РП обществознание 10 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МО "Хасавюртовский район"
МКОУ "Эндирейская СОШ №3"

«РАССМОТРЕНО»
рук ШМО

«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор

__________________
Асакаева Д.Д.

______________
Гаджимагомаева Б.А.

______________
Салавова М.К.

Протокол №1

Приказ № 14

от "03" 09 2022 г.

от "06" 09 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
для 10 класса, базовый уровень
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Девешова Д.У.,
учитель обществознания

село Эндирей 2022
1

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Обществознание» для 10 класса разработана на основе
нормативно-правовых документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г .№ 273 – ФЗ « Об
образовании в Российской Федерации»;
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования;
На основании приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» от 17.05.2012 №413 ( с изм. от 29.06.2017 №613);
Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства
образования РФ № 1312 от 09.03. 2004 г. (с изменениями 2008 и 2011 годов);
Рабочая программа разработана в соответствии с:
ООП ООО МКОУ «Эндирейская СОШ №3»
Положением о рабочей программе МКОУ «Эндирейская СОШ №3»
Уставом МКОУ «Эндирейская СОШ №3»
Цель изучения:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному
самоопределению и самореализации;
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
Задачи:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых
для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального
образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные
данные;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий
других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Описание места учебного предмета
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 68 часов для изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе
среднего (полного) общего образования. В 10 классе выделяется 68 часов ( из расчета 2
учебных часа в неделю).
Учебно-методический комплект.
2

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень [Боголюбов
Л.Н, Аверьянов Ю.А., Белявский А.В. и др. ]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук;
Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2018
Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей
общеобразоват.организаций: базовый уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова,
Ю.И.Аверьянов и др.], - М.: Просвещение, 2014
Обществознание: Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ /
В.В.Баранов, Г.И.Грибанова, А.А.Дорская и др.; под ред. В.В.Баранова – Москва,
Издательство АСТ, 2016
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию (Подготовка к
выполнению части 3(С) Москва: «Экзамен», 2016
Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва : Эксмо,
2017г.
Степанько С.Н. Обществознание 10 класс Поурочные планы по учебнику Л.Н.
Боголюбова Волгоград 2014
Учебник «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»./ Под ред. Л.В. Полякова. – М.:
Просвещение 2009.
Сборник законов РФ.
Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному
тестированию. – М.: ФИПИ, 2014-17-18гг.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
1.1Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и

3

общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;

4

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности.
1.2Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;

5

распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС СОО
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве
и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов;
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
1.3Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
При изучении раздела «Человек. Человек в системе общественных отношений»
Выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности
в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
При изучении раздела «Общество как сложная динамическая система»
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую
многообразие и противоречивость социального развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
При изучении раздела «Правовое регулирование общественных отношений»
Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
6

выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях,
связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с
реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать
способы защиты экологических прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях,
прогнозируя последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека.
2. Содержание тем учебного курса
Введение (1 ч)
Раздел 1. Человек в обществе (15час.)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и
культура. Науки об обществе.
Структура общества. Особенности социальной системы. Общество как сложная
динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной
сфер жизни общества. Социальные институты.
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость
современного мира. Проблема общественного прогресса. Природа человека. Человек как
продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
Деятельность как способ существования людей. Основные характеристики деятельности.
Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и
деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и
гуманитарное знание. Познание и коммуникативная деятельность.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы
и ответственность за его последствия.
Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное
информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социальнополитическое измерение информационного общества.
Глобальная угроза международного терроризма.
Проектная деятельность. Обобщение. Контрольная работа.
РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ (16 ч)

7

Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры.
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и
элитарная. Диалог культур.
Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его
роль в жизни человека. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни
общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы,
основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной
России. Характерные черты массовой культуры. СМИ и массовая культура. Оценка
массовой культуры как общественного явления.
Проектная деятельность. Обобщение. Контрольная работа.
РАЗДЕЛ 3.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (32 час.)
Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход. Теория естественного
права. Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и
позитивного права. Принципы, презумпции, аксиомы.
Основные признаки права. Право и мораль. Право в системе социальных норм. Система
права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Законотворческий процесс в Российской Федерации,
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система
судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Современное
российское
законодательство.
Основы
государственного,
административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая
защита природы.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы
защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на
интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь,
достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения
брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок
оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной
юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности
уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в
условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного
времени. Международное гуманитарное право.
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.
Проектная деятельность. Обобщение. Контрольная работа.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ Человек в XXI веке (2 ч)
Резерв – 1 час
3. Тематическое планирование

№

Наименование разделов

Всего

Из них
8

и тем

часов

Введение
1

Человек в обществе

2

Общество
культуры

3
4

практическ
их

Форма контроля

1

теоретиче
ских
1

15

12

3

Тест
Написание эссе

мир 16

11

5

Доклад
презентация

Правовое регулирование 32
общественных
отношений
Человек в XXI веке. 2
Заключительные уроки

28

4

Работа с документами

1

1

Тест
сообщения

53

13

как

Резерв

1

Итого:

68

9

Календарно-тематическое планирование

№

Тема раздела, урока

1

Вводный урок

Кол
ичес
тво
часо
в
1

Глава 1. Человек в обществе

15

2

Что такое общество

3-4

Вид занятия

Формы
и
Дата
методы
контроля
По
Факт.
плану

лекция

3.09

1

объяснение

4.09

Общество
как
сложная
динамическая система
Динамика
общественного
развития
Социальная
сущность
человека
Деятельность способ
существования людей
Входная контрольная работа

2

семинар

1

сообщение

9.09
10.09
16.09

1

сообщение

17.09

1

лекция

23.09

и
9-10 Познавательная
коммуникативная
деятельность
Свобода и необходимость в
11
деятельности человека
12- Современное общество.
13
Глобальная
угроза
14
международного терроризма
Повторительно-обобщающий
15
урок по главе «Человек в
обществе»
Глава II. Общество как мир
культуры
16
Духовная культура общества

2

Урокпрактикум

30.09
1.10

1

презентация

7.10

2

лекция

1

семинар

8.10
10.10
15.10

17

Духовный мир личности

1

18
19
20

Мораль

3

Наука и образование

3

5
6
7
8

21
22

1

тест

Написание
Сочиненияэссе

1
16
1

лекция

24.09

17.10

22.10
24.10

объяснение
доклад

10

Приложение 1

29.10
31.10
12.11

23
24
25
26
27
28
29
30
31

3233
3436
3738
3941
4243
4445
4648
4950

Религия
и
организации
Искусство

религиозные 2
2

презентация
Урокпрактикум

Массовая культура

2

Повторительно-обобщающий
урок по главе «Общество как
мир культуры»
Контрольная работа по теме:
"Духовная культура»
Глава
III.
Правовое
регулирование общественных
отношений
Современные
походы
к
пониманию права
Право в системе социальных
норм
Источники права

1

Правоотношения
и
правонарушения
Предпосылки
правомерно
поведения
Гражданин
Российской
Федерации
Гражданское право

3

3

практикум

Семейное право

2

Работа
с
документам
и
Самостояте
льная
работа

семинар

1

тест

32
2

семинар

3

семинар

2

практикум
лекция

2
2

5152

Правовое
регулирование 2
занятости и трудоустройства

5354
5557

Экологическое право

2

5859
6061

Процессуальное
право: 3
гражданский и арбитражный
процесс
Процессуальное
право: 2
уголовный процесс
2
Конституционное
судопроизводство

6263

Международная защита прав
человека

6465

Правовые
основы 2
антитеррористической

презентаци
я
доклад

лекция

семинар

сообщения
сообщения

2
Круглый
стол
11

Работа
с
документам
и
Работа
с
документам
и

6667
68

политики
Российского
государства
Заключение. Человек в XXI 2
веке
Резерв
1
Итого

тест

68

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 928 678-88-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».