РП по биологии 10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МО "Хасавюртовский район"
МКОУ "Эндирейская СОШ №3"

«РАССМОТРЕНО»
рук ШМО

«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор

__________________

______________

______________

Абдурашидова М.Р.

Гаджимагомаева Б.А.

Салавова М.К.

Протокол №___

Протокол № ___

Приказ №____

от «___» ____20___г

от «___» ____20___г

от «___» ____20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

«БИОЛОГИЯ»
для 10 класса, базовый уровень
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Шаипова П.К.,
учитель биологии

село Эндирей 2022

Пояснительная записка
Данное тематическое планирование составлено в соответствии с примерной программой среднего общего
образования по биологии (автор Захаров Б.В., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.)
Программа для общеобразовательных учреждений «Общая биология» 10 класс.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Захарова Б.В., Мамонтова С.Г., Сонина Н.И.
Общая биология 10 класс
Программа рассчитана на изучение биологии по 2 часа в неделю, всего за год 68.
Курс общей биологии направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе,
её организации от молекулярного до биосферного уровня, её эволюции. При изучении общей биологии
особое внимание обращается на то, что живая материя – это особая форма движения материи во Вселенной,
управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально
невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей.
Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развёртыванием
информации.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии на профильном уровне в 10 классе учащиеся должны
Знать:










основные положения биологических теорий (клеточная теория, хромосомная теория наследственности)
сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; зародышевого сходства);
закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом;
взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); принципов
репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистоты гамет);
имена великих учёных и их вклад в формирование современной естественнонаучной картины мира;
строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов,
хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов;
сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической
информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и
мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения
у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза);
взаимодействия генов;
современную биологическую терминологию и символику;

Уметь:










объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной
естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы,
родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на
зародыш человека; влияние мутагенов на организм человека; возможные причины наследственных
заболеваний, генных и хромосомных мутаций;
решать биологические задачи разной сложности;
составлять схемы скрещивания;
описывать микропрепараты клеток растений и животных
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий); процессы и
явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз;
бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных;
внешнее и внутреннее оплодотворение) и делать выводы на основе сравнения;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебниках,
справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, Интернет-ресурсах) и применять её в
собственных исследованиях;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для
профилактики различных заболеваний; для оценки этических аспектов некоторых исследований в
области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



Формы и виды контроля: тестовые задания, индивидуальные карточки с заданиями разного уровня
сложности, лабораторные работы, самостоятельные работы, работа с таблицами, семинарские занятия.
Календарно-тематическое планирование по биологии в 10 классе
(2 часа в неделю, 68 час за год)
№ п/п Дата

Коррек
тировк
а даты

Тема урока

Домашнее задание

Раздел I. Введение в биологию (4 часа)
Тема 1.1. Предмет и задачи общей биологии (4 часа)
1.

Инструктаж по технике безопасности. Предмет и задачи
общей биологии

Стр. 3-7

2.

Понятие жизни и уровни организации живой материи

Стр. 7-9

3.

Критерии живых систем.

Стр. 13-17

4.

Тестирование по разделу «Введение в биологию»

Стр. 19-27

Раздел II. Происхождение и этапы развития жизни на земле (12 часов)
Тема 2.1. История представлений о возникновении жизни на Земле
(4 часа)
5.

История представлений о возникновении жизни на Земле

Стр. 31-33

6.

Работы Л.Пастера

Стр. 33-34,
вопросы

7.

Гипотеза вечности жизни

Стр. 34-35

8.

Материалистические теории происхождения жизни

Стр. 36-37

Тема 2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле (4 часа)
9.

Эволюция химических элементов в космическом
пространстве

Стр. 38-48

10.

Химические предпосылки возникновения жизни

Стр. 48-49

11.

Источники энергии и возраст Земли. Условия среды на
древней Земле.

Стр. 49-55

12.

Семинар по теме «Предпосылки возникновения жизни на
Земле»

Стр. 38-55

Тема 2.3. Современные представления о возникновении жизни на Земле (4 часа)
13.

Гипотеза происхождения протобиополимеров.

Стр. 67-71

14.

Эволюция протобионтов.

Стр. 72-77

15.

Начальные этапы биологической эволюции.

Стр. 58-77

16.

Обобщение по теме: «Происхождение и начальные этапы
развития жизни на Земле».

Стр. 58-64, повторение
темы

Раздел III. Учение о клетке (26 часов)
Тема 3.1. Введение в цитологию (1 час)
17.

Введение в цитологию

Доклад

Тема 3.2. Химическая организация живого существа (9 часов)
18.

Химическая организация клетки. Неорганические

Стр. 85-87

вещества, входящие в состав клетки.
19.

Органитческие молекулы-углеводы.

Стр. 100-101

20.

Органические молекулы-жиры и липиды.

Стр. 102-103

21.

Биологические полимеры-белки.

Стр. 90-99

22.

Семинар по теме «Строение и функции белков».

Стр. 90-99

23.

Нуклеиновые кислоты. ДНК.

24.

РНК. Генетический код.

25.

Редупликация ДНК.

Стр. 106-112

26.

Зачет по теме «Химическая организация клетки»

Стр. 100-112

Стр. 106-111
Стр. 112

Тема 3.3.Строение и функции прокариотической клетки (1 час)
27.

Строение и функции прокариотической клетки.

Стр. 136-141

Тема 3.4.Структурно-фунциональная организация клеток эукариот
(6 часов)
28.

Эукариотическая клетка. Наружная цитоплазматическая
мембрана

Стр. 142-148

29.

Органоиды эукариотической клетки

Стр. 148-155

30.

Особенности строения растительной клетки

31.

Клеточное ядро

Стр. 157-163

32.

Строение и функции хромосом

Стр. 157-163

33.

Семинар по теме: «Строение клетки»

Стр. 142-163

Стр. 148-155,176

Тема 3.5.Обмен веществ в клетке – метаболизм (5 часов)
34.

Анаболизм

Стр. 119-123

35.

Энергетический обмен веществ

Стр. 123-126

36.

Автотрофный тип обмена веществ

Стр. 126-131

37.

Хемосинтез

38.

Обобщение по теме «Обмен веществ и энергии»

Стр. 129
Стр. 119-131

Тема 3.6. Жизненный цикл клеток (2 часа)
39.

Жизненный цикл клетки

40.

Митоз. Стадии митоза

Стр. 163
Стр. 163-174

Тема 3.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы (1 час)
41.

Неклеточные формы жизни. Вирусы

Стр. 81-185

Тема 3.8. Клеточная теория (1 час)
42.

Клеточная теория. Строение организмов

Стр. 179

Раздел IV. Размножение организмов (4 часа)
Тема 4.1. Бесполое размножение растений и животных (2 часа)
43.

Бесполое размножение

Стр. 193-197

44.

Вегетативное размножение

Стр. 193-197

Тема 4.2. Половое размножение (2 часа)
45.

Половое размножение. Развитие половых клеток

Стр. 199-202

46.

Мейоз

Стр. 202-210

Раздел V. Индивидуальное развитие организмов (8 часов)
Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных (2 часа)
47.

Краткие исторические сведения. Эмбриональный период
развития.

Стр. 215-220

48.

Эмбриогенез: гаструляция и органогенез.

Стр. 220-225

Тема 5.2. Постэмбриональное развитие (1 час)
49.

Постэмбриональный период развития

Стр. 228-233

Тема 5.3. Онтогенез растений (4 часа)
50.

Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей.

Доклад

51.

Жизненный цикл и чередование поколений у высших
споровых растений

Доклад

52.

Жизненный цикл и чередование поколений у
голосеменных растений

Доклад

53.

Жизненный цикл и чередование поколений у цветковых
растений

Доклад

Тема 5.4. Развитие организма и окружающая среда (1 час)
54.

Развитие организма и окружающая среда

Стр. 238-246

Раздел VI. Основы генетики и селекции (13 часов)
Тема 6.1 История представлений о наследственности и изменчивости
(1 час)
55.

История развития представлений о наследственности и
изменчивости

Стр. 253-256

Тема 6.2 Основные закономерности наследственности (8 часов)
56.

Первый закон Менделя-закон единообразия гибридов
первого поколения

Стр. 261-268

57

Второй закон Менделя-закон расщепления

Стр. 268-272

58.

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон
Менделя-закон независимого комбинирования

Стр. 272-278

59.

Решение генетических задач на моно- и дигибридное
скрещивание

Карточки

60.

Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория
наследственности

Стр. 280-284

61.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с
полом

Стр. 285-289

62.

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов

Стр. 291-295

63.

Решение генетических задач

Карточки

Тема 6.3 Селекция животных, растений и микроорганизмов (4 часа)
64.

Создание пород животных и сортов растений

Стр. 319-324

65.

Методы селекции растений и животных. Селекция
микроорганизмов

Стр. 325-335

66.

Достижения современной селекции

Стр. 336-338

67.

Обобщение по пройденному курсу

Тесты

68.

Тестирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 928 678-88-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».