
произведения,
отношение автора и
собственное
отношение
к
литературному
персонажу.
Понимать
нравственный смысл
рассказа.
Определять основную
мысль рассказа.
Пересказывать текст
выборочно

9.3

С.Есенин
«Лебёдушка»

1

Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
Выражать личное
education.yandex.ru
отношение к
прочитанному,
аргументировать свою
позицию с
привлечением текста
произведения.
Выразительно читать с
использованием
интонаций,
соответствующих
смыслу текста

9.4
9.5

М.М. Пришвин
«Выскочка»

2

Понимать
Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
нравственный смысл
education.yandex.ru
рассказа.
Тест
Определять основную
мысль рассказа.
Сравнивать
свои
наблюдения
за
жизнью животных с
рассказом автора.
Рассказывать о герое,
подбирая в

произведении
словаопределения,
характеризующие его
поступки и характер.
Пересказывать
произведение
на
основе плана
9.6

А.И. Куприн
«Барбос и
Жулька»

1

Определять тему и
Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
главную мысль
education.yandex.ru
произведения,
Тест
работать с
иллюстрациями.
Соотносить заглавие
рассказа с темой и
главной мыслью,
отвечать на вопросы
по содержанию.
Определять главных
героев произведения.
Давать характеристики
героев. Участвовать в
обсуждении Умение
последовательно
воспроизводить
содержание рассказа

9.7
9.8
9.9

В.П. Астафьев
«Стрижонок
Скрип»

3

Определять жанр
произведения.
Определять идею
произведения,

Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru
Тест

отношение автора и Письменная
собственное
работа
отношение к
литературному
персонажу. Понимать
нравственный смысл
рассказа.
Определять основную
мысль рассказа
Анализировать
заголовок
произведения.
Ставить вопросы по
содержанию
прочитанного,
отвечать на них

9.10 Проект «Природа 1
и мы»

Находить
необходимую
информацию в разных
источниках
для
подготовки
выступления по теме.
Составлять
самостоятельно текст
для
энциклопедического
словаря

9.11 Обобщение
по
разделу «Природа

Выражать личное
отношение к

и мы».
Контрольная
работа №7

прочитанному,
аргументировать свою
позицию с
привлечением текста
произведения.
Рассказывать о
творчестве Пришвина,
используя материал в
энциклопедическом
словаре.
Проверять себя и
самостоятельно
оценивать свои
достижения

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Итого по разделу:

11

Раздел 10. Поэтическая тетрадь
10.1 И.С.Никитин
10.2 «Русь»

2

Воспринимать на слух Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
художественное
education.yandex.ru
произведение; читать
вслух и про себя,
осмысливая
содержание.
Объяснять смысл
названия
произведения.
Отвечать на вопросы
по содержанию
произведения;
определять главную
мысль

10.3 С.Д.Дрожжин
«Родине»
А.В.Жигулин
«О,Родина!»

1

Воспринимать на слух Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
художественное
education.yandex.ru
произведение; читать
вслух и про себя,
осмысливая
содержание.
Отвечать на вопросы
по содержанию
произведения;
определять главную
мысль
Определять жанр
произведения.
Рассказывать о
Родине, подбирая в
произведении
словаопределения.
Понимать
нравственный смысл
произведения.
Определять основную
мысль рассказа

10.4 Стихи о Родине.

1

Читать стихотворение, Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru
отражая позицию
автора и своё
отношение к
изображаемому.
Заучивать стихи
наизусть

10.5 Путешествие в
мир поэзии.
Обобщение по
разделу
«Поэтическая
тетрадь».

1

Проверять себя и
самостоятельно
оценивать свои
достижения

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Контрольная
работа №8
Итого поразделу:

5

Раздел 11. Родина
11.1 О защитниках
Брестской
крепости.

1

11.2 Защитники
Москвы.

1

11.3 Блокада
Ленинграда.

1

Понимать содержание Устный опрос
прочитанного,
высказывать своё
отношение.
Использовать приёмы
интонационного
чтения (выразить
радость, удивление,
определить силу
голоса, выбрать тон и
темп чтения).
Составлять рассказы о

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru
resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru
resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

11.4 Ура, Победа!

1

Родине, передавая
свои чувства, своё
отношение к Родине

11.5

1

Участвовать
проекте:
распределять
находить

О Родине. Проект:
«Они защищали

Родину»

11.6 Обобщение
по 1
разделу «Родина».
Контрольная
работа №9
Итого по разделу:

6

Раздел 12. Страна Фантазия

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru
в Проект

resh.edu.ru учи.ру

роли,

нужную информацию,
представлять её в
соответствии с
тематикой.

education.yandex.ru

Проверять себя и
самостоятельно
оценивать свои
достижения

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

12.1 Е. С. Велтистов
12.2 «Приключения
12.3 Электроника»

3

Знакомство с
названием раздела.
Прогнозировать
содержание раздела.
Планировать работу с
произведением на
уроке с
использованием
условных
обозначений.
Воспринимать на слух
художественное
произведение; читать
вслух и про себя,
осмысливая
содержание.

Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru
Тест
Письменная
работа

Объяснять смысл
названия
произведения.
Определять
особенности
фантастического
жанра
Воспринимать на слух
художественное
произведение; читать
вслух и про себя,
осмысливая
содержание.
Объяснять смысл
названия
произведения.
Отвечать на вопросы
по содержанию
произведения;
определять главную
мысль

12.4 Кир Булычёв
12.5 «Путешествие
Алисы»

2

произведением на
уроке с
использованием
условных
обозначений.
Воспринимать на слух
художественное
произведение; читать
вслух и про себя,
осмысливая

Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru
Тест
Письменная
работа

содержание.
Объяснять смысл
названия
произведения.
Определять
особенности
фантастического
жанра
Воспринимать на слух
художественное
произведение; читать
вслух и про себя,
осмысливая
содержание.
Объяснять смысл
названия
произведения.
Отвечать на вопросы
по содержанию
произведения;
определять главную
мысль

12.6 Обобщение
разделу
«Страна
Фантазия».

по

Итого по разделу:

1

Проверять себя и
самостоятельно
оценивать свои
достижения.
Придумывать
фантастические
истории

Тест

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Планировать работу с
произведением на
уроке с
использованием
условных
обозначений.
Воспринимать на слух
художественное
произведение; читать
вслух и про себя,
осмысливая
содержание
Составлять план.
Пересказывать самые
интересные эпизоды
из произведений от
лица героя

Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru
Тест

6

Раздел 13. Зарубежная литература
13.1 Д. Свифт
«Путешествие
Гулливера»

3

Письменная
работа

13.2 Г.Х. Андерсен
«Русалочка»

4

Устный опрос resh.edu.ru учи.ру
Читать и
education.yandex.ru
воспринимать на слух
Тест
художественное
произведение.
Подготовка сообщения Письменная
о великом сказочнике работа
(с помощью учителя)
Планировать работу с
произведением на
уроке с

использованием
условных
обозначений.
Воспринимать на слух
художественное
произведение; читать
вслух и про себя,
осмысливая
содержание
Воспринимать на слух
художественное
произведение; читать
вслух и про себя,
осмысливая
содержание.
Отвечать на вопросы
по содержанию
произведения;
определять главную
мысль Определять
нравственный смысл
сказки (с помощью
учителя).
Пересказывать
выборочно
произведение.
Иллюстрировать
сказку

13.3

М. Твен
«Приключения

2

Тома Сойера»

13.4 Итоговая
диагностическая
работа

Планировать работу с Устный опрос
resh.edu.ru учи.ру
произведением на
уроке с
Тест
использованием
условных
Письменная
обозначений.
работа
Воспринимать на слух
художественное
произведение; читать
вслух и про себя,
осмысливая
содержание
Воспринимать на слух
художественное
произведение; читать
вслух и про себя,
осмысливая
содержание.
Отвечать на вопросы
по содержанию
произведения;
определять главную
мысль

1

education.yandex.ru

13.5 Обобщение по
разделу
«Зарубежная
литература»

1

13.6 Итоговый урок.

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

102

Самостоятельно
оценивать свои
достижения

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

4

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение
(в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Методические рекомендации литературное чтение Н.А. Стефаненко издательство "Просвещение"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Литературное чтение. Аудиоприложение к учебнику Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. 4 класс (В комплекте с учебником).
Автор(ы): Стефаненко Н. А., Чернецова-Рождественская И. В. Линия УМК: УМК "Школа России" Л. Ф. Климанова, 4 кл. Класс: 4
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
рабочая программа, учебник Литературного чтения , электронные пособия, методические пособия

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор,многофункциональное устройство (принтер-копир-сканер),фронтальные колонки двухполосные,сетевой фильтр,интерактивное оборудование
Интерактивная доска Smartboard,компьютерное оборудование Ноутбук учителя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 928 678-88-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».