РП по родному чтению 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная авторская рабочая программа учебного предмета «Родная кумыкская литература » составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего
образования по литературному чтению и на основе авторской программы Н.Э.Гаджиахмедова. Данная программа разработана в
соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Эндирейская СОШ № 3»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. В
соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год рабочая программа по родной кумыкской литературе рассчитана на 34
часа в год (1 час в неделю).
Данная программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Закон «Об образовании» РФ ст. 55 п.4 от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года за № 373.
3. Основная образовательная Программа: Приказ Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2022- 2023 учебный год:
5. Образовательная программа образовательного учреждения МКОУ Эндирейская СОШ №3
6. Учебный план образовательного учреждения МКОУ СОШ №3 2022 - 2023учебный год
7. Учебным пособием для 2 класса городских школ «Къумукъ адабият» А.М.Саидова, З.А.Адукова ООО «Издательство Просвещение»,
2019г.
8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.
9. Постановление Главного санитарного врача РФ №16 от 30.06.2020 г. «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил
СП 3.1/2.4 3598 -20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции».

Цели изучения курса :
Приоритетной целью обучения родной литературе в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства
самообразования. Читательская компетентность определяется:
-владением техникой чтения;
-приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
-знанием книг и умением их выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Родная кумыкская литература , как учебный предмет, в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения,
но и воспитания.
Задачи курса:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших
школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений
вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных
представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов
многонациональной России и других стран.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание
которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих
национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои
поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся.
Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для
расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять
диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов,
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках родной литературы формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя
грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает
потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и
прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс родной литературы пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя
обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на
нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность
словесного искусства.
По результатам проверочных и тестовых работ за 1 класс 2021-2022 учебный год знания учащихся 2 классов соответствуют базовому
уровню. В соответствие с знаниями учащихся будут использоваться следующие методы работы с слабоуспевающими и успевающими
учащимися.
Методы работы со слабоуспевающими детьми:
При опросе слабоуспевающих учащихся:
 больше времени давать для подготовки, предлагать краткий план ответа, разрешать иметь свой план ответа
 опрос слабоуспевающих сочетать с самостоятельной работой остальных учащихся, чтобы можно было провести индивидуальную
работу, помочь наводящими вопросами показать свои знания, предупредить новое отставание.
Методы объяснения нового материала:
 применять приемы для поддержания внимания(соревновательные моменты)
 разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности, создавать проблемные ситуации
Виды работ со слабоуспевающими учениками
1) Карточки для индивидуальной работы.
2) Задания с выбором ответа.
3) Деформированные задания.
4) Творческие задания.

Методы работы с успевающими детьми:
При работе с успевающими детьми на уроках использую следующие ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Использование современных образовательных технологий и методов:
- информационно-коммуникативные технологии,
- здоровьесберегающие технологии,
-технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку;
- деятельностный метод,
- проектная и исследовательская деятельность учащихся;
2. Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера
(приветствуется их собственная инициатива).
Для этой категории детей предпочтительны МЕТОДЫ РАБОТЫ:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проектный метод;
-проблемный метод;
-эвристический метод;
-метод творческих и нестандартных заданий;
-мозговой штурм;
Формы работы:
- работа в парах, в малых группах, разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания
в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочной литературой;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по
плану;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими
сообщениями.
Содержание курса
1.Вводный урок (1ч)
2.Наша Родина (7ч)
3.Времена года. Лето. Осень. (3ч)
4.Семья (5ч)
5.Уважение (2ч)
6.Времена года. Зима(3ч)
7.Труд-это радость (3)
8.Люблю природу. Весна (4ч)
9.Великая Отечественная война (2ч)
10 Устное народное творчество (3)
11Повторение (1ч)
Всего 34 часа.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
Безотметочное оценивание.
Словесная объяснительная оценка. Выставка творческих работ, показ портфолио. Применение игры «Светофор»
Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна
помощь.

Текущий контроль буду проводить в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста,
пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по
объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и
оглавлением.
Тематический контроль планируется провести после изучения определённой темы и может походить как в устной, так и в
письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух планируется проводить индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и
содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания прочитанного учитель после чтения задаёт вопросы.
Критерии сформированности навыка чтения второклассников:
- умение читать целыми словами и словосочетаниями;
-осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50-60 слов в минуту (на конец года);
-умение использовать паузы, соответствующие знаки препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
-безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. На выполнение работы отводится 45-90 минут. На контрольную работу
отводится весь урок.
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если выполнено не менее 50% объёма работы;
«4» - если выполнено не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок

№ Тема урока
2 класс.литер

Кол.
час.

2

1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

М.Атабаев « Байрам гюн»
М.Атабаев Праздничный день.
Н.Ханмурзаев «Охуйгъан азиз яшлар»
Н.Ханмурзаев Дорогие школьники
Халкъ авуз яратывчулугъу
Устное народное творчество
Ёмакълар .Ким-ким уяв, ким уяв
Сказки
У.Мантаева Ажай
У.Мантаева Ажай.
Ж.Закавов Гюз
Ж.Закавов Осень
Агъачлыкъда гюз.
Осень в лесу
ТОьД Суратгъа гере хабар
Р/р Рассказ по картине
М.Атабаев. Кёп сюемен
М.Атабаев Люблю.
М.Атабаев Мен доктор болажакъман
Я стану доктором
Уьй ишлеге кёмек этив.
Помощь маме
М.Атабаев Баракалла
М.Атабаев Благодарность
М.Темиров Борчубуз.
М.Темиров Наш долг
К .Султанов Яшлар ва къушлар.
К.Султанов дети и птицы
А.Вагьабов. Сют пайлав
А.Вагабов Как делили молоко

1

По плану

Дата

По факту

Оборудование Повторение Домашнее
задание
Учебники

Мактап

Наизусть

1

Учебники

Азиз

Выраз.читать

1

Портрет автора

Ёлдаш

Пересказ

1

Картинки

Бахча

Пересказ

1

Картинки

Гюз

Пересказ

1

Учебники

Гьюрмет

Наизусть

1

Учебники

Гьакъыл

Читать и переск.

1

Картинки

Такрар

Повтор

1

Портрет автора

Гьакъыл

Выраз.читать

1

Портрет автора

Баракалла

Выраз.читать

1

Учебники

Къурдаш

Читать

1

Картинки

Увуз.черек

Выраз.читать

1

Картинки

Къушлар

Выраз.читать

1

Картинки.портрет
автора
Картинки

Къар.къыш

Выраз.читать

Байрам

Наизусть

1

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

М.Атабаев Къыш гелди.
М.Атабаев Зима пришла
Б.Гьажиев Сувукъмурза.
Б.Гаджиев Дед мороз
Т оь д Суратгъа гере хабар
Р/р Рассказ по картине
А.Межитов. Айлар
А.Меджидов Месяцы
М.Атабаев. Ана тил
М.Атабаев. Родной язык
Къумукътюз.
Кумыкская равнина
С.Мамаева Ана тил
С.Мамаева Родной язык
А.Акъаев Сыйыр бизге не бере?
А.Акаев Что же дает нам корова?
А.Гьамитова Къоччакъ кирпи
А.Гамидова. смелый ёж.
Ж.Керимова Бизин армия
Дж.керимова Наша армия
М.Атабаев Солдат яшлар
М.Атабаев Солдаты
К.Султанов « Язбаш»
К.Султанов Весна
А. Джачаев «Язбаш булай геле»
А.Джачаев Весна приходит так
В.Атаев Сурат дарсда
В.Атаев На уроке рисования
А.Магьамматов Мени анам
А.Магомедов Моя мама
Б.Астемиров Май байрам
Б.Астемиров Майский праздник
А.Акавов Биз давланы сюймейбиз.

1

Картинки

Такрар

Повтор

1

Учебники

Уьлешив

Пересказ

1

Учебники

Къоччакъ

Пересказ

1

Картинки

Заман .гюз.яй

Читать

1

Учебники

Мактап

Наизусть

1

Учебники

Азиз

Выраз.читать

1

Портрет автора

Ёлдаш

Пересказ

1

Картинки

Бахча

Пересказ

1

Картинки

Гюз

Пересказ

1

Учебники

Гьюрмет

Наизусть

1

Учебники

Тахшагьар

Читать и переск.

1

Картинки

Такрар

Повтор

1

Портрет автора

Язбаш

Выраз.читать

1

Портрет автора

Баракалла

Выраз.читать

1

Учебники

Къурдаш

Читать

1

Картинки

Асгер

Выраз.читать

1

Картинки

Къушлар

Выраз.читать

А.Акавов Мы против войны
33
34

Къарланюртлу игит. Россияны игити
Герой из Карланюрта.Герой России
Беклешдирив
Закрепление

1
1

Картинки.портрет
автора

Къар.къыш

Выраз.читать


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 928 678-88-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».