РП по биологии 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МО "Хасавюртовский район"
МКОУ "Эндирейская СОШ №3"

«РАССМОТРЕНО»
рук ШМО

«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор

__________________

______________

______________

Абдурашидова М.Р.

Гаджимагомаева Б.А.

Салавова М.К.

Протокол №___

Протокол № ___

Приказ №____

от «___» ____20___г

от «___» ____20___г

от «___» ____20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

«БИОЛОГИЯ»
для 7 класса, базовый уровень
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Шаипова П.К.,
учитель биологии

село Эндирей 2022

Рабочая программа по биологии, 7 класс
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 70 ч, 2 ч в неделю; Основана на применении системнодеятельностного подхода к обучению.
В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно
обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и
природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого
круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе
преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и
идей,
обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их
научного мировоззрения.
В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Курс
предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических
работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность,
способствует активному получению знаний.
В результате освоения данной программы учащиеся должны будут овладевать
универсальными учебными действиями: работать с различными источниками информации,
выделять главное, составлять конспект, таблицу, схему, сравнивать, анализировать,
обобщать, применять знания к конкретной ситуации, формулировать вопросы и др.
Программа подразумевает овладение ИКТ-компетентностями. Это поиск информации в
электронных ресурсах, владение работой на компьютере, умение работать в сети
Интернет, создание презентаций, работа с интерактивной доской и другие.
Большое внимание в программе уделяется исследовательской деятельности учащихся:
лабораторным и практическим работам, учебному исследованию, созданию проектов.
Особое значение придается развитию у учащихся навыков смыслового чтения и работы с
текстом.
Результаты изучения предмета разделены на предметные, метапредметные и личностные.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок).
Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по
результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам
выполнения лабораторных и практических работ.
Авторская программа соответствует условиям обучения в нашей школе.
Тематическое планирование
№
уро
ка

Тема
урока

Элементы содержания

Предметные результаты обучения

Характеристика видов
деятельности

Раздел 1. От клетки до биосферы (11 ч)

Педагогичес
кие средства

Домашн
ее
задание

Дат
а

Учащиеся должны знать:
— основные понятия и термины: «искусственный отбор», «борьба за существование», «естественный отбор»;
— основные уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный,
организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный;
— подразделение истории Земли на эры и периоды;
— искусственную систему живого мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея;
— принципы построения естественной системы живой природы.
Учащиеся должны уметь:

— в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований;
— объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни;
— иметь представление о естественной системе органической природы;
— давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии жизни на Земле.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия в наименовании вида;
— определять аспект классификации и проводить классификацию;
— выстраивать причинно следственные связи.

1

2-3

4-5

Вводный
инструкта
ж по т.б.
Входной
контроль
знаний
Многообр
азие
живых
систем (2
ч)

Основные сведения о
строении и функциях
клеток, тканей, органов и
систем органов растений и
животных.

Тестирование

Разнообразие форм живого
на Земле. Понятие об
уровнях организации жизни:
клетки, ткани органы,
организмы. Виды,
популяции и биогеоценозы.
Общие представления о
биосфере

Ч.

Причины многообразия
живых организмов. Явления
наследственности и
изменчивости.
Искусственный отбор;
породы домашних
животных и культурных
растений. Понятие о борьбе
за существование и
естественном отборе

Определяют и
анализируют понятия
«биология», «уровни
организации», «клетка»,
«ткань», «орган»,
«организм»,
«биосфера», «экология».
Определяют значение
биологических знаний в
современной жизни.
Оценивают роль
биологической науки в
жизни общества.
Составляют краткий
конспект текста урока,
готовятся к устному
выступлению
Определяют и
анализируют основные
понятия:
«наследственность»,
«изменчивость».
Знакомятся с основными
этапами искусственного
отбора в сельском
хозяйстве и в быту.
Анализируют
логическую цепь
событий, делающих
борьбу за
существование
неизбежной. Строят
схемы действия
естественного отбора в
постоянных и
изменяющихся условиях
существования.
Составляют
развёрнутый план урока
Знакомятся с историей

Дарвин о
происхож
дении
видов (2
ч)

6-9

История

Подразделение истории

Земли как космического
тела. Анализируют
жизни на
обстоятельства,
Земле (4
приведшие к
глобальным изменениям
ч)
условий на планете.
Характеризуют
растительный и
животный мир палеозоя,
мезозоя и кайнозоя.
Анализируют сходство и
различие в организации
жизни в разные
исторические периоды.
Составляют картины
фауны и флоры эр и
периодов (работа в
малых группах)
Искусственная система
Определяют понятия:
10Система
живого мира; работы
«царство Бактерии»,
11
тика
Аристотеля, Теофраста.
«царство Грибы»,
живых
Система природы
«царство Растения»,
К.
Линнея.
Основы
«царство Животные».
организм
естественной
Проводят анализ
ов (2 ч)
классификации живых
признаков живого:
организмов на основе их
клеточного строения,
родства. Основные
питания, дыхания,
таксономические категории, обмена веществ,
принятые в современной
раздражимости, роста,
систематике
развития, размножения.
Характеризуют
принципы
искусственной
классификации
организмов по
К. Линнею. Учатся
приводить примеры
искусственных
классификаций живых
организмов,
используемых в быту.
Составляют план
параграфа
Раздел 2. Царство Бактерии (4 ч)
Предметные результаты обучения
развития

Земли на эры и периоды.
Условия существования на
древней планете. Смена
флоры и фауны на Земле:
возникновение новых и
вымирание прежде
существовавших форм

Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
— методы профилактики инфекционных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий;
— характеризовать формы бактериальных клеток;
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа

учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и
дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.

1213

Выделяют основные
признаки бактерий,
во
дают общую
Настоящ
характеристику
прокариот. Определяют
ие
значение
бактерии
внутриклеточных
структур, сопоставляют
(2 ч)
его со структурными
особенностями
организации бактерий.
Выполняют зарисовку
различных форм
бактериальных клеток.
Готовят устное
сообщение по теме
«общая характеристика
прокариот»
Многообра Многообразие форм
Характеризуют понятия
14бактерий. Особенности
зие
«симбиоз»,
15
организации и
бактерий
«клубеньковые, или
жизнедеятельности
(2ч)
азотфиксирующие
прокариот.
бактерии», «бактерии
Распространённость и роль
деструкторы»,
в биоценозах, экологическая
«болезнетворные
роль и медицинское
микроорганизмы»,
значение
«инфекционные
заболевания»,
«эпидемия». Оценивают
роль бактерий в природе
и жизни человека.
Составляют планконспект темы
«Многообразие и роль
микроорганизмов»
Раздел 3. Царство Грибы (8 ч)
Предметные результаты обучения
Подцарст

Происхождение и эволюция
бактерий. Общие свойства
прокариотических
организмов. Строение
прокариотической клетки,
наследственный аппарат
бактериальной клетки.
Размножение бактерий

Учащиеся должны знать:
— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;
— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
— особенности организации шляпочного гриба;
— меры профилактики грибковых заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— объяснять строение грибов и лишайников;
— приводить примеры распространённости грибов и лишайников;
— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;
— определять несъедобные шляпочные грибы;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических
терминов;
— разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;
— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.

1618

Строение
и
функции
грибов (4
ч)

1920

Многообр
азие и
экология
грибов (2
ч)

2122

Группа
Лишайник
и
(2 ч)

Происхождение и эволюция
грибов. Особенности
строения клеток грибов.
Основные черты
организации
многоклеточных грибов

Отделы: Хитридиомикота,
Зигомикота, Аскомикота,
Базидиомикота, Омикота;
группа Несовершенные
грибы. Особенности
жизнедеятельности и
распространение. Роль
грибов в биоценозах и
хозяйствен ной
деятельности человека

Понятие о симбиозе. Общая
характеристика
лишайников. Типы слоевищ
лишайников; особенности
жизнедеятельности,
распространённость и
экологическая роль
лишайников

Характеризуют
современные
представления о
происхождении грибов.
Выделяют основные
признаков строения и
жизнедеятельности
грибов. Распознают на
живых объектах и
таблицах съедобные и
ядовитые грибы.
Осваивают приёмы
оказания первой
помощи при отравлении
ядовитыми грибами.
Дают определение
понятия «грибыпаразиты растений и
животных» (головня,
спорынья и др.)
Готовят
микропрепараты и
проводят наблюдение
строения мукора и
дрожжевых грибов под
микроскопом. Проводят
сопоставление
увиденного под
микроскопом с
приведёнными в
учебнике
изображениями.
Объясняют роль грибов
в природе и жизни
человека. Составляют
план параграфа
Характеризуют форму
взаимодействия
организмов — симбиоз.
Приводят общую
характеристику
лишайников. Проводят
анализ организации
кустистых, накипных,
листоватых
лишайников.
Распознают лишайники
на таблицах и в живой
природе. Оценивают
экологическую роль
лишайников.

23

Контрол

Составляют план —
конспект сообщения
«Лишайники».
Тестовый контроль
знаний по типу ЕГЭ

Бактерии, грибы

ьная
работа

Предметные результаты обучения

Раздел 4. Царство Растения (35 ч)

Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные,
Голосеменные, Цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику царства Растения;
— объяснять роль растений биосфере;
— характеризовать основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные,
Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;
— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы
на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать её,
переводить из одной формы в другую.

2429

Группа
отделов
Водоросли
;
строение,
функции,
экология
(6 ч)

Водоросли как древнейшая
группа растений. Общая
характеристика водорослей.
Особенности строения тела.
Одноклеточные и
многоклеточные водоросли.
Многообразие водорослей:
отделы Зелёные водоросли,
Бурые водоросли и Красные
водоросли. Распространение
в водных и наземных
биоценозах, экологическая
роль водорослей.
Практическое значение

Характеризуют
основные черты
организации
растительного
организма. Получают
представление о
возникновении
одноклеточных и
многоклеточных
водорослей. Дают
общую характеристику
водорослей, их
отдельных
представителей.
Выявляют сходство и
отличия в строении
различных групп
водорослей на
гербарном материале и
таблицах.
Характеризуют роль
водорослей в природе и
жизни человека.
Составляют планконспект темы

3031

Отдел
Моховидн
ые
(2 ч)

3237

Споровые
сосудист
ые
растения:
плауновид
ные,
хвощевидн
ые,
папоротн
иковидные
(6 ч)

3845

Семенные
растения.
Отдел
Голосеме
нные
(8 ч)

Отдел Моховидные;
особенности организации,
жизненного цикла.
Распространение и роль в
биоценозах

Отдел Плауновидные;
особенности организации,
жизненного цикла.
Распространение и роль в
биоценозах. Отдел
Хвощевидные; особенности
организации, жизненного
цикла. Распространение и
роль в биоценозах. Отдел
Папоротниковидные.
Происхождение и
особенности организации.
Жизненный цикл
папоротников.
Распространение и их роль в
биоценозах

Происхождение и
особенности организации
Голосеменных растений;
строение тела, жизненные
формы голосеменных.
Многообразие,
распространённость
голосеменных, их роль в
биоценозах и практическое

«Многообразие
водорослей», готовят
устное сообщение об
использовании
водорослей в пищевой и
микробиологической
промышленности
Дают общую
характеристику мхов.
Различают на гербарных
образцах и таблицах
различных
представителей
моховидных. Проводят
сравнительный анализ
организации различных
моховидных.
Характеризуют
распространение и
экологическое значение
мхов. Составляют
конспект параграфа
Выделяют
существенные признаки
высших споровых
растений. Дают общую
характеристику
хвощевидных,
плауновидных и
папоротниковидных.
Проводят сравнение
высших споровых
растений и
идентифицируют их
представителей на
таблицах и гербарных
образцах. Зарисовывают
в тетрадь схемы
жизненных циклов
высших споровых
растений.
Характеризуют роль
мхов, хвощей, плаунов и
папоротников в природе
и жизни человека.
Составляют планконспект по темам
«Хвощевидные»,
«Плауновидные» и
«Строение,
многообразие и
экологическая роль
папоротников»
Знакомятся с
современными
представлениями на
возникновение
семенных растений.
Дают общую
характеристику
Голосеменных растений,
отмечают

значение

4655

Покрыто
семенные
(цветков
ые)
растения
(10 ч)

5657

Эволюция
растений
(2 ч)

Происхождение и
особенности организации
Покрытосеменных
растений; строение тела,
жизненные формы
Покрытосеменных. Классы
Однодольные и
Двудольные, основные
семейства (2 семейства
однодольных и 3 семейства
двудольных растений).
Многообразие,
распространённость
цветковых, их роль в
биоценозах, в жизни
человека и его
хозяйственной деятельности

Возникновение жизни и
появление первых растений.
Развитие растений в водной
среде обитания. Выход
растений на сушу и
формирование проводящей
сосудистой системы.
Основные этапы развития
растений на суше

прогрессивные черты
сопровождавшие их
появление. Описывают
представителей
Голосеменных,
используя живые
объекты, таблицы и
гербарные образцы.
Зарисовывают схему
цикла развития сосны.
Рассказывают о
значении Голосеменных
в природе и жизни
человека
Получают
представление о
современных научных
взглядах на
возникновение
Покрытосеменных
растений. Дают общую
характеристику
Покрытосеменных
растений, отмечая
прогрессивные черты,
сопровождавшие их
появление. Описывают
представителей
Покрытосеменных,
используя живые
объекты, таблицы и
гербарные образцы.
Составляют таблицу
«сравнительная
характеристика классов
однодольных и
двудольных».
Зарисовывают схему
цикла развития
цветкового растения.
Характеризуют
растительные формы и
объясняют значение
покрытосеменных
растений в природе и
жизни человека
Знакомятся с
материалистическими
представлениями о
возникновении жизни на
Земле. Характеризуют
развитие растений в
водной среде обитания.
Объясняют причины
выхода растений на
сушу. Дают определение
понятию «риниофиты».
Характеризуют
основные этапы
развития растений на

58

Контрол
ьная
работа

Растения. Группы растений,
особенности строения и их
представители

суше. Составляют
конспект параграфа
Тестовые задания по
типу ЕГЭ

Раздел 5. Растения и окружающая среда (12 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— определение понятия «фитоценоз»;
— видовую и пространственную структуру растительного сообщества, ярусность;
— роль растений в жизни планеты и человека;
— необходимость сохранения растений в любом месте их обитания.
Учащиеся должны уметь:
— определять тип фитоценоза;
— выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами;
— обосновывать необходимость природоохранительных мероприятий.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существующую программу курса;
— учебники и другие компоненты учебно-методического комплекта;
— иллюстративный и вспомогательный учебный материал (таблицы, схемы, муляжи, гербарии и т. д.);
— осознавать целостность природы; взаимосвязанность и взаимозависимость происходящих в ней процессов.
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные доклады на основе обобщения информации учебника и
дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета;
— объяснять необходимость ведения хозяйственной деятельности человека с учётом особенностей
жизнедеятельности живых организмов;
— под руководством учителя оформлять отчёт о проведённом наблюдении, включающий описание объектов
наблюдения, его результаты и выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и
т. д.).
Личностные результаты обучения
— соблюдение учащимися правил поведения в природе;
— осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— привить любовь к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, эстетические
чувства от общения с растениями;
— признание учащимися права каждого на собственное мнение;
— готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственность за их результаты;
— понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— умение слушать и слышать другое мнение, оперировать фактами как для доказательства, так и для
опровержения существующего мнения.

5962

Растите
льные
сообщест

Растительные
сообщества — фитоценозы.
Видовая и пространственная
структура растительного

Дают определение
понятия «фитоценоз».
Характеризуют
различные фитоценозы:

ва.
Многообр
азие

сообщества; ярусность. Роль
отдельных растительных
форм в сообществе

фитоцен
озов
(4 ч)

6364

Растения
и человек
(2 ч)

6566

Охрана
растений
и
растите
льных
сообщест
в (2 ч)

Значение растений в жизни
планеты и человека.
Первичная продукция и
пищевые потребности
человека в растительной
пище. Кормовые ресурсы
для животноводства.
Строительство и другие
потребности человека.
Эстетическое значение
растений в жизни человека

Причины необходимости
охраны растительных
сообществ. Методы и
средства охраны природы.
Законодательство в области
охраны растений

болото,
широколиственный лес,
еловый лес, сосновый
лес, дубраву, луг и
другие. Объясняют
причины и значение
ярусности. Составляют
план-конспект
параграфа и готовят
устные сообщения
(работа в малых
группах)
Объясняют
экологическую роль
растений, их значение
как первичных
продуцентов
органической биомассы.
Характеризуют роль
растений в
удовлетворении
пищевых потребностей
человека. Определяют
понятие «агроценоз» и
сравнивают его с
естественными
сообществами растений.
Анализируют значение
растений в
строительстве,
производстве бумаги,
других
производственных
процессах.
Обосновывают
необходимость
выращивания
декоративных растений,
пользу разбивки парков,
скверов в городах.
Составляют план урока
и готовят устное
сообщение (работа в
малых группах)
Объясняют
экологическую роль
растений, их значение
как первичных
продуцентов
органической биомассы.
Характеризуют роль
растений в
удовлетворении
пищевых потребностей
человека. Определяют
понятие «агроценоз» и
сравнивают его с
естественными
сообществами растений.
Анализируют значение

67

Экскурсия
«Растител
ьный мир
наших
мест»

Многообразие растений.
Экологические группы
растений. Фитоценозы
нашей местности.

6869

Презентац
ия
исследова
тельских
проектов
(2ч)
Заключите
льный
урок

Курсовые
исследовательские
проекты за 7 класс

70

растений в
строительстве,
производстве бумаги,
других
производственных
процессах.
Обосновывают
необходимость
выращивания
декоративных растений,
пользу разбивки парков,
скверов в городах.
Составляют план урока
и готовят устное
сообщение (работа в
малых группах)

Умеют определять
экологические группы
растений. Знают
названия основных
древесных и
травянистых растений.
Делают гербарий
Представление
компьютерных
презентаций своих
проектов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 928 678-88-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».