РП ПО МАТЕМАТИКЕ 4 КЛ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МО "Хасавюртовский район"
МКОУ "Эндирейская СОШ №3"

«РАССМОТРЕНО»
рук ШМО
__________________
Минатувова Н.Г.
Протокол №___
от «___» ____20___г

«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
______________
Гаджимагомаева Б.А.
Протокол № ___

«УТВЕРЖД
Директор
___________
Салавова М
Приказ №__
от «___» ___

от «___» ____20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«МАТЕМАТИКА»
для 4 класса, базовый уровень
на 2022-2023 учебный год

село Эндирей 2022

Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного
стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по
математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы
общеобразовательных учреждений авторов Моро М.И., Колягина Ю.М., Бантовой М.А., Бельтюковой
Г.В., Волковой С.И. «Математика. 1-4 классы» (УМК Школа России).

Цель учебного предмета
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и
навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения
образования; Задачи курса:
- освоениеоснов математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в
повседневной жизни.
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения
несложными
математическими
методами
познания
окружающего
мира
(умения
устанавливать,описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения; - развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения
учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- воспитание стремления к расширению математических знаний
Содержание рабочей программы полностью соответствует авторской программе, изменений не
внесено. Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного
стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников.
В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год рабочая программа рассчитана
на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с СД-диском). В 2-х частях
/М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В.Степанова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. - М.: Просвещение,
2014.
2. Математика. Тематический контроль знаний учащихся. 4 класс. /Голубь В.Т. – М.: Просвещение,
2020.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.Личностные результаты
– Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
– Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям,
бережное отношение к окружающему миру. –Целостное восприятие окружающего мира.
– Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
– Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
– Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
– Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
– Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и
способы её осуществления.
– Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

– Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
– Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических
задач.
– Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных и познавательных задач.
– Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера,
фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки,
готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
– Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям. –Готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
– Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
– Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии
с содержанием учебного предмета «математика».Овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
– Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том
числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
– Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих
предметов,
процессов, явлений,
а
также для оценки их количественных и
пространственных отношений.
– Овладение
основами
логического и
алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки
результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы,
диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.Приобретение начального опыта применения
математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
– Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре,
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами,
графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. –
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре,
работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Предметными результатами
формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:

изучения

курса

«Математика»

в

4-м

классе

являются

использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в
натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется
каждое следующее число в этом ряду);
объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
использовать при решении различных задач названия и последовательность
разрядов в записи числа;
использовать при решении различных задач названия и последовательность первых
трёх классов;
рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
объяснять соотношение между разрядами;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о
количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о
том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о
позиционности десятичной системы счисления;
использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин
(длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между
величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность
труда, время работы, работа);
выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к
вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять
проверку правильности вычислений;
выполнять умножение и деление с 1 000;
решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических
действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество,
стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в
противоположных направлениях;
решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим
способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений,
содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке
выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам,
включая анализ и проверку своих действий;
осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной
переменной при заданном значении переменных;
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий
сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида:a ± x= b; x – a= b;a ∙ x =
b; a : x= b; x : a= b;
уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и
объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости
от изменения одной из компонентов
выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный,
равнобедренный и равносторонний треугольники;

строить окружность по заданному радиусу;
распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок,
ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник,
прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).
Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты базового уровня приводятся в блоке «Выпускник научится»,
планируемые результаты повышенного уровня – в блоке «Выпускник получит возможность научиться».
Числа и величины Выпускник
научится:
• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность,
и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу
(увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
• читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные
единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц —
неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр,
дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные
величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
• классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять
свои действия. Арифметические действия Выпускник научится:
• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и
деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения
и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с
остатком);
• выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и
трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и
числом 1);
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
• вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со
скобками и без скобок).
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность
научиться: выполнять действия с величинами;
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и
оценки результата действия). Работа с текстовыми задачами Выпускник научится:
• анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между
условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи,
выбирать и объяснять выбор действий;
• решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом
(в 1—2 действия);

• оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
• решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть,
четверть, пятая, десятая часть);
• решать задачи в 3—4 действия;
• находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические
Выпускник научится:

фигуры

• описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой
угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
• выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат,
прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
• распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
• распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр,
конус. Геометрические величины Выпускник научится:
• измерять длину отрезка;
• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и
квадрата;
• оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
• вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы. Работа с информацией
Выпускник научится:
• читать несложные готовые таблицы;
• заполнять несложные готовые таблицы;
• читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
• читать несложные готовые круговые диаграммы;
• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложные
таблиц и диаграмм;
• распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и
диаграммы);
• планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с
помощью таблиц и диаграмм;
• интерпретировать информацию, полученную при проведении несложные
(объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

исследований

Содержание учебного материала Числа
и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы
счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна);
вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между
единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля
величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и
результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь
арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления).
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства
сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения,
распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения.
Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения
числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке
выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания
многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и
трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь
компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c : 2; с
двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях
входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при
рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором
значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между
компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование
хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание,
умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на
(в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость,
время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход
материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и
др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли
целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа,
краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева —
справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч,
угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т.
д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды
треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения
построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел:
куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр,
дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в
другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление
периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр,
квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и
приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади
прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин;
анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и
заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений,
геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого
алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов
(«верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Числовые головоломки, арифметические ребусы. Арифметические лабиринты, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение (6ч)
Учебно – тематический план
Тема
Числа от 1 до 1000
Числа, которые больше 1000:
Нумерация.

Кол-во часов
14

Величины.
Числа, которые больше 1000.
Сложение и вычитание.

15

12

13

Числа, которые больше 1000.
Умножение и деление.

74

Итоговое повторение

8

Числа от 1 до 1000.
Повторение (14ч) Нумерация.
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в
выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000.
Нумерация (12 ч) Новая

счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы раз рядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов. Величины
(11ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними.
Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Сложение и вычитание (12 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и
вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и
их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами
сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
Х + 312 = 654 + 79,
729 – х = 217, х –
137 = 500 – 140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и
письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (77ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и
делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0;
переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения
относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения
суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на
произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы
проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе
взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах
100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона.
Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество
предметов, масса всех предметов и др.).
Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на
нелинованной бумаге.
В течение всего года проводится: вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со
скобками и без них), требующих
применения всех изученных правил о порядке действий; решение
задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами; решение задач в 2 – 4 действия; решение задач на
распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение
фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с
помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (10 ч)
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.
Величины.
Геометрические фигуры.
Доли.
Решение задач изученных видов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»,136
ЧАСОВ (4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№
Дата
п/п план факт

1
2
3

4
5
6
7
8
9

Тема урока

Тип урока

Планируемые предметные результаты

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.
Повторение - 14 ч
Нумерация. Счёт
предметов. Урок
Называть последовательность чисел в пределах 1000; объяснять, как
повторения
образуется каждая следующая счётная единица. Называть разряды и
Разряды.
и обобщения
классы.
Числовые выражения. Порядок Урок
Вычислятьзначение числового выражения, содержащего 2-3 действия.
выполнения действий.
повторения
Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях
и обобщения
Нахождение суммы
Урок
развития Вычислять сумму трёх слагаемых.
нескольких слагаемых.
умений и навыков
Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия
Вычитание трёхзначных чисел.

Урок
развития
умений и навыков
Приёмы письменного умножения Урок формирования
трехзначных
чисел
на умений и навыков
однозначные
Письменное
умножение Урок
развития
трехзначных
чисел
на умений и навыков
однозначные
Приемы письменного деления Урок формирования
трёхзначных
чисел
на умений и навыков
однозначное.
Деление трёхзначных чисел на
Урок формирования
однозначное.
умений и навыков
Приемы письменного деления Урок
развития
трёхзначных
чисел
на умений и навыков
однозначное число.

Использоватьалгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти
действия с числами в пределах 1000
Выполнятьписьменное умножение в пределах 1000 с переходом через
разряд многозначного числа на однозначное.
Выполнятьписьменное умножение в пределах 1000 с переходом через
разряд многозначного числа на однозначное
Выполнятьписьменное деление в пределах 1000
Выполнятьписьменное деление многозначного числа на однозначное по
алгоритму
Выполнятьписьменное деление многозначного числа на однозначное по
алгоритму

10
11
12

13

14

Нумерация – 12ч
15
16
17
18

Деление трехзначного числа на
однозначное, когда в записи
частного есть нуль.
Деление трехзначного числа на
однозначное, когда в записи
частного есть нуль.
Знакомство со
столбчатыми
диаграммами. Чтение и
составление столбчатых
диаграмм
Повторение пройденного.
«Что узнали. Чему
научились».
Вводная
диагностическая
работа.
Взаимная
проверка
знаний: «Помогаем друг
другу сделать шаг к успеху».
Проверочная работа №1 по
теме
«Повторение»

Нумерация.
Класс единиц и класс тысяч.
Чтение многозначных чисел.
Запись многозначных
чисел.
Представление
многозначных чисел в виде
суммы
разрядных
слагаемых

Урок
развития Выполнятьписьменное деление многозначного числа на однозначное с
умений и навыков
объяснением, когда в записи частного есть нуль.
Урок-исследование

Выполнятьписьменное деление многозначного числа на однозначное с
объяснением, когда в записи частного есть нуль.

Урок изучения нового Читать и строить столбчатые диаграммы
материала
Обобщающий урок

Контролировать и оцениватьсвою работу, её результат, делать выводы на
будущее

Контроль
знаний, Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на
будущее
умений и навыков

Числа, которые больше 1000
Урок изучения нового
материала
Урок изучения нового
материала
Урок изучения нового
материала
Урок
развития
умений и навыков

Называть новую счётную единицу – тысячу. Называть разряды, которые
составляют первый класс, второй класс
Читать числа в пределах миллиона
Записывать числа в пределах миллиона
Представлять многозначное число суммой разрядных слагаемых.
Выполнять устно арифметические действия над числами в пределах
сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в
пределах ста

19
20
21
22

23

24

25
26

27

28
29

Сравнение многозначных чисел. Урок
развития Сравнивать числа по классам и разрядам. Оценивать правильность
умений и навыков
составления числовой последовательности
Увеличение и
Урок формирования Увеличивать(уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз
уменьшение числа в 10, 100,
умений и навыков
1000 раз
Выделение в числе общего Урок
развития Выделять в числе общее количество единиц любого разряда
количества
единиц
любого умений и навыков
разряда
Класс миллионов и класс
Урок изучения нового Называтькласс миллионов, класс миллиардов. Читать числа в пределах 1
материала
000 000 000 . Пользоваться вычисли-тельными навыками, решать
миллиардов
составные задачи
Проверочная работа №2
по теме «Нумерация»
Проект: «Математика вокруг Комбинированный
Определятьцель проекта, работать с известной информацией, собирать
нас».
Создание урок
дополнительный материал, создавать способы решения проблем
математического справочника
творческого и поискового характера, составлять задачи
«Наш город (село)».
Повторение пройденного. «Что Обобщающий
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на
будущее
узнали. Чему научились».
Математический диктант
№1
Контрольная работа №1 по
Контроль
знаний, Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на
теме «Нумерация»
умений и навыков
будущее
Работа
над
ошибками.
Обобщение знаний по теме
«Нумерация»
Величины – 15ч
Единица длины – километр.
Урок изучения нового Называтьединицы длины. Сравниватьвеличины по их числовым
значениям,
Таблица единиц длины.

материала

выражать данные величины в различных единицах

Соотношение между единицами
длины.
Единицы площади: квадратный
километр,
квадратный

Урок
развития
умений и навыков
Урок изучения нового
материала

Называтьединицы длины. Сравниватьвеличины по их числовым
значениям, выражать данные величины в различных единицах
Называть единицы площади. Использовать приобретенные знания для
сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади

миллиметр.
30
31

32
33
34
35
36
37

38

40
41

Таблица единиц площади.

Урок
развития Называтьрезультат при переводе одних единиц массы в другие: мелкие в
умений и навыков
более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между
ними
Определение площади с
Урок изучения нового Использоватьприём измерения площади фигуры
помощью палетки.
материала
с помощью палетки. Сравнивать величины по их числовым значениям,
выражать данные величины в различных единицах, решать текстовые
задачи арифметическим способом
Масса. Единицы массы: центнер, Урок изучения нового Понимать понятие «масса», называть единицы массы. Сравнивать
тонна.
материала
величины по их числовым значениям
Таблица единиц массы.
Урок
развития Использовать таблицу единиц массы. Сравнивать величины по их
умений и навыков
числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах.
Решать задачи арифметическим способом
Время. Единицы времени: год, Урок повторения
Называть единицы времени: год, месяц, неделя
месяц, неделя.Единица времени и обобщения
– сутки.
Единица времени – секунда.
Урок формирования Называтьновую единицу измерения времени - секунду
умений и навыков
Единица времени – век.
Урок формирования Называть новую единицу измерения времени –
век
умений и навыков
Таблица
единиц
Комбинированный
Использовать таблицу единиц времени. Сравнивать величины по их
времени. Проверочная
урок
числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах
работа №3 по теме
«Величины».
Повторение пройденного. «ЧтоКомбинированный
Контролировать и оцениватьсвою работу, её результат, делать выводы на
узнали. Чему научились». Тестурок
будущее
№1 «Проверим себя и оценим
свои достижения».
Решение задач на определение Урок
развития Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца
начала, продолжительности и умений и навыков
события
конца события.
Контрольная работа №2 по
Контроль
знаний, Контролировать и оцениватьсвою работу, её результат, делать выводы на
теме «Величины»
будущее
умений и навыков

42
43

Сложение и вычитание - 13 ч
Работа над ошибками. Устные и Урок повторения
Объяснять приёмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять
письменные
приёмы и обобщения
эти действия с числами в пределах 1 000 000
вычислений.
Приём письменного вычитания Комбинированный
Использовать приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых
урок
для случаев вида
оканчивается нулями
7000 – 456,

57001 – 18032
44

45

46
47
48
49
50

51

52
53

54

Нахождение
слагаемого.

неизвестног Урок
формирования Использовать правило нахождения неизвестного слагаемого. Пользоваться
о
изученной математической терминологией, проверять правильность
умений и навыков
выполненных вычислений
Нахождение
неизвестног Урок
формирования Использовать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и
уменьшаемого,
о
неизвестного вычитаемого. Вычислять значение числового выражения,
умений и навыков
вычитаемого.
неизвестног
содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)
о
Нахождение нескольких долей Комбинированный
Находитьнесколько долей целого. Вычислять значение числового
целого.
урок
выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)
Нахождение нескольких долей Урок
формирования Находить несколько долей целого.
целого.
умений и навыков
Решение задач раскрывающих
Комбинированный
Решать задачи арифметическим способом. Сравнивать площади фигур
смысл арифметических
урок
действий.
Сложение и вычитание значений Урок
формирования Выполнять сложение и вычитание величин
величин.
умений и навыков
Решение задач на увеличение Комбинированный
Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться
(уменьшение)
числа
на урок
изученной математической терминологией
несколько
единиц,
выраженных в косвенной
форме.Проверочная работа
«Сложение и вычитание».
Повторение пройденного. «Что Урок обобщения и Анализировать результаты выполненной работы, оценивать их и делать
узнали. Чему научились»
выводы
систематизации
знаний
Контрольная работа №3 по
Контроль
знаний, Использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.
теме «Сложение и вычитание»
Решать задачи арифметическим способом
умений и навыков
Работа над ошибками.
Контроль
знаний, Использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.
«Странички для
Решать задачи арифметическим способом
умений и навыков
любознательных»
- задания творческого и
поискового характера
Тест № 2 «Проверим себя и
оценим свои достижения».

55
56
57
58
59

Умножение и деление– 74 ч
свойства. Урок-исследование
Использовать свойства умножения на 0 и на 1 при выполнении
вычислений

Умножение и его
Умножение на 0 и 1.
Письменные приемы
умножения.
Письменные приемы
умножения.
Умножение
чисел,
запись Урок
развития
которых оканчивается нулями.
умений и навыков
Нахождение
неизвестного Урок
формирования
множителя, неизвестного
умений и навыков

делимого, неизвестного делителя
60

61
62
63

Выполнять письменное умножение чисел, запись которых оканчивается
нулями.
Использовать правило нахождения неизвестного множителя, неизвестного
делимо и неизвестного делителя. Вычислять значение числового
выражения, содержащего

г
2

3 действия
(со скобками и без них)
Деление с числами 0 и 1.
Комбинированный
Применять правила деления суммы на число и использовать его при решени
урок
примеров и задач.
Промежуточная диагностика
Применять полученные знания для решения задач. Контролировать и
оцениват свою работу, её результат, делать выводы на будущее
Письменные приемы деления
Комбинированный
Выполнять деление многозначного числа на однозначное число с
объяснением
урок
Письменные приемы деления
Комбинированный
Выполнять деление многозначного числа на однозначное число с
объяснением
урок
3адачи на увеличение и Урок формирования Применятьполученные знания для решения задач.
уменьшение числа в несколько умений и навыков
раз, выраженные в косвенной
форме. Математический
диктант №3

64
65
66
67
68
69

70
71
72
73
74

Письменное
деление
многозначного
числа
однозначное
на
Письменное
деление
многозначного
числа
однозначное
на
Письменное
деление
многозначного
числа
однозначное
на
Повторение пройденного.«Что
узнали. Чему научились»
Повторение пройденного.«Что
узнали. Чему научились»

Урок
развития Выполнятьделение многозначного числа на однозначное с объяснением
умений и навыков
Урок формирования Делить
многозначное
число на
однозначное, проверять
правильность выполненных вычислений
умений и навыков
Урок формирования Делить
многозначное
число на
однозначное, проверять
правильность выполненных вычислений
умений и навыков

Применять полученные знания для решения задач. Контролировать и
оцениватьсвою работу, её результат, делать выводы на будущее

Контрольная
работа
№4
«Умножение и деление на
однозначное число»
Умножение и
деление на
однозначное число.
Скорость. Единицы
скорости.
Взаимосвязь между скоростью,
временем и расстоянием

Урок формирования Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы
решения задачи
умений и навыков
Урок
развития Решатьзадачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть
умений и навыков
единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и
расстоянием
Решение задач с величинами: Урок
развития Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть
умений
и
навыков
единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и
скорость, время, расстояние
расстоянием
Решение задач с величинами: Урок развития
Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть
умений
единицы
скорость, время, расстояние

и навыков

скорости. Пониматьвзаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

75

76
77
78
79
80
81
82
83

84
85
86
87

Решение задач на движение.
Комбинированный
урок
Проверочная работа №6 по
теме «Скорость.
Время.
Расстояние»
Странички для любознательных.
Задачи – расчёты.
Умножение числа на
Урок формирования
произведение
умений и навыков

Решатьзадачи с величинами: скорость, время, расстояние. Понимать
взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

Использовать свойства арифметических действий при выполнении
вычислений. Находить результат при умножении числа на произведение
удобным способом
Урок
развития Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
умений и навыков
Урок
развития Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
умений и навыков
Урок
развития Выполнятьписьменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
умений и навыков
Урок
развития Решатьзадачи на одновременное встречное движение, развивать навык
умений и навыков
устного счёта; развивать внимание, творческое мышление
Урок
развития Применятьсвойства умножения при решении числовых выражений
умений и навыков
Контроль знаний, Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык
устного счёта; развивать внимание, творческое мышление
умений и навыков

Письменное
умножение
на
числа, оканчивающиеся нулями
Умножение
на
числа,
оканчивающиеся нулями
Письменное умножение двух
чисел, оканчивающихся нулями
Решение задач на одновременное
встречное движение
Перестановка
и
группировка множителей
Повторение пройденного.
«Что узнали. Чему
научились».
:
Взаимная
проверка
знаний
«Помогаем друг другу сделать
шаг к успеху»
Повторение пройденного.
«Что узнали. Чему
научились»
Контрольная работа №5
Деление числа на произведение. Урок
развития Использоватьсвойства арифметических действий при выполнении
умений и навыков
вычислений. Находить результат при делении числа на произведение
удобным способом
Деление числа на произведение.

88
89
90
91
92
93

94
95

96

97
98

Деление с остатком на 10, 100, 1
000
Составление и решение задач,
обратных данной
Письменное деление на числа,
оканчивающиеся нулями
Письменное деление на числа,
оканчивающиеся нулями
Письменное деление на числа,
оканчивающиеся нулями
Письменное деление на числа,

Урок формирования
умений и навыков
Урок формирования
умений и навыков
Урок формирования
умений и навыков
Урок
развития
умений и навыков
Урок
развития
умений и навыков
Урок развития
умений

оканчивающиеся нулями

и навыков

Решение задач на одновременное Урок формирования
движение в противоположных
умений и навыков
направлениях
Письменное деление на числа, Комбинированный
урок
оканчивающиеся нулями.
Проверочная работа №7 по
теме «Деление на числа,
оканчивающиеся нулями»
Повторение пройденного. «Что Комбинированный
урок
узнали. Чему научились».
Математический диктант №4
Проект: «Математика вокруг
Урок-проект
нас»

Применять приём письменного деления многозначного числа на 10, 100, 1
000 с остатком
Применятьполученные знания для решения задач
Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями
Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями
Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями
Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями

Применять полученные знания для решения задач. Решать задачи на
одновременное движение в противоположных направлениях
Находитьошибки в вычислениях и решать правильно. Применять
полученные знания для решения задач. Использовать приём деления на
числа, оканчивающиеся нулями

Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. Решать
задачи на одновре-менное встречное движе-ние, на одновременное
движение в противоположных направлениях

Определятьцель проекта, работать с известной информацией, собирать
дополнительный материал, создавать способы решения проблем
творческого и поискового характера, составлять связный текст
Контрольная работа №6
Контроль
знаний, Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на
будущее
«Умножение и деление на числа, умений и навыков
оканчивающиеся нулями»

99
100
101
102
103
104
105
106
107

Работа над ошибками.
Умножение числа на сумму
Умножение числа сумму
на
Письменное
умножение
многозначного
числа на
двузначное
Письменное
умножение
многозначного
числа на
двузначное
Решение текстовых задач
Решение
текстовых з
Письменное
многозначного
трёхзначное
Письменное
многозначного
трёхзначное
Письменное
многозначного

Урок формирования
умений и навыков
Урок
развития
умений и навыков
Урок изучения нового
материала

Решать задачи, развивать навык устного счёта; развивать внимание,
творческое мышление
Объяснять,как выполнено умножение числа на сумму
Использоватьалгоритм письменного умножения многозначного числа на
двузначное

Урок формирования Использоватьалгоритм письменного умножения многозначного числа на
двузначное. Объяснять, как выполнено умножение многозначного числа
умений и навыков
на двузначное
Урок
развития Применятьполученные знания для решения задач
умений и навыков
адач
Урок
развития Применять полученные знания для решения задач
умений и навыков
умножение Урок изучения нового Объяснять, как получают каждое неполное произведение при умножении
числа на
материала
на трёхзначное число
умножение Урок формирования Объяснять, почему при умножении на трёхзначное число, в записи
числа на
которого есть нуль, записывают только два неполных произведения
умений и навыков
умножение Урок
развития Объяснять приёмы умножения многозначного числа на трёхзначное, когда
числа на
умений и навыков
в записи обоих множителей встречаются нули

трёхзначное
108

109

110

Письменное
умножение Урок
развития
многозначного
умений и навыков
числа на
трёхзначное.
Проверочна
работа.
я
Повторение пройденного. «Что Комбинированный
урок
узнали. Чему научились».
Математический диктант №5
Контрольная работапо теме
«Умножение
на
двузначное
число»

Объяснять приёмы умножения многозначного числа на трёхзначное, когда
в записи обоих множителей встречаются нули
Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать
внимание, творческое мышление.

111

112

113
114
115
116
117
118
119
120

121

Работа
над
ошибками.
Письменное
деление
многозначного
числа
на
двузначное.
Письменное деление
многозначного числа
на
двузначное
с
остатком
Письменное
деление
многозначного числа на
двузначное
Алгоритм письменного деления
многозначного числа на
двузначное
Деление
на
двузначное
число. Изменение пробной
цифры
Деление
на
двузначное
число. Изменение пробной
цифры
Решение задач

Урок изучения нового Объяснятьалгоритм письменного деления многозначного
материала
двузначное, когда цифра в частном находится методом подбора

числа

на

Урок
развития Объяснятьалгоритм письменного
умений и навыков
двузначное с остатком

числа

на

деления

многозначного

Урок изучения нового Объяснятьалгоритм письменного деления многозначного числа на
материала
двузначное
Урок
развития Объяснятьалгоритм письменного
умений и навыков
двузначное по плану

многозначного

числа

на

Урок
развития Объяснятьалгоритм письменного деления многозначного
умений и навыков
двузначное методом подбора (изменяя пробную цифру)

числа

на

Урок
развития Объяснятьалгоритм письменного деления многозначного
умений и навыков
двузначное методом подбора (изменяя пробную цифру)

числа

на

Урок
развития
умений и навыков
Письменное
деление
на Урок обобщения и
двузначное число (закрепление) закрепления
Деление на двузначное число, Урок
развития
умений
и
навыков
когда в частном есть нули
Письменное деление на
двузначное
число
(закрепление)
Проверочная работа №8 по
теме «Деление на двузначное
число»
Повторение пройденного. «Что Комбинированный
урок
узнали. Чему научились».

деления

Применять полученные знания для решения задач. Объяснять выбор
действия
Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по
алгоритму
Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное,
когда в частном есть нули
Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи

Решатьзадачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать
внимание, творческое мышление

Математический диктант №6
122

123

124
125
126
127
128

129

130

Контрольная работа №7
по теме «Деление на двузначное
число»
Анализ
работы и
контрольной работа
и.
над
ошибкам
деление
Письменное
числа на
многозначного
трёхзначное
Письменное
деление
многозначного
числа на
трёхзначное.
Деление с остатком.

Контроль
знаний, Контролировать и оцениватьсвою работу, её результат, делать выводы на
умений и навыков
будущее
Урок изучения нового Объяснятьалгоритм письменного деления многозначного числа на
материала
трёхзначное

Урок формирования
умений и навыков.

Урок
развития
умений и навыков
Проверка умножения делением и Урок
развития
деления умножением
умений и навыков
Проверка деления с остатком
Урок
формирования
умений и навыков
Проверка
деления. Комбинированный
Проверочная работа по теме урок
«Письменное
деление
на
двузначное и
трёхзначное число»

Объяснятьалгоритм письменного деления многозначного числа на
трёхзначное.
Объяснятьалгоритм письменного деления многозначного
трёхзначное, делать проверку
Объяснятьалгоритм письменного деления многозначного
трёхзначное, делать проверку
Объяснятьалгоритм письменного деления многозначного
трёхзначное, делать проверку
Находить ошибки при делении, исправлять их

числа

на

числа

на

числа

на

Итоговое повторение - 8ч
Повторение пройденного. «Что Комбинированный
Контролировать и оцениватьсвою работу, её результат, делать выводы на
урок
будущее
узнали. Чему научились».
Математический диктант №7
Контрольная работа №8 за год Контроль
знаний, Контролировать и оцениватьсвою работу, её результат, делать выводы на
будущее
умений и навыков

131

132
133

Нумерация. Выражения и
уравнения.

Арифметические
действия. Урок обобщения
систематизации
Сложения и вычитания.
Порядок выполнения действий. Урок обобщения
систематизации

134

Умножение и деление.

135

Величины. Геометрические
фигуры
Решение задач

136

Урок обобщения
систематизации

Урок обобщения
систематизации

и Называть числа натурального ряда, которые больше 1 000. Читать и
записыватьчисла, которые больше 1 000, используя правило, по которому
составлена числовая последовательность. Решать числовые выражения и
уравнения
и Использовать приёмы сложения и вычитания, умножения и деления чисел,
которые больше 1 000
и Применять правила о порядке выполнения действий в числовых
выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых
выражений
и Применять знания о величинах в ходе решения задач и выражений
Применять полученные знания для решения задач. Записывать и решать
задачи изученных видов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 928 678-88-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».