РП ФГ 5-9 КЛ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МО "Хасавюртовский район"
МКОУ "Эндирейская СОШ №3"

«РАССМОТРЕНО»
рук ШМО

«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор

__________________
Идиков М.П.

______________
Гаджимагомаева Б.А.

______________
Салавова М.К.

Протокол №1

Протокол № 1

Приказ № 14

от "03" 09 2022 г.

от "04" 09 2022 г.

от "06" 09 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Финансовая грамотность»
для 5-9 классов
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Темикова А.Б..,
учитель внеурочной деятельности

село Эндирей 2022

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия
личности и общества, а также возможности участия в экономической
жизни.(финансовая грамотность)
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
-способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль
математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину
(математическая грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать
основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология
оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;
проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотность);
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из
части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или
внеурочной деятельности и включает в 5-8 классах – 4 модуля (финансовая
читательская, математическая и естественнонаучная грамотность), в 9 классе – 4 модуля
(читательская, естественнонаучная, математическая и креативное мышление).
Количество часов на один год обучения в одном классе-комплекте с 5 по 9 класс – 34
часа (по 1 часу в неделю).
Формы деятельности:
-Беседа
-диалог
-дискуссия
-дебаты
-круглые столы
-моделирование
-игра
-викторина
-квест
-квиз
-проект.

С целью формирования креативного мышления педагоги используют целый комплекс
педагогических приемов: проблемное обучение, игровые элементы, проектирование,
экспериментирование, дискуссии.
Форма проведения входного и выходного контроля – тестирование.
Основные виды деятельности обучающихся:
самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов
(беседа, дискуссия, диспут);
выполнение практических заданий;
поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;
решение ситуационных и практико-ориентированных задач;
проведение экспериментов и опытов.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных
как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте
(семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных,
финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником
практических задач.
7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику
необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как
личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны
овладеть универсальными способами анализа информации и
ее интеграции в единое целое.
8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные
перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить
прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве
от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко
актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
В связи с этим в большое внимание уделяется формированию читательской
грамотности участников образовательных отношений как базовой основы ключевых
УУД. Формирование читательской грамотности проводится на каждом уроке
В зависимости от особенностей организации образовательного процесса в текущем
учебном году:
1 четверть – модуль «Финансовая грамотность»
/ модуль «Креативное мышление»;
2четверть – модуль «Читательская грамотность»;

3четверть – модуль «Математическая грамотность»;
4четверть – модуль «Естественнонаучная грамотность».
В 2022-2023 учебном году в 9 классе количество часов распределяется следующим
образом:
-- модуль «Креативное мышление» - 8 ч.
– модуль «Читательская грамотность» - 9 ч;
– модуль «Естественнонаучная грамотность» - 8 ч;
– модуль «Математическая грамотность» - 9 ч;
Планируемые результаты освоения программы курса
Метапредметные и предметные результаты
Класс /
Уровень

Грамотность
Финансовая

Читательская

Математичес
кая

ФГ
5 класс
Уровень
узнавания

Естественно-

Креативно
е

научная

мышление

находит и
извлекает
информацию о
естественнонаучны
х
явлениях в
различном
контексте

-

находит и
извлекает
информацию

находит и
извлекает
математическую

и

находит и
извлекает
финансовую
информацию
в

из различных

Информацию в

понимани
Я

различном
контексте

текстов

в различном

6 класс
Уровень
Понимания
и
применени
Я

применяет
финансовые
знания для
решения
разного рода
проблем

применяет
извлеченную
из текста
информацию
для решения
разного рода
проблем

применяет
математически
е знания для
решения
разного рода
проблем

объясняет и
описывает
естественнонаучные явления на
основе имеющихся
научных знаний

-

7 класс

анализирует
информацию
в
финансовом
контексте

анализирует и

формулирует

распознает и

-

интегрирует
информацию,
полученную из
текста

математическу
ю проблему на
основе анализа
ситуации

исследует личные,
местные,
национальные,
глобальные
естественнонаучные проблемы в
различном
контексте

Уровень
Анализа
и
синтеза

контексте

8 класс
Уровень
оценки
(рефлексии
)
в рамках
Предметног
о
содержания

оценивает
финансовые
проблемы в

оценивает
форму и
содержание

интерпретирует и
оценивает
математические

интерпретирует и
оценивает
личные, местные,

различном
контексте;
оценивает
финансовые
проблемы,
делает
выводы,
строит
прогнозы,
предлагает
пути
решения

текста в
рамках
предметного
содержания

данные в
контексте лично
значимой
ситуации

национальные,
глобальные
естественнонаучные проблемы в
различном
контексте в рамках
предметного
содержания

оценивает
форму и
содержание

интерпретирует
и оценивает
математические

интерпретирует и
оценивает, делает
выводы и строит

(рефлексии
) в рамках

текста в
рамках

результаты в
контексте

прогнозы о
личных, местных,

метапредм
ет ного
содержани

метапредметно
го содержания

национальной
или глобальной
ситуации

национальных,
глобальных
естественнонаучны

9 класс
Уровень
оценки

Я
метапредметного
содержания

х проблемах в
различном
контексте в рамках

Оценивает
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности
ее
решения;
организует
сотрудничеств
о и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально
ив
группах;
осознанно
использует
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для
выражения
своих
чувств,
мыслей и
потребностей
для
планирования
и
регуляции
своей
деятельности

Класс

Грамотность
Финансовая

5-8
классы

Читательская

Математическая

оценивает
финансовые
действия в
конкретных

оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм

объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях

ситуациях с

морали и

общественной

позиции норм

общечелове-

жизни на основе

морали и
общечелове-

ческих
ценностей;

математических
знаний с позиции

ческих
ценностей,

формулирует
собственную

норм морали и
общечеловечес-

прав и

позицию по

ких ценностей

обязанностей
гражданина
страны

отношению к
прочитанному
оценивает форму
и

интерпретирует и

содержание

оценивает

оценки
(рефле
кс

текста в рамках

математические

метапредметного

результаты в

ии) в

содержания

контексте

9 класс
Уровен
ь

рамках
метапр
ед
метног
о
содерж
а
ния

национальной или
глобальной
ситуации

Естественно
науч
ная

Креативное

объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественно
й
жизни на
основе
естественнон
аучных знаний с
позиции
норм
морали и
общечеловеч
еских
ценностей

-

интерпретир
ует и
оценивает,
делает
выводы и
строит
прогнозы о
личных,

Демонстриру
ет

местных,
национальны
х,
глобальных
естественнонаучных
проблемах в
различном
контексте
в рамках
метапредмет
ного
содержания

мышление

готовность к
саморазвити
ю
и
самообразова
н
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию.

Содержание
5 класс
Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах.
Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки?
Кто такие мошенники?
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело»? Определение основной
темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник
информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.
Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную
мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание
(художественное
и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на
грамотность
чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система
счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача
Пуассона)
и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех,
кто
всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические
фигуры. Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части
и составление
модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных
частиц до

Вселенной) длительность процессов окружающего мира.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и
неслышимые
звуки. Устройство динамика. Современные акустические системы.
Шум и его
воздействие на человека.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Природные
индикаторы. Вода. Уникальность воды. Углекислый газ в природе и его
значение.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной
породой и
рудой. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля.
Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Подведение итогов работы за год..
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и
неслышимые
взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды.
Углекислый газ в природе и его значение. Земля, внутреннее строение
Земли.
Знакомство с минералами, горной породой и рудой.
6 класс

Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные»
деньги.
Фальшивые деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех
она
разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная
плата,
проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как
заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные
деньги.
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении
Древнерусская
летопись информации о реалиях времени. Сопоставление содержания
художественных текстов. Определение авторской позиции в
художественных
текстах. Работа с текстом:как понимать информацию, содержащуюся в
тексте?
Типы текстов: текст- повествование (рассказ, отчет, репортаж) Типы задач
на
грамотность. Интерпретационные задачи.
Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты.
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональны
отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые
арифметическим
способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.
Инвариантызадачи на

четность (чередование, разбиение на пары). Логические таблиц. задачи,
решаемые
с помощью Графы и их применение в решении задач.
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур:
геометрические
фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы,
диаграммы,
вычисление вероятности. Итоговое занятие.
Тело и вещества. Агрегатные состояния. Масса. Измерение массы тел.
Строение
вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое
расширение тел. Использование явления теплового расширения для
измерения
температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.
Кипение
Представления о Вселенной.Модель Вселенной. Модель солнечной
системы
. Царства живой природы.
Проведение входного и выходного контроля.

7 класс
Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов.
Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются ввашей семье? Пеня и
налоговые льготы.
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.

История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про
кредит.
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.
Поэтический
текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов
публицистического стиля.
Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовать
текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования?
Типы текстов: текст – объяснение(объяснительное сочинение, резюме
толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих
основную
мысль текста, предложенного для анализа. Типы задач на грамотность.
Позиционные задачи.Работа с несплошным текстом: информационные
листы
и объявления, графики и диаграммы.Арифметические и алгебраически
выражения:

свойства

операций

и

принятых

соглашений.

Моделирование
изменений окружающего мира спомощью линейной функции. Задачи
практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную
работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств
фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач
практического содержания. Решение задач реальной жизни. Элементы
теории множеств как объединяющее основание многих направлений
математики. Статистические явления, представленные вразличной
форме:
текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
Решение геометрических задач исследовательского характера.
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение
твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах,жидкостях и твёрдых
телах. Механическое движение. Инерция Закон Паскаля. Гидростатический

парадокс.Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра.Ураган, торнадо.
Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.Давление воды в
морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной
сферы
. Исследование океана. Использование подводных дронов. Растения. Генная
модификация растений. Внешнее строение дождевого червя, моллюсков,
насекомых. Внешнее и внутреннее птицы. Сезонная миграция.
Проведение входного и выходного контроля
8 класс
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении.
Учебный текст как источник информации Сопоставление содержания
текстов официально- делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с
текстом: как применять информацию из текста в изменённой
ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению
работы,
правила, уставы, законы) Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы
задач
на грамотность.Информационные задачи. Работа с несплошным текстом:
формы, анкеты, договоры (итоговая аттестация). Работа с информацией,
представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.
Вычисление расстояний наместности в стандартных ситуациях и
применение
формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения аналитические и
неаналитические методы решения. Алгебраические связи между
элементами
фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника),
относительное расположение, равенство. Математическое описание
зависимости

между переменными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных
изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения,
определение
шансов наступления того или иного события.Решение типичных
математических
задач, требующих прохождения этапа моделирования. Проведение
итоговой
аттестации. Занимательное электричество. Магнетизм и электромагнетизм.
Строительство плотин.Гидроэлектростанции. Экологические риски при
строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики,
объединенные энергосистемы Внутренняя среда организма. Кровь.
Иммунитет.
Наследственность. Системы жизнедеятельности человека.
Проведение входного и выходного контроля.
9 класс
Формирование читательских умений с опорой на текст и вне
текстовые
знания. Электронный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные
ситуации
в текстах.Работа с текстом: как критически оценивать степень
достоверности
содержащейся в тексте информации? Типы текстов: текст-аргументация
(комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе
исходного
текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие)
задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты итоговое занятие).

Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы.
Представление
данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы.
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи
с
лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных
уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа,
различными представлениями чисел, изяществом вычислений,
вычислениями в уме, оценкой разумности результатов . Решение
стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и
зависимости.
Структура и свойства веществ.
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твердых
тел,
жидкостей и газов. Диффузия в газах и твердых телах. Химические
изменения
состояния вещества.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Природные
индикаторы. Физические состояния и изменения веществ.
Физические явления и химические превращения. Отличие
химических реакций от физических явлений Экологические системы.
Потоки
вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера.
Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ
биосфере. Эволюция биосферы. Наследственность биологических
объектов. Размножение организмов. Индивидуальное развитие
организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования
признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. явлений.
Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение

видов. Здоровье человека. Системы жизнедеятельности человека.Земные
процессы и циклы. Закономерности изменчивости: модификационная и
мутационная изменчивости.Основные методы селекции растений, животных
и микроорганизмов.
Проведение входного, промежуточного и выходного контроля.

.
.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (по модулям)
Модуль: «Основы финансовой грамотности»

5 класс
№

Тема занятия

Всего
часов,
1 час в
неделю

Теория

Практика

Формы деятельности

0,5

0

0,5

Беседы, диалоги, дискуссии.

0,5

0

0,5

Круглый стол, игра.

1.

Как появились деньги? Что могут
деньги?

2.

Деньги в разных странах

3.

Деньги настоящие и ненастоящие

1

0

1

Игра, экскурсия.

4.

Как разумно делать покупки?

1

0

1

Игра, круглый стол.

5.

Кто такие мошенники?

1

0,5

0,5

Круглый стол, игра, квест.

6.

Личные
деньги

1

0

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

7.

Сколько стоит «своё дело»?

1

0,5

0,5

Проект, игра.

8.

Проведение входного и выходного
контроля.

2

2

Тестирование.

Итого

8

1

7

6 класс
№

Тема занятия

1.

Удивительные факты и истории о
Нумизматика.
«Сувенирные»
Фальшивые деньги: история и
современность.

2.

Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная?
Отчего это
зависит?

3.

деньгах.
деньги.

Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль,
дивиденды.

4.

Социальные выплаты: пенсии,
пособия.

5.

Как заработать деньги? Мир профессий и для
чего
нужно учиться?

Всего
часов,
1 час в
неделю
1

Теория

0

Практика

1

Формы деятельности

Беседы, диалоги, дискуссии.

1

0

1

Круглый стол, игра.

1

0,5

0,5

Круглый стол, игра, квест.

1

0

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

1

0

1

Викторина, квест, квиз.

6.

Личные деньги

1

0

1

Проект, игра.

7.

Проведение входного и выходного
контроля.

2

0

2

Тестирование.

8

1,5

6,5

Итого

7 класс
№

1.

Тема занятия

Что такое налоги и почему мы их должны
платить?

2.

3.

Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги
уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые
льготы.
Что такое государственный бюджет? На что
расходуются налоговые сборы?

4.

Виды социальных пособий. Если человек потерял
работу.

Всего Теория
часов,
1 час в
неделю

Практика

Формы деятельности

1

0,5

0,5

Беседы, диалоги, дискуссии.

1

0

1

1

0,5

0,5

Игра, круглый стол, дискуссии.

1

0

1

Круглый стол, игра, квест.

Круглый стол, игра.

5.

История возникновения банков. Как накопить,
чтобы

1

купить? Всё про кредит.
6.

Вклады: как сохранить иприумножить?
Пластиковая карта – твой безопасный Банк в
кармане.

1

7.

Проведение входного и выходного контроля.

2

Итого

8

0

1

0,5

0,5

Проект, игра.

2

Тестирование.

1,5

Беседы, диалоги, дискуссии.

6,5

8 класс
№

1.

Тема занятия

Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях.

2.

Как сберечь личный капитал? Модель
трех
капитало
в

Всего
часов,
1 час в
неделю

Теория

Практика

Формы деятельности

1

0

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

1

0,5

0,5

Круглый стол, игра.

3.

Бизнес и его формы.
Риски
предпринимательства.

4.

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и
малый
бизнес.

5.

Бизнес

подростков

и

идеи.

Молодые

предприниматели.
6.

Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции
и риски
связанные с ними.

7.

Проведение входного и выходного
контроля.
Итого

Викторина, круглый стол,

1

0

1

1

0

1

Круглый стол, игра, квест.

1

0

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

1

0,5

0,5

Проект, игра.

2

0

2

Тестирование.

8

2

6

дискуссии.

Модуль «Основы читательской грамотности»
5класс
№

1.

2.

Тема занятия

Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки как
источник
информации.
Сопоставление содержания текстов разговорного
стиля. Личная ситуация в текстах.

3.

Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста
или его частей?

4.

Типы текстов: текст-описание (художественное и
техническое).

5.

Что такое вопрос? Виды вопросов.

Всего
часов,
1 час в
неделю
1

1

1

Теория

Практика

Формы деятельности

Беседа, конкурс.
0

0

0

1

1

1

1

0

1

1

0

1

Работа в парах. Ролевая игра.

Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.
Круглый стол.

Квест, конкурс.

6.

Типы задач на грамотность чтения. Примеры
задач.

7.
8.

1

0

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

Работа со сплошным текстом.

1

0

1

Ролевая игра.

Проведение входного и выходного контроля.

2

0

2

Тестирование.

Итого

9

0

9

Всего
часов,
1 час в
неделю

Теория

Практика

6 класс
Тема
занятия

№

1.
произведении

2. Древнерусская
летопись
источник информации о
реалиях времени.
3.

Сопоставление

содержания

как

Формы деятельности

1

0

1

Беседа, конкурс.

1

0

1

Круглый стол, ролевая игра.

1

0

1

Работа в парах, игра

текстов. Определение авторской позиции
художественных
текстах.
4.

5.

в

Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в
тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ,
отчет,
репортаж)

6.
7.

8.

Типы задач на грамотность.
Интерпретационные задачи.

в формате КВН.

1

0,5

0,5

Квест, круглый стол.

1

0,5

0,5

Круглый стол, дискуссия.

1

0

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

Работа с несплошным текстом: таблицы и
карты.

1

0

1

Проведение входного и выходного контроля.

2

0

2

9

1

Итого

8

Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.
Тестирование.

7 класс
№

Тема занятия

1.

Определение основной темы И идеи
в
лирическом произведении. Поэтический текст
как
источник информации.

2.
Сопоставление
публицистического содержания
текстов.
Общественная
ситуация в
текстах.
3.

4.

Работа с текстом: как
преобразовывать
текстовую информацию с учётом
цели
дальнейшего
использования?
Типы текстов: текстобъяснение
(объяснительное сочинение,

Всего
часов,
1 час в
неделю

Теория

Практика

Формы деятельности

1

0

1

Беседа, конкурс.

1

0

1

Работа в парах.

1

0

1

1

0

1

Беседа, круглый стол,
ролевая игра.

Квест, дискуссия, круглый стол.

5.

6.

7.

8.

резюме,
толкование, определение).
Поиск комментариев,
подтверждающих
основную мысль текста, предложенного для
анализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные
задачи.
Работа с несплошным
текстом:
информационные листы и объявления,
графики и
диаграммы.
Проведение входного и выходного контроля.
Итого

1

0

1

Деловая игра.

1

0

1

Квест, круглый стол.

1

0

1

Деловая игра.

2

0

2

Тестирование.

9

0

9

8 класс
№

1.

Тема занятия

Определение основной темы иидеи
драматическом произведении. Учебный текст
как
источник информации.

в

Всего
часов,
1 час в
неделю
1

Теория Практика

0

1

Формы деятельности

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов
официально-

1

0

1

Работа в парах.

1

0

1

Беседа, круглый стол.

1

0

1

Квест, дискуссия.

1

0

1

Квест, круглый стол.

1

0

1

Квест, круглый стол.

Работа с несплошным текстом: формы,
анкеты,
договоры (рубежная
аттестация).

1

0

1

Деловая игра.

Проведение входного и выходного контроля.

2

0

2

Тестирование.

9

0

9

делового стиля. Деловые ситуации в текстах.
3.

Работа с текстом: как применять информацию из
текста в
изменённой ситуации?

4.

Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы)

5.

Поиск ошибок в предложенном
тексте.

6.

Типы задач на грамотность. Информационные
задачи.

7.

8.

Итого
9 класс

№

1.

Тема занятия

Формирование читательских умений с опорой на
текст и
Вне текстовые знания. Электронный текст
как источник информации.

2.
Сопоставление содержания текста в научном
стиле. Образовательные ситуации в текстах.
3.

Работа с текстом: как критически оценивать
степень достоверности содержащейся в тексте
информации
?

4.

Типы
текстов:
(комментарий, научное
обоснование).

5.

6.

текст-аргументация

Составление плана на основе исходного текста.
Типы
задач

на грамотность. Аналитические

(конструирующие) задачи.

Всего
часов,
1 час в
неделю

Теория Практика

Формы деятельности

1

0

1

Беседа, конкурс.

1

0

1

Работа в парах, дискуссия.

1

0,5

0,5

Квест, круглый стол.

1

0,5

0,5

Деловая игра, круглый стол.

1

0

0

1

0

1

Работа в группах, соревнование в
формате КВН.

Квест, круглый стол.

7.

Работа со смешанным текстом. Составные
тексты (рубежная
аттестация).

1

0

1

Деловая игра.

8.

Практическая работа с ЭОР (открытый банк
заданий, платформа
рэш.фг).

1

0

1

Тестирование.

9.

Проведение входного и выходного контроля.

1

0

1

Тестирование.

9

1

8

Итого

Модуль «Основы математической грамотности»
5 класс
№

1.

Тема занятия

Применение чисел и действий над ними. Счет и
десятичная система счисления.

2.

3.

Всего
часов,
1 час в
неделю
1

Теория Практика

0

1

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

0

1

Задачи на переливание (задача Пуассона) и

1

0

1

Формы деятельности

Беседа, обсуждение, практикум.
Обсуждение, практикум,
брейн-ринг.
Обсуждение, урок-исследование.

взвешивание.
4.

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о
лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

5.

6.

Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная
геометрия.Задачи
на разрезание и перекраивание.
Разбиение объекта на части и составление
модели.
Размеры объектов окружающего мира (от
элементарных частиц до Вселенной)
длительность

1

1

0

0,5

1

Беседа, обсуждение практикум.

0,5

Игра, урок-исследование, брейнринг,
конструирование.

1

0

1

1

0,5

0,5

Урок-практикум.

2

Тестирование.

процессов окружающего мира.
7.

Комбинаторные задачи. Представление данных
ввиде
таблиц, диаграмм, графиков.

8.

Проведение входного и выходного контроля.
Итого

6 класс

Обсуждение, урок-практикум,

2
9

1

8

моделирование.

№

Тема занятия

Всего
часов,
1 час в
неделю

Числа и единицы измерения:
1. время,деньги,масса,
температура,
расстояние.

1

Теория Практика

0

1

2. Вычисление величины, применение пропорций
прямо пропорциональных отношений для

1

0

1

решения проблем.
3. Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция,

1

0

1

1

0

1

движение, работа.
4. Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары).
Логически
5. е

решаем
задачи, ые

с помощью

таблиц.
6. Графы и их применение в решении задач.

1

0

1

1

0

1

Формы деятельности

Игра, обсуждение, практикум.
Исследовательская работа,
урокпрактикум.
Обсуждение, урокпрактикум,
соревнование.

Урок-игра, урок-исследование.

Урок-игра, индивидуальная
работа в парах.
Обсуждение, урок-практикум.

7. Геометрические задачи на построение и на
изучение

свойств

фигур:

1

0

1

Беседа, урок-исследование,

геометрические

моделирование.

фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
8. Элементы логики, теории вероятности,

9.

комбинаторики: таблицы, диаграммы,
вычисление
вероятности.

1

0

1

Проведение входного и выходного контроля.

1

0

1

9

0

9

Итого

Обсуждение, урокпрактикум,
проект, игра.
Тестирование.

7 класс
№

1.

Тема занятия

Арифметические и алгебраические выражения:
свойства операций и принятых соглашений.

2.

Моделирование изменений окружающего мирас
помощью линейной функции.

Всего
часов,
1 час в
неделю
1

1

Теория Практика

0

0

1

1

Формы деятельности

Обсуждение, практикум.
Исследовательская работа,
урокпрактикум.

3.

4.

5.

Задачи практико-ориентированного
содержания: на движение, на
совместную
работу.
Геометрические задачи на построения и на
изучение свойств фигур,
возникающих в
ситуациях повседневной жизни,
задач
практического содержания.
Решение задач на вероятность

событий в

реальной жизни.
6.

Элементы теории множеств как объединяющее
основание многих направлений математики.

7.

8.

Статистические явления, представленные в
различной
форме: текст, таблица, столбчатые
и
линейные диаграммы,
гистограммы.
Решение геометрических задач
исследовательского характера.

1

0

1

Обсуждение, урокпрактикум.

1

0,5

0,5

Обсуждение, урок-практикум,
урок-исследование.

1

0

1

1

0

1

1

1

0

0,5

1

0,5

Урок-игра, урокисследование.

Урок-исследование.

Обсуждение, урок-практикум,
проект, игра.
Проект, исследовательская
работа.

9.

Проведение входного и выходного контроля.
Итого

8 класс
№

1.

2.

3.

Тема
занятия

Работа с информацией, представленной в
форметаблиц,
диаграмм столбчатой или круговой,
схем.
Вычисление расстояний на
местности в
стандартных ситуациях и применение
формул в
повседневной
жизни.
Квадратные уравнения,
аналитические и
неаналитические методы решения.

4.

Алгебраические связи между элементами

1

0

1

9

1

8

Всего
часов,
1 час в
неделю

Тестирование.

Теория

Практика

Формы деятельности

1

0

1

Практикум.

1

0

1

Беседа. Исследование.

1

0

1

Исследовательская работа,
практикум.

фигур:теорема
Пифагора, соотношения между сторонами
треугольника), относительное
расположение,
равенство.
5.

6.

7.

8.

9.

1

0

1

Проектная работа.

Математическое описание зависимости
между
переменными в различных
процессах.

1

0,5

0,5

Обсуждение. Урок практикум.

Интерпретация
построение
фигур.

1

0

1

1

0

1

Урок-исследование.

1

0

1

Урок-практикум.

1

0

1

Тестирование.

9

0

9

трёхмерных

изображений,

Определение ошибки измерения,
определениешансов
наступления того или иного
события.
Решение типичных математических
требующих прохождения этапа
моделирования.

задач,

Проведение входного и выходного
контроля.
Итого

Моделирование. Выполнение
рисунка. Практикум.

9 класс
№

Тема
занятия

1. Аренда автомобиля
Математическая грамотность. Сборник
эталонных
заданий общеобразовательных организаций. В
2-х
частях. Часть 2.М.; СПб.: Просвещение,
2020.
Устройство для хранения информации
2. Математическая
грамотность. Сборник эталонныхзаданий
общеобразовательных организаций. В 2-х
частях. Часть 2.М.; СПб.: Просвещение,
2020.
3. Колодец
Математическая грамотность. Сборник
эталонных
заданий общеобразовательных организаций. В
2-х
частях. Часть 2.М.; СПб.: Просвещение,
2020.

Всего
часов,
1 час в
неделю

1

1

1

Теория

0

0

0

Практика

1

1

1

Формы деятельности

Обсуждение. Практикум.

Обсуждение. Практикум.

Обсуждение. Практикум.

4. Блины
Математическая грамотность. Сборник
эталонных
заданий общеобразовательных организаций. В
2-х
частях. Часть 2.М.; СПб.: Просвещение,
2020.
Зачёт по
5. математике
Математическая грамотность. Сборник
эталонных
заданий общеобразовательных организаций. В 2хчастях.
Часть 2.М.; СПб.: Просвещение, 2020.
Автоматический
6. выключатель
Математическая грамотность. Сборник
эталонных
заданий общеобразовательных организаций. В 2хчастях.
Часть 2.М.; СПб.: Просвещение, 2020.

1

1

1

0

0

0

1

1

1

Обсуждение. Практикум.

Обсуждение. Практикум.

Обсуждение. Практикум.

Усадьба
Типовые
7. варианты
экзаменационных заданий.50
вариантов. Под

1

0

1

Обсуждение. Практикум.

редакцией И. В. Ященко. «Экзамен». Москва
2021)
Квартира
8.

(Математика ОГЭ.
Типовые варианты
экзаменационных заданий.50
вариантов. Под
редакцией И. В. Ященко. «Экзамен». Москва
2021)
Проведение входного, промежуточного и
9- выходного
контроля.
Итого

1

0

1

1

0

1

9

0

9

Обсуждение. Практикум.

Тестирование.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
5 класс
№

Тема занятия

Всего
Теория
часов,
1 час
в неделю
Звуковые

Практика

Формы деятельности

явления
1.

Звуковые явления. Звуки живой
неживой природы. Слышимые и
неслышимые звуки.

и

1

0

1

Устройств
о
2. динамика.
Современные акустические системы. Шум и
его воздействие на
человека.
3.

4.

1

0

1

Беседа, демонстрация
записей
звуков.

Наблюдение физических
явлений.

Строение вещества

Движение и взаимодействие частиц. Признаки
химических реакций. Природные
индикаторы.

1

0

1

Вода. Уникальность воды.

0,5

0

0,5

Углекислый газ в природе и его
значение.

0,5

0

0,5

Презентация. Учебный
эксперимент. Наблюдение
физических явлений.

Земля и земная кора.
Минералы
5.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство

Работа с коллекциями

6.
7.

8.

с
минералами, горной породой и
рудой.

1

0,5

0,5

Атмосфера Земли.

1

0

1

Уникальность планеты Земля. Условия
существования жизни на Земле. Свойства
живых
организмов.

минералов и горных пород.
Посещение
минералогической
экспозиции.

Живая природа
для
1

Проведение входного и выходного
контроля.

1
Итого

8

0,5

0,5

Беседа. Презентация.

0

1

Тестирование.

1

7

6 класс
№

1.

Тема занятия

Тело

И вещество.

Агрегатные

Всего
Теория
часов,
1 час в
неделю
Строение вещества
0,5

0

Практика

Формы деятельности

0,5

Наблюдения.

состояния вещества.
Масса. Измерение массы тел.
2.

0,5

Строение вещества. Атомы и молекулы.
Модели атома.

1

0

0,5

Лабораторная работа.

0,5

0,5

Моделирование.

Тепловые
явления
3.

4.

Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения
для
измерения
температуры.
Плавление и отвердевание.
Испарение и
конденсация. Кипение.

Презентация. Учебный
1

0,5

0,5

эксперимент. Наблюдение
физических явлений.

1

0

1

Проектная работа.

Земля, Солнечная система и
Вселенная
5.

Представления о Вселенной. Модель
Вселенной.
Модель солнечной
системы.

1

0,5

0,5

Обсуждение. Исследование.

1

0,5

0,5

Проектная работа.

Живая природа
1
0,5

6.

Царства живой природы

7.

Проведение входного и выходного контроля.
Итого

0,5

Квест.
Тестирование.

1

0

1

8

2,5

5,5

Всего
часов, 1
час в
неделю

Теория

Практика

Формы деятельности

0,5

0

0,5

Беседа. Демонстрация моделей.

7 класс
№

Тема занятия

Структура и свойства
вещества

1.

Почему все тела нам кажутся сплошными:
молекулярное строение твёрдых тел,
жидкостей и
газов. Диффузия в газах, жидкостях и
твёрдых телах.

Механические явления. Силы и движение
2.

Механическое движение. Инерция
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.

0,5

0

0,5

Демонстрация моделей.

1

0

1

Лабораторная работа.

3.

Деформация тел. Виды деформации.
Усталость
материалов.

0

1

Посещение производственных
или
научных лабораторий с
разрывными машинами и
прессом.

1

0

1

Проектная деятельность.

1

0

1

0,5

0

0,5

0,5

0

0,5

1

Земля, мировой
океан

4.

5.

Атмосферные явления. Ветер. Направление
ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение,
цунами,
объяснение их происхождения.
Давление воды в морях и океанах. Состав воды
морей и
океанов. Структура подводной сферы.
Исследование океана. Использование
подводныхдронов.

Биологическое
разнообразие
Растения. Генная модификация растений.
6.

Внешнее строение дождевого червя, моллюсков,
насекомых.

Оформление коллажа. Создание

Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их
многообразие. Пресноводные и морские рыбы.
7.

8.

Внешнее и внутреннее строение птицы.
Эволюция птиц. Многообразие птиц.
Перелетные птицы. Сезонная миграция.
Проведение входного и выходного контроля.
Итого

0,5

0

0,5

0,5

0

0,5

1

0

1

8

0

8

журнала «Музей фактов».

Тестирование.

8 класс
№

Тема занятия

Всего
часов,
1 час в
неделю

Теория

Практика

Формы деятельности

Структура и свойства вещества
(электрические явления)
1.

Занимательное электричество.

1

0,5

0,5

Беседа. Демонстрация
моделей.

Электромагнитные явления. Производство
электроэнергии
2.

Магнетизм и электромагнетизм.

1

0,5

0,5

Беседа. Демонстрация
моделей. Презентация.
Учебный эксперимент.
Наблюдение физических
явлений.

Строительство плотин. Гидроэлектростанции.
Экологические риски при строительстве

1

0

1

1

0

1

гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики,
объединенные энергосистемы.

Проектная работа.

Биология человека (здоровье, гигиена,
питание)
3.

4.

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.
Наследственность.
Системы жизнедеятельности человека.

1

1

0

0

1

1

Моделирование. Виртуальное
моделирование.

5.

Проведение входного и выходного контроля.
Итого

2

0

8

1

Всего
часов,
1 час в
неделю

Теория

2

Тестирование.
7

9 класс
№

Тема занятия

Практика

Формы деятельности

Структура и свойства
вещества

1.

На сцену выходит уран.
Радиоактивность.

0,5

0

0,5

Демонстрация моделей.

Искусственная радиоактивность.

0,5

0

0,5

Дебаты.

0,5

Беседа. Демонстрация моделей.

Химические изменения состояния
вещества
Изменения состояния веществ.

2.

Физические явления и химические
превращения.
Отличие химических реакций от

0,5

0,5

0

0

0,5

Презентация. Учебный
эксперимент. Исследование

физических
явлений.

3.

Наследственность биологических
объектов

Размножение организмов. Индивидуальное
развитие организмов. Биогенетический закон.

1

0

1

Закономерности наследования признаков.
Вид и популяции. Общая характеристика
популяции. Экологические факторы и условия
среды

1

0

1

1

0,5

0,5

обитания. Происхождение видов.

4.

Закономерности изменчивости:
модификационная и
мутационная изменчивости.Основные методы
селекции
растений, животныхи микроорганизмов.

Экологическая система

Беседа. Демонстрация моделей.
Учебный
эксперимент.Наблюдение
явлений.

5.

6.
7.

Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Саморазвитие экосистемы. Биосфера.
Средообразующая деятельность организмов.
Круговорот веществ в биосфере. Эволюция
биосферы.

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Тестирование.

Проведение входного и выходного контроля.

1

0

1

Тестирование.

Итого

9

0,5

8,5

Антропогенное воздействие на биосферу.
Основы
рационального природопользования.
Практическая работа с ЭОР (открытый банк
заданий, платформа рэш.фг).

8.

Демонстрация моделей.
Моделирование.

9 класс

1.

2.

3.

4.

5.

Модуль «Креативное мышление»
Тема занятия/

Газетная утка (Открытый банк заданий 2020
http://skiv.instrao.ru)
Солнечные дети (Открытый банк заданий 2020
http://skiv.instrao.ru)
Вещества и материалы (Открытый банк заданий
2020 http://skiv.instrao.ru)
Социальная реклама (Открытый банк заданий
2020 http://skiv.instrao.ru)
Регенеративная медицина, задание 3
(https://media.prosv.ru/content/situation/28/)

Всего
часов

Теория

Практика

1

1

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

6.

Такой

разный

звук,

(https://media.prosv.ru/content/situation/73/)

задание 1

1

0

1

7.

Видеть глазами души (https://media.prosv.ru )

1

0

1

8.

Кир
Булычев
«Новости будущего»
(https://media.prosv.ru/content/situation/145/)

1

0

1

1

0

1

9

0

9

9.

Практическая работа с ЭОР
заданий, платформа рэш.фг).
Итого

(открытый банк

Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся» для учащихся 5-9 классов
составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменения и
дополнениями);
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 1644, от 31.12.2015 №
1577);
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, письмо России
от 18.08.2017 № 09-1672;
Используемые учебные пособия
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.:Просвещение, 2021
2. Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.: Просвещение,2021
3. Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021
4. Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение,
2021
Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск
М.: Просвещение, 2021
Используемые интернет-ресурсы
1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.Диагностические работы Министерства
просвещения РФ

https://fg.resh.edu.ru/
2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/
3. Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5. Программа ИРО Самарской области по развитию ФГ https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnayagramotnost/
6. МЦКО
https://mcko.ru/
7.ЯКласс https://www.yaklass.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 928 678-88-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».