МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЭНДИРЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ПРИНЯТО
на заседании педагогического
совета протокол №_1_
от
«_30»__08_____2022____г
.
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ «ЭСОШ №3»
_________М.К. САЛАВОВА
Приказ №___ от
«___»____________20___г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ
САМООБСЛЕДОВАНИЯ
1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение (далее Положение) устанавливает порядок
подготовки и организацию проведения самообследования образовательной
организацией.
1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Порядка проведения самообследования образовательной организацией,
утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня
2013г. №462;
- Постановления Правительства РФ от 5 августа 2013г. №662
«Об осуществлении мониторинга системы образования».
1.3. Целями проведения самообследования являются обеспечение
доступности и открытости информации о деятельности школы, а также
подготовка отчета о результатах самообследования.
1.4. Самообследование проводится образовательной организацией ежегодно.
1.5. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:
- планирование и подготовку работ по самообследованию образовательного
учреждения;
- организацию и проведение самообследования в образовательном
учреждении;
- обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
- рассмотрение отчета органом управления образовательным учреждением,
к компетенции которого относится решение данного вопроса.
1.6.Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых
для его проведения, определяются образовательным учреждением в порядке,
установленном настоящим Положением.
2.Планирование
и
подготовка
работ
по
самообследованию
образовательной организации.
2.1. Самообследование проводится по решению педагогического совета
образовательного учреждения.
2.2. Директор школы издает приказ о порядке, сроках проведения
самообследования и составе комиссии по проведению самообследования
(далее Комиссии).
2.3.Председателем Комиссии является директор школы, заместителем
председателя Комиссии является заместитель директора по учебновоспитательной работе.
2.4.Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются:
- представители совета родителей (законных представителей) воспитанников
и родительской общественности;
- члены представительных органов работников;
- при необходимости представители иных органов и организаций.
2.5. При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии
проводит организационное подготовительное совещание с членами
Комиссии, на котором:
- рассматривается и утверждается план проведения самообследования;
- за каждым членом Комиссии закрепляются направления работы
образовательного учреждения, подлежащие изучению в процессе
самообследования;
- уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе
самообследования;
- председателем Комиссии или уполномоченным им лицом даётся
развёрнутая информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе
самообследования, о месте (ах) и времени, предоставления членам Комиссии
необходимых документов и материалов для подготовки к проведению
самообследования, о контактных лицах;
- определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на
Комиссии результатов самоообследования.
2.6. Председатель Комиссии на организационном подготовительном
совещании определяет:
- порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками
образовательного учреждения в ходе самообследования;
- ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать
координацию работы по направлениям самообследования, способствующее
оперативному решению вопросов, которые будут возникать у членов
Комиссии при проведении самообследования;
- ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования
образовательного учреждения в виде отчета, включающего аналитическую
часть и результаты анализа показателей деятельности учреждения,
подлежащего самообследованию.
2.7. При подготовке к проведению самообследования в план проведения
самообследования в обязательном порядке включается:
2.7.1. Проведение оценки:
- образовательной деятельности;
- системы управления образовательного учреждения;
- содержания и качества подготовки обучающихся;
- организации учебного процесса,
- качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного
обеспечения, материально-технической базы,
- функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- медицинского обеспечения образовательного учреждения, системы охраны
здоровья обучающихся;
- организации питания;
2.7.2.Анализ показателей деятельности
образовательного учреждения,
подлежащего самообследованию, устанавливаемых федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования;
2.7.3. Иные вопросы по решению педагогического совета, председателя
Комиссии, вышестоящих органов управления.
3.Организаця и проведение
организации.
самообследования в
образовательной
3.1. Организация самообследования в образовательном учреждении
осуществляется в соответствии с планом по его проведению, принимаемом
решением Комиссии.
3.2.При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и
оценка включённых в план самообследования направлений и вопросов.
3.3. При проведении оценки образовательной деятельности:
3.3.1. Даётся общая характеристика образовательного учреждения:
- полное наименование образовательной организации, адрес, год ввода в
эксплуатацию, с какого года находится на балансе учредителя, режим работы
образовательного учреждения;
- мощность образовательного учреждения: плановая/фактическая;
- комплектование классов: количество классов, в них обучающихся; порядок
приёма и отчисления обучающихся;
3.3.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих
документов:
- лицензия на право ведения образовательной деятельности;
-свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр
юридических лиц;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- устав образовательного учреждения;
- локальные акты, определённые уставом образовательного учреждения
(соответствие перечня и содержания Уставу учреждения и законодательству
РФ, полнота, целесообразность);
- свидетельство о государственной регистрации права оперативного
управления муниципальным имуществом;
- свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного
пользования на земельный участок;
- наличие санитарно-эпидемиологического заключения на образовательную
деятельность;
- договор о взаимоотношениях между образовательным учреждением и
учредителем;
3.3.3.Представляется информация о документации образовательного
учреждения:
- наличие основных федеральных, региональных и муниципальных
нормативно-правовых актов, регламентирующих работу образовательных
учреждений;
- договоры
образовательного учреждения с родителями (законными
представителями);
- личные дела обучающихся, Книги движения обучающихся;
- Программа развития образовательного учреждения;
- образовательные программы;
- учебный план образовательного учреждения;
- годовой календарный учебный график;
- годовой план работы школы;
-рабочие программы педагогов образовательного учреждения (их
соответствие основной образовательной программе);
- журнал учёта кружковой работы, планы работы кружков;
-расписание занятий, режим работы школы;
- отчёты образовательного учреждения, справки по проверкам, публичный
доклад руководителя образовательного учреждения;
- акты готовности образовательного учреждения к новому учебному году;
- номенклатура дел образовательного учреждения;
- журнал учета проверок должностными лицами органов государственного
контроля;
3.3.4.Представляется информация о документации
образовательного
учреждения, касающейся трудовых отношений:
- книги учёта личного состава, движения трудовых книжек и вкладышей к
ним;
- трудовые книжки работников, личные дела работников;
- приказы по личному составу, книга регистрации приказов по личному
составу;
- трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к
трудовым договорам;
- коллективный договор (в т.ч. приложения к коллективному договору);
- правила внутреннего трудового распорядка;
-штатное расписание образовательного учреждения;
-должностные инструкции работников;
-журналы проведения инструктажа.
3.4. При проведении оценки системы управления образовательной
организации:
3.4.1.Даётся характеристика и оценка следующих вопросов:
- характеристика сложившейся в образовательном учреждении системы
управления;
- распределение административных обязанностей в педагогическом
коллективе;
- содержание протоколов органов самоуправления образовательного
учреждения;
- планирование и анализ учебно-воспитательной работы;
- анализ выполнения образовательной программы
образовательного
учреждения, рабочих программ педагогов (планов воспитательной работы),
рекомендации и их реализация;
- полнота и качество приказов руководителя образовательного учреждения
по основной деятельности, по личному составу;
- порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся
прав и интересов участников образовательных отношений (наличие таковых,
частота обновления, принятие новых);
3.4.2. Даётся оценка результативности и эффективности действующей в
учреждении системы управления, а именно:
- организация
системы контроля со стороны администрации
образовательного учреждения и ее эффективности;
- инновационные методы и технологии управления, применяемые
в
образовательном учреждении;
- использование современных информационно-коммуникативных технологий
в управлении образовательным учреждением;
- эффективность влияния системы управления на повышение качества
образования;
3.4.3. Даётся оценка обеспечения координации деятельности педагогической,
медицинской, психологической и социальных служб образовательного
учреждения;
3.4.4. Даётся оценка работы социальной службы
образовательного
учреждения (работа социального педагога):
- наличие, качество и оценка полноты реализации плана работы с
неблагополучными семьями;
- наличие социального паспорта образовательного учреждения, в т.ч.
количества обучающихся из социально незащищённых семей;
3.4.5. Даётся оценка организации взаимодействия семьи и образовательной
организации:
- организация информирования родителей (законных представителей)
обучающихся о правах и обязанностях воспитанников, о правах,
обязанностях и ответственности родителей (законных представителей) в
сфере образования;
- наличие, качество и реализация планов работы и протоколов управляющего
совета, совета родителей; общешкольных и классных
родительских
собраний, родительского всеобуча (лектории, беседы и др. формы);
- обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и
иных нормативных документов;
- содержание и организация работы сайта образовательного учреждения;
3.4.6. Даётся оценка организации работы по предоставлению льгот (наличие
нормативной базы; количество льготников (из муниципального бюджетов);
3.5. При проведении оценки содержания и качества подготовки обучающихся
анализируются и оцениваются:
- программа развития образовательного учреждения;
- образовательные программы; характеристика, структура образовательных
программ: аналитическое обоснование программ, основные концептуальные
подходы и приоритеты, цели и задачи; принципы построения
образовательного процесса; прогнозируемый педагогический результат;
анализ реализации образовательных программ;
- рабочие программы по учебным предметам, курсам, дисциплинам,
модулям; даётся оценка полноты реализации рабочих программ, их
соответствие федеральным государственным требованиям (требованиям
федерального государственного образовательного стандарта - ФГОС);
- механизмы определения списка учебников, пособий, материалов в
соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников,
рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном
процессе;
3.5.1. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том
числе:
- характеристика демографической и социально-экономической тенденции
развития территории поселка;
- анализ качественного, социального состава родителей, характеристика
семей (социальный паспорт общеобразовательного учреждения);
- даётся характеристика системы воспитательной работы образовательного
учреждения;
- мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного
процесса, проводимые образовательным учреждением совместно с
учреждениями культуры;
- создание развивающей среды в образовательном учреждении;
- наличие и соответствие требованиям СанПиН спортивного зала,
спортивной площадки;
- результативность системы воспитательной работы;
3.5.2. Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования,
в том числе:
- программы дополнительного образования;
- наличие необходимых условий, материально-технического, программнометодического, кадрового обеспечения для реализации программ
дополнительного образования;
- направленность реализуемых программ дополнительного образования
детей;
- охват обучающихся дополнительным образованием;
- анализ эффективности реализации программ дополнительного образования;
3.5.3. Проводится анализ работы по изучению мнения участников
образовательных отношений о деятельности образовательного учреждения,
в том числе:
- изучение мнения участников образовательных отношений об
образовательном учреждении, указать источник знаний о них;
- анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий
родителей
(законных
представителей)
обучающихся,
других
заинтересованных лиц;
- анализ используемых методов (анкетирование, собеседование,
тестирование, другие) для сбора информации о мнениях участников
образовательных отношений, периодичность использования таких методов;
- применение для получения обратной связи таких форм как форум на сайте
образовательного учреждения, интервьюирование, «Телефон доверия»,
«горячая линия», «День открытых дверей» и другие;
- анализ полученных таким образом сведений о качестве подготовки
обучающихся, условиях обучения и т.д.;
- меры, которые были предприняты по результатам опросов участников
образовательных отношений и оценка эффективности подобных мер;
3.5.4. Проводится анализ и даётся оценка качеству подготовки
воспитанников, в том числе:
- указываются формы проведения промежуточной и итоговой оценки уровня
развития воспитанников;
- соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников
федеральным государственным требованиям (требованиям ФГОС);
- достижения воспитанников по сравнению с их первоначальным уровнем;
- наличие выбывших выпускников без продолжения общего образования;
- наличие обучающихся, оставленных на повторное обучение;
- результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня
развития обучающихся.
3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются
и оцениваются:
- учебный план учреждения, его структура, характеристика; механизмы
составления учебного плана; выполнение;
- анализ нагрузки воспитанников;
-годовой календарный учебный график учреждения;
-расписание занятий;
-анализ причин движения контингента обучающихся;
- анализ форм работы с одаренными детьми;
- соблюдение принципа преемственности обучения;
- деятельность по формированию положительной мотивации обучения,
развитию познавательной активности и интересов обучающихся;
- создание максимально благоприятных условий для развития способностей,
учёт возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей
обучающихся.
3.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и
оценивается:
- профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников,
имеющих высшее (среднее специальное) образование, без педагогического
образования;
количество
педагогических
работников
с
высшей,
первой
квалификационной категорией, не имеющих квалификационной категории;
- стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15 лет, свыше 15 лет, от 50 до 55 лет, старше
55 лет);
- своевременность прохождения повышения квалификации;
- количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих
учёную степень, учёное звание, государственные и отраслевые награды;
- доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе;
- движение кадров за последние пять лет;
- возрастной состав;
- работа с молодыми специалистами (наличие нормативных и отчетных
документов);
- творческие достижения педагогов;
- система работы по повышению квалификации и переподготовке
педагогических работников и ее результативность; формы повышения
профессионального мастерства;
- количество педагогических работников, преподающих предмет не по
специальности;
- укомплектованность общеобразовательного учреждения кадрами; средняя
нагрузка на одного педагогического работника;
- потребность в кадрах (сумма вакансий, планируемой убыли работников и
количества планируемого увеличения штатов);
- порядок установления заработной платы работников образовательного
учреждения, в т. ч. надбавок к должностным окладам, порядка и размеров их
премирования, стимулирующих выплат; заработная плата педагогических
работников с учётом стимулирующей части оплаты труда;
- состояние документации по аттестации педагогических работников:
нормативные документы, копии документов о присвоении категории; записи
в трудовых книжках.
3.8. При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения
анализируется и оценивается:
- система методической работы образовательного учреждения;
- наличие методического совета и документов, регламентирующих его
деятельность (положение, перспективные и годовые планы работы, анализ их
выполнения);
- формы организации методической работы;
- содержание экспериментальной и инновационной деятельности;
- влияние осуществляемой методической работы на качество образования,
рост методического мастерства педагогических работников;
- работа по обобщению и распространению передового опыта;
- наличие в
образовательном учреждении публикаций методического
характера, материалов с обобщением опыта работы лучших педагогических
работников;
- использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч.
дистанционных;
- количество педагогических работников образовательного учреждения,
разработавших авторские программы, утверждённые на федеральном и
региональном уровнях.
3.9. При проведении оценки качества библиотечно-информационного
обеспечения анализируется и оценивается:
- обеспеченность учебной, учебно-методической и художественной
литературой;
- наличие в образовательном учреждении библиотеки;
- общее количество единиц хранения фонда библиотеки;
- объем фонда учебной, учебно-методической, художественной литературы в
библиотеке, пополнение и обновление фонда;
- реальная обеспеченность на одного обучающегося основной учебной
литературой по каждому циклу дисциплин, реализуемых образовательных
программ;
- обеспечено ли образовательное учреждение современной информационной
базой (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный
каталог, медиатека, электронные учебники и т.д.);
- рациональность использования книжного фонда;
- востребованность библиотечного фонда и информационной базы;
- наличие сайта образовательного учреждения (соответствие установленным
требованиям, порядок работы с сайтом), количественные характеристики
посещаемости, форум;
- обеспечение открытости и доступности информации о деятельности
образовательного учреждения для заинтересованных лиц (наличие
информации в СМИ, на сайте образовательного учреждения,
информационные стенды (уголки), выставки, презентации и т.д.);
3.10. При проведении оценки качества материально-технической базы
анализируется и оценивается:
3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том
числе:
- уровень социально-психологической комфортности образовательной среды;
- соответствие лицензионному нормативу по площади на одного
обучающегося;
- площади, используемые для образовательного процесса (даётся их
характеристика);
- сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной
деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь;
- сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д;
- сведения об обеспечение мебелью, инвентарём, посудой.
- данные о проведении ремонтных работ в образовательном учреждении
(сколько запланировано и освоено бюджетных (внебюджетных) средств);
- сведения об основных позитивных и негативных характеристиках в
материально-техническом оснащении образовательного процесса;
- меры по обеспечению развития материально-технической базы;
- мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов.
3.10.2.Соблюдение
в
общеобразовательном
учреждении
мер
противопожарной и антитеррористической безопасности, в том числе:
- наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения,
тревожной кнопки, камер слежения, договоров на обслуживание с
соответствующими организациями;
- акты о состоянии пожарной безопасности;
- проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности.
3.10.3. Состояние территории образовательного учреждения, в том числе:
- состояние ограждения и освещение участка;
- наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при
подъезде к образовательному учреждению;
- оборудование хозяйственной площадки, состояние мусоросборника.
3.11. При оценке качества медицинского обеспечения образовательного
учреждения, системы охраны здоровья воспитанников анализируется и
оценивается:
- медицинское обслуживание, условия для лечебно-оздоровительной работы
(наличие в образовательном учреждении лицензированного медицинского
кабинета; договор с
территориальным
лечебно-профилактическим
учреждением о порядке медицинского обслуживания обучающихся и
сотрудников);
- наличие медицинского кабинета, соответствие его СанПиН;
- регулярность прохождения сотрудниками образовательного учреждения
медицинских осмотров;
- анализ заболеваемости воспитанников;
-сведения о случаях травматизма, пищевых отравлений среди воспитанников;
- выполнение предписаний надзорных органов;
- соблюдение санитарно-гигиенического режима (состояние помещений,
режим проветривания, температурный режим, водоснабжение и т.д.);
- защита воспитанников от перегрузок, работа по созданию условий для
сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- сбалансированность расписания с точки зрения соблюдения санитарных
норм;
- соотношение учебной нагрузки программ дополнительного образования;
- использование здоровьесберегающих технологий, отслеживание их
эффективности;
- система работы по воспитанию здорового образа жизни;
- динамика распределения обучающихся по группам здоровья;
- наличие мероприятий, программ, обеспечивающих формирование у
воспитанников навыков здорового образа жизни, работа по гигиеническому
воспитанию;
- объекты физической культуры - собственные (крытые, открытые, какова их
площадь); их использование в соответствии с расписанием;
- состояние службы психолого-педагогического сопровождения в
образовательном учреждении;
- состояние социально-психологической службы (цель и методы ее работы,
результативность);
- мероприятия по предупреждению нервно-эмоциональных и физических
перегрузок у воспитанников.
3.12. При оценке качества организации питания анализируется и
оценивается:
- наличие собственной столовой, буфета;
- работа администрации по контролю за качеством приготовления пищи;
- договоры с различными организациями о порядке обеспечения питанием
воспитанников и сотрудников (с кем, на какой срок, реквизиты правомочных
документов);
- качество питания: калорийность, сбалансированность (соотношение
белков/жиров/углеводов), соблюдение норм питания;
- разнообразие ассортимента продуктов; витаминизация, объём порций,
наличие контрольного блюда; хранение проб; объём порций; использование
йодированной соли; соблюдение питьевого режима;
- наличие необходимой документации: приказы по организации питания;
- наличие графика получения питания (молока), накопительная ведомость,
журналы бракеража сырой и готовой продукции; 10-ти дневное меню,
картотека блюд; таблицы: запрещённых продуктов, норм питания; список
обучающихся, имеющих пищевую аллергию;
- создание условий соблюдения правил техники безопасности на пищеблоке;
- выполнение предписаний надзорных органов.
3.13. При проведении оценки функционирования внутренней системы
оценки качества образования анализируется и оценивается:
- наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней
системы оценки качества образования;
- наличие ответственного лица – представителя администрации
образовательного
учреждения,
ответственного
за
организацию
функционирования внутренней системы оценки качества образования
(приказ о назначении, регламент его работы – положение, порядок);
- план работы образовательного учреждения по обеспечению
функционирования внутренней системы оценки качества образования и его
выполнение;
- информированность участников образовательных отношений о
функционировании внутренней системы оценки качества образования в
образовательном учреждении;
проводимые
мероприятия
внутреннего
контроля
в
рамках
функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках
функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями
установленными
федеральным
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4.Обобщение полученных результатов и формирование отчета.
4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с
утверждённым планом самообследования, членами Комиссии передаётся
лицу, ответственному за свод и оформление результатов самообследования
образовательного учреждения, не позднее чем за три дня до
предварительного рассмотрения на Комиссии результатов самообследования.
4.2. Лицо ответственное, за свод и оформление результатов
самообследования образовательного учреждения, обобщает полученные
данные и оформляет их в виде отчёта, включающего аналитическую часть и
результаты анализа показателей деятельности учреждения, подлежащего
самообследованию (далее Отчёт).
4.3. Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором
происходит предварительное рассмотрение Отчёта: уточняются отдельные
вопросы, высказываются мнения о необходимости сбора дополнительной
информации, обсуждаются выводы и предложения по итогам
самообследования.
4.4. С учётом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций
и замечаний по Отчёту председатель Комиссии назначает срок для
окончательного рассмотрения Отчёта.
4.5. После окончательного рассмотрения результатов самообследования
итоговая форма Отчёта направляется на рассмотрение органа управления
образовательного учреждения, к компетенции которого относится решение
данного вопроса.
4.6. Отчет утверждается приказом директора образовательной организации.
4.7. Отчет размещается в сети Интернет на официальном сайте школы и
направляется Учредителю не позднее 1 сентября текущего года.
5. Ответственность
5.1. Педагогические работники несут ответственность за выполнение данного
Положения в соответствии требованиями законодательства.
5.2. Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению
является директор образовательной организации или уполномоченное им
лицо.