РП ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МО "Хасавюртовский район"
МКОУ "Эндирейская СОШ №3"

«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

рук ШМО

Зам. директора по УВР

Директор

__________________

______________

______________

Минатувова Н.Г.

Гаджимагомаева Б.А.

Салавова М.К.

Протокол №___

Протокол № ___

Приказ №____

от «___» ____20___г

от «___» ____20___г

от «___» ____20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«РУССКИЙ ЯЗЫК»
для 4 класса, базовый уровень
на 2022-2023 учебный год

село Эндирей 2022

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 4 классов на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори‐
теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего
школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
—приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков
и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐
нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони‐
мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной
и письменной речи как показателя общей культуры человека;
—овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом;
—овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике,
графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их
признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
—развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:

—становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
—осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
—сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
—уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных
отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; духовно-нравственного
воспитания:
—признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
—проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
—неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
—уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
—стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
—соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации
в процессе языкового образования;
—бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
—осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
—бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
—неприятие действий, приносящих ей вред; ценности
научного познания:
—первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

—познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
—сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать
основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак,
лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
—объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
—определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
—находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
—выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
—устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
—с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
—сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
—проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять
по предложенному плану проектное задание;
—формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
—прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
—выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
—согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
—распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
—соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
—анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
—понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно
создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К

концу

обучения

в

начальной

школе

у

обучающегося

формируются

коммуникативные универсальные учебные действия Общение:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
—проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
—признавать возможность существования разных точек зрения;
—корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
—строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
—создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с
речевой ситуацией;
—готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
—подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:
—планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
—выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль:
—устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
—корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
—соотносить

результат

деятельности

с

поставленной

учебной

задачей

по

выделению,

характеристике, использованию языковых единиц;
—находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую
и пунктуационную ошибку;
—сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
—формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
—принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать
конфликты;
—ответственно выполнять свою часть работы
—оценивать свой вклад в общий результат;
—выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
—осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать
язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа;
—объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
—осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
—проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике
алгоритмом);
—подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
—выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по
контексту;
—проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему
состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
—устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по
комплексу освоенных грамматических признаков;
—определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж;
проводить разбор имени существительного как части речи;
—определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число,
падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
—устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические
признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в
прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем
времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
—определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число,
род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов в тексте;
—различать предложение, словосочетание и слово;
—классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
—различать распространённые и нераспространённые предложения;

—распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными
членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
—разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без на‐
зывания терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие
из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения
без называния терминов);
—производить синтаксический разбор простого предложения;
—находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
—применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные
(перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные оконча‐ ния имён
существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие
или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без
союзов;
—правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
—писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил
правописания;
—находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила,
описки;
—осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать
адекватные языковые средства в ситуации общения;
—строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4—6 предложений), соблюдая
орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
—создавать небольшие устные и письменные тексты (3— 5 предложений) для конкретной
ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);
—определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на
тему или основную мысль;
—корректировать порядок предложений и частей текста;
—составлять план к заданным текстам;
—осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
—осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
—писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;

—осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно
и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; ин‐
терпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
—объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
—уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном носителе),
в Интернете в условиях контролируемого входа.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам.
Звукобуквенный разбор слова.
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний
звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей
русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов,
устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые
случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания,
корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов
(ознакомление).

Значение

наиболее

употребляемых

суффиксов

изученных

частей

речи

Склонение

имён

(ознакомление).
Морфология
Части

речи

самостоятельные

и

служебные.

Имя

существительное.

существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа
ожерелье во множественном числе); собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий; имена
существительные

1,

2,

3-го

склонения

(повторение

изученного).

Не

склоняемые

имена

существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного
от

формы

имени

существительного

(повторение).

Склонение

имён

прилагательных

во

множественном числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го и
3-го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение) І и ІІ

спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление).
Значение, вопросы, употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды
предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды
предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между
словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и
нераспространённые предложения (повторение изученного). Предложения с однородными членами:
без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как
осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом
материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
—безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, - ий,
-ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
—безударные падежные окончания имён прилагательных;
—мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
—наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
—безударные личные окончания глаголов;
—знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и
без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки
препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и
письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог; монолог;
отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и
собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы. Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации,
заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации,
содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 4 КЛАСС

№
п/п

Наименование
разделов
и
программы

тем

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды деятельности
изучения

Виды,
формы Электронные
(цифровые)
контроля
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Повторение
1.1.

Знакомство с учебником 1
«Русский язык». Наша
речь и наш язык.

Анализировать
высказывания о русском
языке.
Высказываться
о
значении «волшебных»
слов в речевом общении,
использовать их в речи.

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

1.2.

1.3

Текст и его план.

Подробное изложение
повествовательного
текста
по
коллективно
составленному плану.

1

Презентация.
Тематический
Определять тему и
главную мысль текста.
Подбирать заголовок к
тексту.
Соотносить заголовок и
текст.
Выделять части текста и
обосновывать
правильность
их
выделения.
Составлять план текста.
Комплексная работа над
структурой текста:
озаглавливание,
корректирование порядка
предложений и частей
текста (абзацев).

1

Самостоятельно
подготовиться
к
написанию изложения.
Подробно
излагать
содержание
повествовательного
текста
и
оценивать
правильность
написанного

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

1.4

Анализ
изложений
и 1
работа над ошибками.
Типы текстов.

Презентация.
Тематический
Создание
собственных
текстов
по
предложенным темам

1.5

Предложение
единица речи.

как 1

Презентация.
Тематический
Классифицировать
предложения по цели
высказывания
и
по
интонации.
Обосновывать
использование
знаков
препинания
в
конце
предложений и знака
тире в диалогической
речи.
Составлять предложения,
различные
по
цели
высказывания
и
по
интонации.
Соблюдать в устной речи
логическое (смысловое)
ударение и интонацию
конца предложения

1.6

Обращение

1

Тематический
Презентация.
Находить в предложении
обращения в начале,
середине, конце.
Составлять предложения с
обращением.
Выделять обращения на
письме

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

1.7

Главные
и
1
второстепенные члены
предложения.
Основа
предложения.

Презентация.
Составление текста из
деформированных
предложений.
Оценить
результаты
освоения тем, проявить
личностную
заинтересованность в
приобретении
и
расширении знаний
и способов
действий

1.8

Словосочетание.

Презентация.
Тематический
Выделение
словосочетаний
из
предложений.
Сравнивать предложение,
словосочетание и слово,
объяснять их сходство и
различие.
Устанавливать
при
помощи
смысловых
вопросов
связь
между словами
в словосочетании.
Выделять в предложении
словосочетания.
Разбирать предложение по
членам предложения

1.9

Контрольный диктант
№1 по теме «Текст.
Предложение.»

1

1

Тематический

Устанавливать
при Итоговый
помощи
смысловых
вопросов связь между

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

словами в предложении.
Выделять главные члены
предложения и объяснять
способы
нахождения
главных
членов
предложения.
Различать главные и
второстепенные
члены
предложения
1.10

Анализ
контрольного 1
диктанта и работа над
ошибками.

Итого по разделу:
Раздел 2. Предложение

10

Совместная деятельность

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

2.1.

Знаки препинания в 1
предложениях
с
однородными членами.

2.2.

Сочинение по
репродукции картины
И.И.Левитана
«Золотая осень».

Учиться
устанавливать Тематический
связь однородных членов
в
предложении:
при
помощи
интонации
перечисления.
Распознавать
предложения
с
однородными членами,
находить их в тексте.
Определять,
каким
членом
предложения
являются
однородные
члены.
Распознавать однородные
второстепенные члены,
имеющие
при
себе
пояснительные слова.
Соблюдать
интонацию
перечисления
в
предложениях с
однородными членами
1

Самостоятельная
Сочинение
Оценивать текст с точки работа
зрения пунктуационной
правильности.
Составлять рассказ по
репродукции
картины
И.И. Левитана «Золотая
осень» и данному плану

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

2.3

Анализ сочинения
работа над ошибками.

и 1

2.4

Простые
и
сложные
предложения.

2.5

Контрольный диктант
№2 по теме
«Предложение».

Итого по разделу:
Раздел 3. Слово в языке и речи

Учиться
Тематический
устанавливать
связь однородных членов
предложения с помощью
интонации перечисления
и союзов (и, а, но).
Презентация.
Проект
«Похвальное Самостоятельная
слово знакам
работа
препинания»
Презентация.
Сравнивать простые и
сложные предложения.
Выделять в сложном
предложении его основы

1

1

5

Диктант
Оценивать
результаты
выполненного
задания
«Проверь
себя»
по
учебнику.
Письменно
передавать
содержание
повествовательного
текста по самостоятельно
составленному плану

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

3.1.

Лексическое
слова.

значение 1

Работа
с
толковым Тематический
словарем русского языка.
Презентация.
Анализировать
высказывания о русском
языке.
Выявлять слова, значение
которых
требует
уточнения.
Объяснять
принцип
построения
толкового
словаря.
Определять (выписывать)
значение
слова,
пользуясь толковым
словарём
(сначала
с помощью учителя,
затем самостоятельно).
Составлять собственные
толковые
словарики,
внося
в
них
слова, значение
которых ранее было
неизвестно.
Оценивать
уместность
использования слов в
тексте, выбирать из ряда
предложенных слова для
успешного решения
коммуникативной задачи

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

3.2.

Многозначные
слова. 1
Слова в прямом и
переносном значениях.
Заимствованные слова.
Устаревшие
слова.
Однозначные
и
многозначные слова.

Составление предложений Тематический
и текста Презентация.
Распознавать
многозначные
слова,
слова
в
прямом
и
переносном значениях.

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Анализировать
употребление в тексте
слова
в прямом
и
переносном значении.
Сравнивать прямое и
переносное
значения
слов,
подбирать
предложения, в которых
слово употребляется в
прямом или переносном
значении.
Работать с таблицей слов,
пришедших к нам из
других языков.
Работать
с
лингвистическими
словарями
учебника,
находить в них нужную
информацию о слове
3.3

Изложение
повествовательного
текста
по
самостоятельно
составленному плану.

1

Изложение Презентация.

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

3.4
3.5

Анализ изложения
работа над ошибками.
Фразеологизмы.

и 1

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

1

Составление текста по Тематический
фразеологизму и рисунку
Презентация.
Работать со страничкой
для
любознательных:
знакомство
с
этимологией слов, одной
из
частей
которых
является часть библио.
Работать со словарём
фразеологизмов
учебника, находить в нём
нужную информацию о
слове.
Наблюдать над
изобразительновыразител
ьными
средствами
языка
(словами,
употреблёнными
в
переносном значении,
значениями
фразеологизмов),
составлять
текст
по
рисунку и фразеологизму

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

3.6

Состав слова. Значимые 1
части слова
(повторение).

Предварительный
Словарный диктант.
Контролировать
правильность
объединения
слов
в
группу:
обнаруживать
лишнее слово в ряду
предложенных.
Объяснять
значение
слова, роль и значение
суффиксов и приставок

3.7

Состав слова. Значимые 1
части слова.

Разбор слова по составу. Текущий
Презентация.
Работать с памяткой
«Разбор
слова
по
составу».
Анализировать заданную
схему слова и подбирать
слова заданного состава.
Анализировать текст с
целью нахождения в нём
однокоренных слов, слов
с
определёнными
суффиксами и
приставками.
Моделировать слова

3.8

Сочинение-отзыв
по
репродукции картины
В.М. Васнецова «Иван
Царевич
на
Сером
волке».

1

Сочинение Презентация.

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

3.9

Анализ сочинения
работа над ошибками.

и 1

Коллективная работа

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

3.10

Правописание
слов 1
с удвоенными
согласными.

Совместная деятельность. Текущий
Презентация.
Работать с памяткой
«Звуко-буквенный разбор
слова».
Проводить звуковой и
звуко-буквенный разбор
слов

3.11

Правописание гласных и 1
согласных в приставках
и суффиксах.

Презентация
Группировать слова по
месту орфограммы и по
типу орфограммы

3.12

Правописание слов с 1
разделительным
твердым (ъ) и мягким (ь)
знаками.

Работа
с Текущий
орфографическим
словарем.
Составление
объявления. Презентация
Работать
с
орфографическим
словарём. Контролировать
правильность
записи

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

текста,
находить
неправильно записанные
слова и
исправлять
ошибки.
Оценивать результат
выполнения
орфографической задачи.
Сочинять объявление
3.13

Контрольный диктант
№3 по теме «Слово в
языке и речи»

3.14

Анализ
контрольного 1
диктанта и работа над
ошибками.

3.15

Изложение
повествовательного
деформированного
текста.

1

Диктант

Совместная деятельность

1

Изложение
Оценивать
результаты
выполненного
задания
«Проверь
себя»
по
учебнику.
Письменно
передавать
содержание
повествовательного
текста по самостоятельно
составленному плану

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

3.16

Анализ изложений
работа над ошибками.

и 1

Коллективная работа
Текущий
Различать
изученные
части речи.
Классифицировать слова
по частям речи на основе
изученных
признаков.
Анализировать
изученные
грамматические признаки
частей речи и соотносить
их с той частью речи,

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

которой они присущи.
Анализировать таблицы
«Самостоятельные части
речи», «Грамматические
признаки частей речи» и
составлять
по
ним
сообщения.
Подбирать
примеры
изученных частей речи
3.17

Наречие как часть речи 1
(общее представление).

Презентация.
Совместная деятельность
Классифицировать
наречия по значению и
вопросам.
Образовывать наречия от
имён прилагательных
Оценить
результаты
освоения тем, проявить
личностную
заинтересованность
в
приобретении
и
расширении знаний и

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

способов действий

Итого по разделу:

17

Раздел 4. Имя существительное
4.1.

Имя
существительное 1
как часть речи.

Презентация.
Предварительный
Совместная деятельность
Различать
имена
существительные,
определять признаки,
присущие
имени
существительному.
Изменять
имена
существительные по
падежам

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

4.2.

Признаки
падежных 1
форм имен
существительных.

Презентация
Текущий
Совместная деятельность
Различать
имена
существительные,
определять признаки,
присущие
имени
существительному.
Изменять
имена
существительные по
падежам

4.3.

Различение
имен 1
существительных,
употребленных
в
именительном,
родительном,
винительном падежах.

Текущий
Презентация.
Совместная деятельность
Определять падеж имени
существительного,
пользуясь памяткой.
Выделять
особенности
именительного
падежа
имени существительного:
в предложении является
подлежащим.
Различать именительный
и винительный падежи

4.4

Сочинение
по
репродукции картины
художника
А.
А.
Пластова
«Первый
снег»
(сочинениеописание).

4.5

Работа над ошибками,
допущенными
в
сочинении.

1

1

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Презентация
Сочинение
Составлять описательный
текст по репродукции
картины
художника
А.А. Пластова «Первый
снег» (под руководством
учителя)
Совместная деятельность

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

4.6

4.7

Различение
имен 1
существительных,

Презентация
Совместная деятельность

употребленных
предложном падеже.

Различать
имена
существительные,
определять признаки,
присущие
имени
существительному.
Изменять
имена
существительные по
падежам

в

Три склонения имен 1
существительных.
1-е
склонение
имен
существительных.

Текущий

Анализировать таблицу Текущий
«Падежные
окончания
имён существительных 1го
склонения»,
сопоставлять ударные и
безударные
падежные
окончания
существительных
1-го
склонения
Самостоятельная работа

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

4.8

2-е
склонение
существительных.

имен 1

Совместная деятельность Текущий
Определять
принадлежность
имён
существительных ко 2-му
склонению и
обосновывать
правильность
определения, подбирать
примеры
существительных
2-го
склонения.
Классифицировать имена
существительные по
склонениям

4.9

Падежные
окончания 1
имен существительных

Совместная деятельность Текущий
Словарный диктант.

2-го склонения.

Анализировать таблицу
«Падежные
окончания
имён существительных 2го
склонения»,
сопоставлять ударные и
безударные падежные
окончания
существительных 2-го
склонения

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

4.10

3-е
склонение
существительных.

имен 1

Составление
текста- Текущий
рассуждения
Определять
принадлежность
имён
существительных к 3-му
склонению и
обосновывать
правильность
определения, подбирать
примеры
существительных
3-го
склонения.
Классифицировать имена
существительные разных
склонений: находить их
сходство и различие.
Классифицировать имена
существительные по
склонениям

4.11

Падежные
окончания 1
имен существительных
3-го склонения.

Совместная деятельность Текущий
Анализировать таблицу
«Падежные
окончания
имён существительных 3го
склонения»,
сопоставлять ударные и
безударные падежные
окончания
существительных
склонения

3-го

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

4.12

Контрольный диктант
№4 по теме «Имя
существительное»

4.13

Анализ
контрольного 1
диктанта и работа над
ошибками.

4.14

Подробное изложение
повествовательного
текста
по
самостоятельно
составленному плану.

4.15

Анализ изложения
работа над ошибками.

и 1

1

Дктант
Указывать
падеж
склонение имён
существительных
Совместная деятельность

1

Итоговый
и

Текщий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Изложение.

Совместная деятельность

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

4.16

Падежные
окончания 1
имен существительных в
родительном
падеже.
Варианты падежных
окончаний

Совместная деятельность Текущий
Называть признаки, по
которым
можно
определить родительный
падеж
имени
существительного.
Анализировать
разные
способы
проверки
безударного падежного
окончания и выбирать
нужный способ проверки
при написании слова.
Проверять
написание
безударного окончания
имени существительного
в родительном падеже.

4.17

Упражнение
в 1
правописании падежных

Контрольное списывание
Распознавать

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

окончаний
имен
существительных
в
родительном падеже.

родительный
и
винительный
падежи
одушевлённых
имён
существительных
2-го
склонения

4.18

Падежные
окончания 1
имен существительных в
дательном падеже.

Составление текста

4.19

Падежные
окончания
имен существительных в
родительном
и
дательном
падежах.
Диагностическая
работа
по
итогам
первого полугодия

4.20

Падежные
окончания 1
имен существительных в
родительном
и
дательном
падежах.
Оформление адреса на
конверте.

1

Текущий

Диагностическая работа

Презентация
Текущий
Совместная деятельность
Сопоставлять
формы имён
существительных,
имеющих окончания е и
и.
Обосновывать написание
безударного падежного
окончания.
Контролировать
правильность записи в
тексте имён
существительных с
безударными
окончаниями, находить и
исправлять ошибки

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

4.21

Падежные
окончания 1
имен существительных в
творительном падеже.

Текущий
Презентация
Совместная деятельность
Называть признаки, по
которым можно

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

определить творительный
падеж
имени
существительного.
Использовать
правило
при написании имён
существительных
в
творительном
падеже,
оканчивающихся на
шипящий и ц
4.22

Падежные
окончания 1
имен существительных в
творительном
падеже.
Правописание имен
существительных,
оканчивающихся
на
шипящий
и
ц,
в
творительном падеже.

Называть признаки, по
которым
можно
определить творительный
падеж
имени
существительного.
Использовать
правило
при написании имён
существительных
в
творительном
падеже,
оканчивающихся на
шипящий и ц

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

4.23

Сочинение-отзыв
по
репродукции картины
художника
В.А.Тропинина
«Кружевница»

4.24

Анализ сочинений и 1
работа над ошибками.
Падежные окончания

Презентация
Совместная деятельность
Обосновывать написание

имен существительных в
предложном
падеже.
Употребление предлога
об
с
именами
существительными
в
предложном падеже.

безударного падежного
окончания имён
существительных во
множественном числе.
Контролировать
правильность записи в
тексте имён
существительных с
безударными
окончаниями, находить и
исправлять ошибки

1
Правописание
безударных окончаний
имен существительных
во всех падежах.

Презентация
Совместная деятельность

4.25

1

Сочинение
Обосновывать написание
безударного падежного
окончания имён
существительных во
множественном числе.
Контролировать
правильность записи в
тексте имён
существительных с
безударными
окончаниями, находить и
исправлять ошибки
Текущий

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

4.26

Контрольный диктант
№5
по
теме
«Правописание
безударных падежных
окончаний
имен
существительных
в
единственном числе».

4.27

Анализ
контрольного
диктанта.

1

1

4.28

Склонение
имен 1
существительных
во
множественном числе.

4.29

Подробное

изложение

повествовательного
текста
по
самостоятельно
составленному плану.

Диктант
Указывать
падеж
склонение имён
существительных

Совместная работа

и

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Текущий
Презентация
Совместная деятельность
Оценить
результаты
освоения тем, проявить
личностную
заинтересованность
в
приобретении
и
расширении знаний и
способов действий
1

Изложение

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

4.30

Анализ изложений

1

Совместная деятельность Текущий
Обосновывать написание
безударного падежного
окончания
имён
существительных
во
множественном
числе.
Контролировать
правильность записи в
тексте
имён
существительных с
безударными
окончаниями, находить и
исправлять ошибки

4.31

Падежные
окончания 1
имен существительных
множественного числа в
родительном падеже.

Презентация
Текущий
Совместная деятельность
Обосновывать написание
безударного падежного
окончания имён
существительных во
множественном числе.
Контролировать
правильность записи в
тексте
имён
существительных с
безударными
окончаниями, находить и
исправлять ошибки

4.32

Падежные
окончания 1
имен существительных
единственного
и
множественного числа в
дательном,

Текущий
Презентация
Совместная деятельность
Оценивать
результаты
выполненного
задания
«Проверь себя» по

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

творительном,
предложном падежах.

4.33

Проект
«Говорите
правильно!».

4.34

Сочинение-описание по
личным наблюдениям
на тему «Моя любимая
игрушка»

Итого по разделу:
Раздел 5. Имя прилагательное

учебнику.
Письменно
передавать
содержание
повествовательного
текста по самостоятельно
составленному плану
1

Проект.
Текущий
Исследовать речь
взрослых
(сверстников)
относительно
употребления некоторых
форм имён
существительных
множественного числа в
родительном падеже
1

34

Сочинение

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

5.1

Значение
и
1
употребление
имен
прилагательных в речи.

Презентация
Предварительный
Совместная деятельность
Находить
имена
прилагательные
среди
других слов и в тексте.
Подбирать к данному
имени существительному
максимальное количество
имён прилагательных.
Образовывать
имена
прилагательные
при
помощи суффиксов

5.2

Род

Презентация

и

число

прилагательных.

имен 1

Совместная деятельность
Определять род и число
имён прилагательных.
Изменять
имена
прилагательные
по
числам, по родам (в
единственном числе).
Согласовывать
форму
имени прилагательного с
формой
имени
существительного
при
составлении
словосочетаний
«имя
существительное + имя
прилагательное»

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру

education.yandex.ru

5.3.

Изменение по падежам 1
имен прилагательных в
единственном
числе.
Алгоритм определения
падежа
имен
прилагательных.

Презентация
Текущий
Совместная деятельность
Сравнивать
падежные
окончания имён
прилагательных
мужского
и
среднего
рода по таблице

5.4.

Общее представление о 1
склонении имен
прилагательных
мужского и среднего
рода и их падежных
окончаниях.

Самостоятельная
деятельность
Определять
и
обосновывать
написание
безударного
падежного resh.edu.ru
учи.ру

окончания
имён
прилагательных
мужского и среднего
рода в именительном
падеже, проверять
правильность
education.yandex.ru

написанного

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

5.5.

Склонение
имен 1
прилагательных
мужского
и
среднего рода
в
единственном
числе.

Текущий
Презентация
Совместная деятельность
Определять
и
обосновывать написание
безударного падежного
окончания имён
прилагательных
мужского и среднего
рода
в
родительном
падеже,
проверять
правильность
написанного

5.6.

Склонение
имен 1
прилагательных
мужского и среднего
рода в единственном
числе. Дательный падеж.

Презентация
Текущий
Совместная деятельность
Определять
и
обосновывать написание
безударного падежного
окончания имён
прилагательных
мужского и среднего
рода в дательном падеже,
проверять правильность
написанного

5.7.

Выборочное изложение
описательного текста.

5.8.

Анализ изложения и 1
работа над ошибками.
Именительный,
родительный и
винительный
падежи имён
прилагательных
мужского
и
среднего рода

1

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Изложение
Текущий
Презентация
Совместная деятельность
Определять
и
обосновывать написание
безударного падежного
окончания имён
прилагательных
мужского и среднего
рода в именительном,

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

числе.

в
единственном

винительном,
родительном
падежах,
проверять правильность
написанного
5.9

Склонение
имен 1
прилагательных
мужского и среднего
рода в единственном
числе. Творительный и
предложный падежи.

Текущий
Презентация
Совместная деятельность
Определять
и
обосновывать написание
безударного падежного
окончания имён
прилагательных
мужского и среднего
рода в творительном и
предложном
падежах,
проверять правильность
написанного

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

5.10

5.11

Общее представление о 1
склонении имен
прилагательных
женского рода и их
падежных окончаниях.
Алгоритм определения
падежа
имён
прилагательных.

Презентация
Совместная деятельность

Склонение
имен 1
прилагательных
женского
рода
в
единственном
числе.
Именительный
и
винительный падежи.

Презентация
Совместная деятельность

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Словарный диктант
Определять
падежные
окончания
имён
прилагательных женского
рода по таблице

Определять
и
обосновывать написание
безударного падежного
окончания
имён
прилагательных женского
рода в именительном и
винительном
падежах,
проверять правильность
написанного

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

5.12

Склонение
имен 1
прилагательных
женского
рода в
единственном
числе.
Родительный,
дательный,
творительный,
предложный падежи.
Окончания имен
прилагательных
в
родительном, дательном,
творительном,
предложном падежах.

5.13

Контрольный
диктант №6 по теме
«Имя прилагательное».

5.14

Анализ
контрольного 1
диктанта и работа над
ошибками. Склонение
имен
прилагательных
женского
рода
в
единственном
числе.
Винительный
и
творительный падежи.

Презентация
Совместная деятельность

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Определять и обосновывать
написание
безударного
падежного окончания имён
прилагательных
женского
рода
в
родительном,
творительном и предложном
падежах,
проверять
правильность написанного

1

Писать под диктовку в
соответствии
с
изученными правилами
орфографии и
пунктуации.Контролировать
правильность записи текста,
находить
неправильно
написанные
слова и исправлять ошибки

Итоговый

Проект.
Текущий
Составлять сообщение на
тему
«Какие
падежные
окончания
имеют
имена
прилагательные
женского
рода?»

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Проект
«Имена
прилагательные
в
«Сказке о рыбаке и
рыбке» А. С. Пушкина».
5.15

5.16

имен 1
Правописание
во
прилагательных
числе.
множественном
об
Представление
имен
окончаниях
прилагательных
множественного ч исла в
каждом
из падежей.
Морфологический имен
разбор
прилагательных.
Подробное изложение
описательного текста.

Презентация
Совместная деятельность

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Сравнивать
падежные
окончания
имён
прилагательных
во
множественном числе.

1

Изложение
Анализировать
и
излагать
письменно
содержание
описательной части
текста-образца

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

5.17

Анализ изложений и 1
работа над ошибками.
Склонение
имен
прилагательных
во
множественном числе.
Именительный
и
винительный падежи.

Презентация
Совместная деятельность
Определять
и
обосновывать написание
безударного падежного
окончания имён
прилагательных
множественного числа в
именительном
и
винительном падежах,
оценивать правильность
написанного.
Контролировать
правильность записи в
тексте имён
прилагательных
безударными
окончаниями

с

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

5.18

Склонение
имен 1
прилагательных
во
множественном числе.
Родительный
и
предложный падежи.

Презентация
Текущий
Совместная деятельность
Определять
и
обосновывать написание
безударного падежного
окончания имён
прилагательных
множественного числа в
родительном и
предложном падежах,
оценивать правильность
написанного.
Контролировать
правильность записи в
тексте имён
прилагательных
с
безударными
окончаниями

5.19

Склонение
имен 1
прилагательных
во
множественном числе.
Дательный
и
творительный падежи.

Итоговый
Проверочная работа
Определять
и
обосновывать написание
безударного падежного
окончания имён
прилагательных
множественного числа в
дательном и
творительном падежах,

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

оценивать правильность
написанного.
Контролировать
правильность записи в
тексте имён
прилагательных
с
безударными
окончаниями.
5.20

Правописание падежных 1
окончаний имён
прилагательных
единственного
и
множественного числа

Письмо по памяти

Текущий

5.21

Обобщение по разделу 1
«Имя прилагательное».

Составление устного
рассказа.
Работать
с
памяткой «Разбор
имени
прилагательного».
Определять
последовательность
действий
при
разборе имени
прилагательного
как
части речи по
заданному алгоритму,
обосновывать
правильность выделения
изученных признаков
имени прилагательного

Текщий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

5.22

1

Контрольный диктант
№7 по теме «Склонение
имён прилагательных»

Диктант
Работать
с
памяткой «Разбор
имени
прилагательного».
Определять
последовательность
действий
при
разборе имени
прилагательного

Итоговый

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

как части речи по
заданному
алгоритму,
обосновывать
правильность выделения
изученных признаков
имени прилагательного
5.23

Работа над ошибками, 1
допущенными
в
контрольном диктанте.

Презентация
Совместная деятельность
Оценить
результаты
освоения тем, проявить
личностную
заинтересованность в
приобретении
и
расширении знаний
и
способов действий

Итого по разделу:
Раздел 6. Метоимение

23

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

6.1.

Местоимение как часть
речи.

1

Презентация
Совместная деятельность

Предварительный

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Называть лицо, число,
род
у
личных
местоимений 3-го лица.
Работать с таблицами
склонений
личных
местоимений; изменять
личные местоимения по
падежам.
Различать начальную и
косвенные формы
личных местоимений

6.2.

Личные местоимения 1. 1
2, и 3-го лица.
Повторение.

Презентация
Совместная деятельность
Определять падеж
личных
местоимений,
употреблённых
в
косвенной форме.
Оценивать
уместность
употребления
местоимений в тексте,
заменять повторяющиеся
в тексте имена
существительные
соответствующими
местоимениями.
Раздельно
писать

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

предлоги
с
местоимениями.

6.3.

Сочинение – отзыв по
картине Н. К. Рериха
«Заморские гости»

7.1.

Анализ сочинений и 1
работа над ошибками.
Изменение по падежам
личных местоимений.

1

Сочинение

Презентация
Текущий
Совместная деятельность
Определять падеж
личных
местоимений,
употреблённых
в
косвенной форме.
Оценивать
уместность
употребления
местоимений в тексте,
заменять повторяющиеся
в тексте имена
существительные
соответствующими

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

местоимениями.

Раздельно
предлоги
с
местоимениями.

писать

7.2.

Изменение по падежам 1
личных местоимений 3го
лица единственного и
множественного числа.
Правописание
местоимений.

7.3.

Правописание личных 1
местоимений 3-го лица
единственного
и
множественного числа.

7.4.

Контрольный диктант
№8
по
теме
«Местоимение»

Презентация
Текущий
Совместная деятельность
Раздельно
писать
предлоги
с
местоимениями.
Редактировать текст, в
котором
неправильно
употреблены
формы
местоимений.
Устанавливать наличие в
словах-местоимениях
орфограмм и
обосновывать написание
местоимений,
употреблённых в формах
косвенных падежей.
Презентация
Совместная деятельность
Письменно подробно
излагать
содержание
повествовательного текста

1

Текущий

Итоговый
Диктант
Работать с памяткой
«Разбор местоимения как
части речи».
Выполнять
разбор
личного местоимения как
части речи, пользуясь

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

алгоритмом,
данным в учебнике.
Оценивать
результаты
выполненного
задания
«Проверь себя» по
учебнику
7.5.

Анализ
диктанта

контрольного 1

Итого по разделу:

Презентация
Совместная деятельность

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

5

Раздел 8. Глагол
8.1.

Грамматические
признаки
глаголов.
Время
глаголов
(настоящее, прошедшее,
будущее).

1

Практическая
деятельность
Различать глаголы среди
других слов в тексте

Предварительный

8.2.

Изменение глаголов по
временам.

1

Практическая
деятельность
Образовывать
глаголов
неопределённой
временные
глагола

Текущий
от
в
форме
формы

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

8.3.

Неопределённая
форма глагола.

1

Текущий
Практическая
деятельность
Анализировать
текст,
отбирать содержание для
выборочного изложения,
составлять
план
предстоящего
текста,
выбирать опорные слова.
Подробно
излагать
повествовательный текст

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

по
самостоятельно
составленному плану.
Оценивать правильность
содержания, структуры
написанного текста и
использования в нём
языковых средств
8.4.

Неопределенная форма 1
глагола. Неопределенная
форма
глаголов
совершенного
и
несовершенного вида
(без терминов).

Практическая
Текущий
деятельность
Анализировать
текст,
отбирать содержание для
выборочного изложения,
составлять
план
предстоящего
текста,
выбирать опорные слова.
Подробно
излагать
повествовательный текст
по
самостоятельно
составленному плану.
Оценивать правильность
содержания, структуры
написанного текста и
использования в нём
языковых средств

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

8.5.

Неопределенная форма 1
глагола.
Образование
временных форм от
глаголов
в
неопределенной форме.

8.6.

Письменное изложение
повествовательного
текста по цитатному
плану.

8.7

Анализ изложений

Практическая
деятельность

1

1

Текущий

Изложение

Совместная деятельность

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

8.8

Изменение глаголов
лицам ив 1
настоящем и будущем
времени по числам.

Текущий
Проверочная работа
Работать с таблицами
изменения
глаголов
настоящего и будущего
времени по лицам и
числам.
Изменять
глаголы
в
настоящем и будущем
времени по лицам и
числам.
Определять лицо и число
глаголов.
Выделять личные
окончания глаголов.
Работать со страничкой
для
любознательных:
знакомство с глаголами,
которые
не
употребляются в 1-м
лице
единственного
числа (победить, убедить

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

и др.)

8.9

2-е
лицо
глаголов 1
настоящего и будущего
времени в единственном
числе.

Презентация
Текущий
Совместная деятельность
Определить роль мягкого
знака (ь) в окончаниях
глаголов
2-го
лица
единственного числа в
настоящем и будущем
времени (-ешь, -ишь).
Использовать
правило
при написании глаголов
2-го лица единственного
числа в настоящем и
будущем времени

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

8.10

1
и
глаголов.

2 спряжение 1

Презентация
Совместная деятельность
Работать
с
таблицами
спряжений глаголов
в настоящем
времени; наблюдать
над написанием
личных окончаний
в глаголах I и II
спряжений. Определять
спряжение глаголов.
Группировать найденные
в
тексте
глаголы,
записывая их в
соответствующий
столбец
таблицы
«I и II спряжение
глаголов»

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

8.11

1
и
глаголов.

2 спряжение 1

8.12

Сочинение
по
репродукции картины
И. И. Левитана «Весна.
Большая вода».

8.13

Анализ сочинений

Проект
«Пословицы
и поговорки».
Работать с таблицами
спряжений глаголов в
будущем (простом и
сложном)
времени;
наблюдать
над
написанием
личных
окончаний в глаголах I
и
II
спряжений.
Группировать найденные
в
тексте
глаголы,
записывая их в
соответствующий
столбец
таблицы
«I и II спряжение
глаголов»
1

1

Сочинение
Писать сочинение
основе анализа
искусствоведческого
текста и
репродукции
картины

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

на

Презентация
Совместная деятельность

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

8.14

Правописание глаголов с 1
безударными личными
окончаниями.

Презентация
Совместная деятельность

Текущий

Работать
с
памяткой
определения безударного
личного
окончания
глагола
по
неопределённой форме.
Моделировать в процессе
коллективной
работы алгоритм
определения
спряжения глаголов
с безударными
личными
окончаниями. Обсуждать
последовательность
действий
при
выборе личного
окончания
глагола
8.15

Контрольный диктант
№ 9 по теме «Глагол».

1

Диктант
Различать
неопределённую форму
глагола среди других
форм глагола и отличать
её от омонимичных имён
существительных (знать,
печь).
Различать
глаголы,
отвечающие на
определённый вопрос

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

8.16

Анализ
диктанта

контрольного 1

8.17

Правописание глаголов с 1
безударными личными
окончаниями.

Презентация
Текущий
Совместная деятельность
Различать
неопределённую форму
глагола среди других
форм глагола и отличать
её от омонимичных имён
существительных (знать,
печь).
Различать
глаголы,
отвечающие на
определённый
вопрос
Контролировать
правильность
записи текста,
находить
неправильно написанные
слова и
исправлять
ошибки
Презентация
Совместная деятельность
Обосновывать
правильность написания
безударного личного
окончания глагола

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

8.18

Правописание глаголов с 1
безударными личными
окончаниями.

Презентация
Совместная деятельность

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Словарный
диктант
Обосновывать
правильность написания
безударного
личного
окончания глагола
8.19

Правописание глаголов с
безударными личными
окончаниями
(обобщение).

8.20

Возвратные
глаголы 1
(общее представление).

1

Итоговый
Прктическая
деятельность
Обосновывать
правильность написания
безударного личного
окончания глагола
Презентация
Совместная деятельность
Работать
с
текстом:
составлять
текст,
определять тип текста,
тему, главную мысль,
части текста; составлять
план, выписать из каждой
части глаголы; письменно
излагать
содержание
текста с опорой на
выписанные
опорные
слова (глаголы)

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

8.21
8.22

1

Контрольное
изложение
Анализ изложения

Изложение

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

1

Презентация
Совместная деятельность
Анализировать
текст,
отбирать содержание для
выборочного изложения,
составлять
план
предстоящего
текста,
выбирать опорные слова.
Подробно
излагать
повествовательный текст
по
самостоятельно
составленному плану.
Оценивать правильность
содержания, структуры
написанного текста и
использования в нём
языковых
средств.
Оценивать
результаты
освоения тем, проявлять
личностную
заинтересованность
в
приобретении
и
расширении знаний и
способов действий

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

8.23

Правописание глаголов в 1
настоящем и будущем
времени (обобщение).

Итоговый
Презентация
Совместная деятельность
Работать
с
текстом:
составлять
текст,
определять тип текста,
тему, главную мысль,
части текста; составлять
план, выписать из каждой
части
глаголы;
письменно
излагать
содержание
текста с
опорой на выписанные
опорные слова (глаголы)

8.24

Правописание глаголов в 1
прошедшем
времени.
Изменение
глаголов
прошедшего времени по
родам и числам.

Презентация
Совместная деятельность
Определять
и
образовывать
формы
глаголов в прошедшем

времени. Обосновывать
правильность написания
родовых
окончаний
глаголов

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

8.25

8.26

8.27

Правописание глаголов в 1
прошедшем
времени.
Изменение
глаголов
прошедшего времени по
родам и числам.

Презентация
Совместная деятельность

Правописание глаголов в 1
прошедшем
времени.
Изменение
глаголов
прошедшего времени по
родам и числам.

Презентация
Совместная деятельность

Контрольный диктант
№
10
по
теме
«Правописание глаголов
с безударными личными
окончаниями»

Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Определять и
образовывать
формы глаголов в
прошедшем времени.
Обосновывать
правильность написания
родовых
окончаний
глаголов
Текущий

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Соблюдать
орфоэпические
нормы
произношения глаголов
прошедшего времени с
частицей не и без
частицы
1

Итоговый
Различать
неопределённую форму
глагола среди других
форм глагола и отличать
её от омонимичных имён
существительных (знать,
печь).
Различать
глаголы,
отвечающие
на
определённый вопрос
Контролировать

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

правильность
записи
текста,
находить
неправильно написанные
слова
и
исправлять ошибки
8.29

Анализ
контрольного
диктанта.

1

Совместная деятельность

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

29

Итого по разделу:
Раздел 9. Повторение
9.1

Язык и речь. Текст.

9.2

Предложение
словосочетание.

и

1

Самостоятельная
Итоговый
деятельность
Соотносить результат
проведённого
самоконтроля
с
целями,
поставленными
при
изучении темы, оценивать
их и делать выводы

1

Самостоятельная
Итоговый
деятельность
Анализировать
непунктированный текст,
выделять
в
нём
предложения.
Разбирать предложение по
членам.
Классифицировать
предложения
по
цели
высказывания и по
интонации

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

9.3

Лексическое
значение слова.

1

Итоговый
Самостоятельная
деятельность
Составлять
под
руководством учителя
отзыв по картине

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

Писать
сочинение
на
основе анализа
искусствоведческого
текста и репродукции
картины
9.4

Состав слова.

1

Итоговый
Самостоятельная
деятельность
Находить
ошибки;
выяснять, что явилось
причиной ошибочного
написания

9.5

Сочинение
по
репродукции картины
И. И. Шишкина
«Рожь».

1

Сочинение
Знание всех орфограмм,
изученных в 4 классе

9.6

Анализ сочинений

9.7

Правописание
орфограмм в значимых
частях слова.

1

Совместная деятельность
1

Итоговый
Самостоятельная
деятельность
Находить
ошибки;
выяснять, что явилось
причиной ошибочного
написания

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru
resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

9.8

Части речи. Признаки
частей
речи. Имя
существительное. Имя
прилагательное.
Местоимение.
Имя
числительное. Наречие.
Глагол.

1

Самостоятельная
Итоговый
деятельность
Применить свои знания
для выполнения заданий.
Соотносить
результат
проведённого
самоконтроля с целями,
поставленными
при
изучении темы, оценивать
их и делать выводы.
Приводить примеры всех
орфограмм, изученных в 1-

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

4 классах
9.9

Служебные части речи.
Правописание
слов
разных частей речи.
Письмо
текста
по
памяти.

1

Самостоятельная
Итоговый
деятельность
Применить свои знания
для выполнения заданий.
Соотносить результат
проведённого
самоконтроля
с
целями,
поставленными
при
изучении темы, оценивать
их
и
делать
выводы. Приводить
примеры всех орфограмм,
изученных в 14 классах

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

9.10 Звуки
и
буквы.
Фонетико-графические
упражнения.

9.11

Обобщающий урок.

1

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО 136
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Самостоятельная
Итоговый
деятельность
Применить свои знания
для выполнения заданий.
Соотносить результат
проведённого
самоконтроля
с
целями,
поставленными
при
изучении темы, оценивать
их
и
делать
выводы. Приводить
примеры всех орфограмм,
изученных в 14 классах
Игра «По галактике Частей
речи».

11

26

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

resh.edu.ru учи.ру
education.yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык. Рабочие программы:. Предметная линия учеб- ников системы «Школа России». 1—4 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. — М.: Просвещение,
2014
Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобра- зоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г.
Горецкий. — М.: Просвещение, 2017
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.
П. Кана- кина. — М.: Просвещение, 2017
Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие с поу- рочными разработками. 4 класс: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017 Канакина В. П. Русский язык. Сборник
диктантов и твор- ческих работ. 3—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С.
Щёголева. — М.: Просве- щение, 2017
Канакина В. П. Русский язык. Тетрадь учебных достижений.
4 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Ка- накина. — М.: Просвещение,
2018 Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс : учеб. пособие для общеобразоват.
организаций. / В. П. Канаки- на. — М.: Просвещение, 2017
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Федеральный портал «Российское образование»http://www.edu.ru
2. Сайт «Я иду на урок начальной школы»:http://nsc.1september.ru/urok
3. Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы:http://nachalka.com
4. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
5. Учи.ру — образовательная онлайн-платформа с интерактивными уроками по основным школьным предметам.
6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Книгопечатная продукция

Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение,2011
Учебники
Канакина, В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4класс. В 2ч. - М.: Просвещение,2014 Рабочие тетради
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4класс. В 2 ч. - М.: Просвещение,2014 Методические пособия для
учителя Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 4класс. - М.: Просвещение,2011 Печатные пособия
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
Словари по русскому языку.
Наборы сюжетных и предметных картинок.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства. Электронные учебные пособия Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4
класс
Технические средства Магнитная доска.
Персональный компьютер. Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев. Стол учительский.
Стол компьютерный.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Опорные таблицы по русскому языку 4 класс Касса-веер гласных
Касса-веер слогов Касса-веер согласных
Набор звуковых схем (раздаточный)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 928 678-88-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».