РП кум литер 6-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МКОУ «Эндирейская СОШ №3»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ID 2406085)
Учебного предмета
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (КУМЫКСКАЯ)»
для 6-9 классов.
Составитель: Абсаламова Нюркыз Умметгереевна,учитель родного (кумыкского)языка и литературы.

2022-2023 уч год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (кумыкская)» на уровне основного общего образования составлена в
соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России
05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному
предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной
программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания
кумыкского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (КУМЫКСКАЯ)»
Кумыкская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения
эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие
образцы кумыкской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников,
способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в
поликультурной языковой среде кумыкская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал
кумыкской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания
школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Дагестана,Российской Федерации и мира, формирования
культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная
литература (кумыкская)» тесно связан с предметом «Родной язык (кумыкский)». Изучение предмета «Родная литература
(кумыкская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной
компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (кумыкская)» имеет специфические особенности, отличающие его
от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Кумыкский язык и литература». Специфика курса родной
кумыкской литературы обусловлена:



отбором произведений кумыкской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие,
например кумыкский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы кумыкской культуры;
более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным
историко-культурным комментарием к ним.

Содержание курса «Родная литература (кумыкская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении
кумыкской литературы как особого, эстетического, средства познания кумыкской национальной культуры и самореализации в ней.
Учебный предмет «Родная (кумыкская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и
родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Кумыкский язык и
литература». Содержание программы по родной кумыкской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе
литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными
произведениями фольклора, кумыкской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные
особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со
спецификой курса.
В содержании курса родной кумыкской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемнотематических блока):




«Дагестан — родина моя»;
«Кумыкские традиции»;
«Кумыкский характер — кумыкская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной кумыкской литературы,
разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления
национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о
кумыкском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов Дагестана,России и мира; образ степи в фольклоре и
литературе народов Дагестана и др.
Программа учебного предмета «Родная литература (кумыкская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании
проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает
произведения фольклора, кумыкской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями. Внутри
проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой
кумыкских традиций, быта и нравов (например: праздники кумыкского мира).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном
материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении
длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых
национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино,
театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в кумыкской культуре).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (КУМЫКСКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (кумыкская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета
«Литература», входящего в образовательную область «Кумыкский язык и литература». Цели курса родной кумыкской литературы в
рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему
содержанию характером курса, а также особенностями функционирования кумыкского языка и кумыкской литературы в разных
регионах РД.
Изучение предмета «Родная литература (кумыкская)» должно обеспечить достижение следующих целей:







воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной кумыкской литературы и
обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием,
чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу Дагестана;
формирование познавательного интереса к родной кумыкской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как
хранителю историко-культурного опыта кумыкского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и
приобщение к его культурному наследию;
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и
ответственности за сохранение кумыкской культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и
самореализации личности в многонациональном Дагестане.
Учебный предмет «Родная литература (кумыкская)» направлен на решение следующих задач:









приобщение к литературному наследию кумыкского народа в контексте единого исторического и культурного пространства ,
диалога культур всех народов РД;
осознание роли родной кумыкской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей;
выявление взаимосвязи родной кумыкской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии
национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры кумыкского народа в
кумыкской литературе;
получение знаний о родной кумыкской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой
других народов , их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных
высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной кумыкской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;





накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских
предпочтений произведений родной кумыкской литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной кумыкской литературы как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации
из различных источников, включая Интернет, и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (КУМЫКСКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе основного общего образования отводится 170 часов. В 5-9
классах выделяется по 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6-класс.
1.Устное народное творчество. Вводный урок.1.Эпос. «Богатырь Къарт-къожакъ и красавица Максуман».«Книга Дадам
Къоркъут».2.Эпос рассказы о нартах. «Кто сильный», «Два великана», «Великан и мужик с Эндирея», «Как исчезли
великаны»Любовные свадебные,обрядные,трудовые,колыбельные песни.Причитания. Абдурахман с Какашуры. «Салам лиса
салам», «Этот Дагестан ещё тот».3Литература Х1Х века. Й.Казак. «Мужчиной быть не значит им называться», «Увиденное в сердце
невместишь», «Дружи с богатырём», «За Тарки море-океаны».Вн.чтение. Песни Й.Казака. М.А.Османов. «Жалоба голубей».А.Акаев.
«Письмо от имени девушке», «Крестьянин», «Иди в школу».Т.Бийболатов. «Весна идёт», «Запах весны», «Лето».К.Али. Песня
кукурузы».Н.Ханмурзаев. «Школьному другу два слова».Багавдин Астемиров. «Лев,волк и лиса», «Весна».Литература ХХ-века.АВ.Сулейманов. «Герой Днепра».А.Гаджиев. «Спор из-за калача», «Шесть звёзд», «Волк в чалме».Вн.чтение. Моё село».Камил
Султанов. «Если ты лиса,я её хвост».Микаил Абуков. «Первый подарок».И.Ибрагимов. «Письмо».Камал Абуков.» Слёзы
старика».А.Акаев. «Хожатав».Б. Магаммедов.«Женшины идут».А.Межитов. «Облака», «Петух и козёл», «Посвяшая дяде», «Веет
ветер на родном языке».М.Кадиров. «Мать и дети», « Цветочное дерево над бездной».Вн.чтение. Аткай.»Чабан на луне».Повторение
пройденных тем.
7-класс.
1. Устное народное творчествоПреданья старины глубокойКумыкские мифы«Синий волк»,«Скала рассечённая
шпагой»,«Дуб».«Йырчы Казакские песни», «Песня Айгази».Внеклассное чтение . «Песни о героях»Эпос лирика. «Песня
Абдуллы»Легенды. «Каменный мальчик»Р.Р. Сочинение . «Образ героев в кумыкском эпосе»Й.Казак. «Как я мог предвидеть

коварство ханов», «Осень голубая,как марал»,Внеклассное чтение.Стихи Й.Казака.К.Джамалутдин. «Как я воскрес»А.Акаев. «Книга
знаний»Литература народов Дагестана.А.Капуров. «Моя жизнь».З.Батырмурзаев. «Утреняя звезда», «Караван ушол»Р.р. Сочинение.
«Кумыки-революционеры»Литература ХХ-века.А-П.Салаватов. «Черноволоска».Работа над выразительным чтением по
ролям.Аткай. «Родник Каирхана», «Мой народ»М.С.Яхяев. «Голос земли»Б.Атаев. «Лев сапув горы»К.Абуков. «Пока горит
очаг»М.Атабаев. «Похищенная смерть»Р.р. Сочинение.«Описать мальчика почтальона»А.Жачаев. «Цени папаху на голове», «Якумык».Литература народов Дагестана.Б.Астемиров. «Сообщите друзьям»Р.Гамзатов. «Сказка о дружбе».А.Саидов. «Приходите
друзья».Кадрия. «Смерть матери».Р.Рашидов. «Хвала человеку»К.Мазаев. «Скоморох».Повторение пройденных тем.
8-класс.
Вводный урок.1. Литература 18-19 веков.Й.Казак. «Я казак казак», «Счастье», «Письмисьмо М-А.Османову».М-А.Османов. «Дворец
Шавхала».Мунги Ахмат. «Песня молодых кубачинцев».Инхолу Али Хажи. «Седею».Манай Алибеков. «Толстопузые».Казияв Али
«Письма с фронта».Н.Батырмурзаев. «Бедная Хабибат».К.Абыков «Скольская тропа».Мерза. «Ответ Хану».Е.Эмин. «Ох наша
жизнь».Мугутдин Чаринов. «Свобода».2.Литература ХХ-века.Т.Бийболатов. «Необитаемая даль», «Соревнования».Н.Ханмурзаев.
«Жалоба бочки».Б.Астемиров. «В безрадостные дни», «Думы в тюрьме».А-П. Салаватов. «Айгази».ВН.чтение. «Пьесы АП.Салаватова».Ю.Гереев. «Абия ханум».А-В. Сулейманов. «Письма с фронта».Аткай. «Оленьи рога».Баммат Атаев. «Поле
боя».Кадрия. «Нагайская степь».Разбор литературных жанров.
9-класс.
1.Литература половины ХХ века.Абдурахман Казиев. «Зеркало кумыкской равнины».Амир Курбанов. «Любовь асият».Вн.чтение.
«Произведения Р.Гамзатова».Аткай. «Рабият».А.Гаджиев. «Дон сказал», «Негаснушие звёзды».М-с. Яхяев. «одна высота одной
низины».И.Керимов. «Алихан тохай», «Братья».Вн.чтение. «Хитрости мельника», «Тайны надгробного камня».Ш.Альбериев. «Я
готов», «Человек и земля».А.жачаев. «Родная речь», «Кусок хлеба».У.Мантаева. «Встреча».Акай Акаев. «Камни основы».Ж.керимова.
«Девушка вдова».Вн.чтение. «Стихи А.Гаджиева».2.Кумыкская проза наших дней.З.Атаева. «Друзья познаются в беде».Хайбулла
Давудов. «Лесной родник».Мустафа Хусейнов. «Богатая невеста».Алим Кабардиев. «Жансари». 3.Из литературы народов
Дагестана.Р.Гамзатов. «Солдаты России», «Родная речь».Муталиб Митаров. «Устаз».Магомедзагид Аминов».Ахматхан Абу-бакар
Девушка из крепости».Магомедрасул Расулов. «Дикие груши».Повторение пройденных тем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (кумыкская)» в основной школе направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (кумыкская)» на уровне основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей
программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (кумыкская)» на уровне основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Гражданского воспитания:









готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного
сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:





осознание гражданской идентичности в поликультурном и много конфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — Дагестана, России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:





ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
Эстетического воспитания:






восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:










осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в
том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
Трудового воспитания:





установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей
программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания;






осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей;
Экологического воспитания:







ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
Ценности научного познания:





ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:






освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм
и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность,
в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;








навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:








выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:






использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;





оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а
также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:








применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:










воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:









понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1) Самоорганизация:







выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:





владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;





объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:






различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
4) Принятие себя и других:







осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
1) Выделять проблематику кумыкских былин и былинных сюжетов в фольклоре и кумыкской литературе для развития
представлений о нравственном идеале кумыкского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи
между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осознавать ключевые для кумыкского национального сознания
культурные и нравственные смыслы в произведениях о кумыкском нраве;
2) иметь представления о богатстве кумыкской литературы и культуры в контексте культур народов Дагестана, о кумыкских
национальных традициях в произведениях о кумыкской масленице, о родном крае и доме;

3) иметь начальное понятие о кумыкском национальном характере, его парадоксах и загадках кумыкской души в произведениях о
защите Родины, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах кумыкского человека, реальности и мечтах в книгах о
подростках и о богатстве кумыкского языка и родной речи;
4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по
предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера
в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного
чтения;
5) владеть начальными навыками осуществления самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее
результатов, работы с разными источниками информации и простейшими способами её обработки и презентации.
7 КЛАСС
1) Выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие кумыкских народных песен (исторических и лирических),
выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в кумыкской литературе для развития представлений о нравственном идеале кумыкского
народа; осознавать ключевые для кумыкского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях
2) иметь устойчивые представления о богатстве кумыкской литературы и культуры в контексте культур народов Дагестана;
кумыкских национальных традициях в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
3)иметь понятие о кумыкском национальном характере, истоках кумыкского патриотизма и героизма в произведениях о защите
Родины; о загадках кумыкской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности кумыкского
языка и родной речи;
4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать
художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос;
под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения;
5) владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления её результатов, навыками работы
с разными источниками информации и основными способами её обработки и презентации.
8 КЛАСС
1) Выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях для развития представлений о
нравственных идеалах кумыкского народа; осознавать ключевые для кумыкского национального сознания культурные и
нравственные смыслы в произведениях;
2) иметь устойчивые представления о богатстве кумыкской литературы и культуры в контексте культур народов Дагестана;
кумыкских национальных традициях в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;

3) иметь понятие о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального
сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
4) владеть умением давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста и
воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развёрнутые историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный
вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения;
5) владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления её результатов, навыками работы
с разными источниками информации и основными способами её обработки и презентации.
9 КЛАСС
1) Выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812
года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального
сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
2) понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; осознавать роль русских национальных традиций в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме
как вечной ценности;
3) осмысливать характерные черты русского национального характера в произведениях о Великой Отечественной войне, о судьбах
русских эмигрантов в литературе русского зарубежья; выделять нравственные проблемы в книгах о прощании с детством;
4) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных
читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать
развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах;
самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и их воплощение в других искусствах; самостоятельно
формировать круг внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
5) осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты, владеть навыками
работы с разными источниками информации и различными способами её обработки и презентации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РОДНОЙ (КУМЫКСКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ
6-9 КЛАССЫ

6 КЛАСС
№
п/

Тема урока

Количество часов

дата

всего

Виды, формы контроля

контрольные практические
работы
работы

1.Устное народное творчество.

4ч

1.

Эпос. «Богатырь Къарт-къожакъ и красавица
Максуман», «Книга Дадам Къоркъут».

1

Устный опрос.

2.

Эпос рассказы о нартах. «Кто сильный», «Два
великана», «Великан и мужик с Эндирея», «Как
исчезли великаны»

1

Устный опрос.

3.

Любовные
свадебные,обрядные,трудовые,колыбельные
песни.Причитания.

1

Устный опрос.

4.

Абдурахман с Какашуры. «Салам лиса салам»,
«Этот Дагестан ещё тот».

1

Устный опрос.

2.Литература Х1Х века.

11ч

5.

Й.Казак. «Мужчиной
называться»,

быть

не

значит

6.

Й.Казак. «Увиденное в сердце невместишь»,

им

1

Устный опрос.

1

Устный опрос.

7.

Й.Казак. «Дружи с богатырём», «За Тарки мореокеаны».

1

8.

Внечтение. Песни Й.Казака.

1

9.

М.А.Османов. «Жалоба голубей».

1

Устный опрос.

10.

А.Акаев. «Письмо от имени девушке»,

1

Устный опрос.

11.

А.Акаев. «Крестьянин», «Иди в школу».

1

Устный опрос.

12.

Т.Бийболатов. «Весна идёт».

1

Устный опрос.

13.

Т.Бийболатов. «Запах весны», «Лето».

1

Устный опрос.

14.

К.Али. Песня кукурузы».

1

Устный опрос.

15.

Н.Ханмурзаев. «Школьному другу два слова».

1

Устный опрос.

3. Литература ХХ-века.

Устный опрос.
Техника
чтения

Устный опрос.

16ч

16.

Багавдин Астемиров. «Лев,волк и лиса», «Весна».

1

17.

А-В.Сулейманов. «Герой Днепра».

1

18.

А.Гаджиев. «Спор из-за калача», «Шесть звёзд»,
«Волк в чалме».

1

Устный опрос.
тест

Устный опрос.
Устный опрос.

19.

А.Гаджиев. «Шесть звёзд», «Волк в чалме».

1

Устный опрос.

20.

Вн.чтение. Моё село».

1

21.

Камил Султанов. «Если ты лиса,я её хвост».

1

Устный опрос.

22.

Микаил Абуков. «Первый подарок».

1

Устный опрос.

23.

И.Ибрагимов. «Письмо».

1

Устный опрос.

24.

Камал Абуков.» Слёзы старика».

1

Устный опрос.

25.

А.Акаев. «Хожатав».

1

Устный опрос.

26.

Б. Магаммедов.«Женшины идут».

1

Устный опрос.

27.

А.Межитов. «Облака»,

1

Устный опрос.

28.

А.Межитов. «Посвяшая дяде»,

1

Устный опрос.

29.

А.Межитов. «Веет ветер на родном языке».

1

Устный опрос.

30.

М.Кадиров. «Мать и дети», « Цветочное дерево
над бездной».

1

Устный опрос.

31.

Вн.чтение. Аткай.»Чабан на луне».

1

Техника
чтения

Техника
чтения

Устный опрос.

Устный опрос.

32.
33.
34.

Повторение пройденных тем.

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

Устный опрос.

4

7 КЛАСС
№

Тема урока

Количество часов

Виды,

формы

п/п

дата

всего контрольные
работы
1. Устное народное творчество
Преданья старины глубокой

1.

Кумыкские мифы. «Синий волк».

практические
работы

контроля

10ч

1

Устный опрос.

Къумукъ мифлер. «гёк бёрю»
2.

Кумыкские мифы. «Скала рассечённая
шпагой». . «Дуб».

1

Устный опрос.

3.

« Песни Йырчы Казака».

1

Устный опрос.

4.

«Песня Айгази».

5.

Эпос лирика. «Песня Абдуллы»

1

Устный опрос.

6.

Легенды. «Каменный мальчик»

1

Устный опрос.

7.

Р.Р. Подготовка к сочинению. «Образ героев
в кумыкском эпосе»

1

8.

Р.Р. Написание сочинения . «Образ героев в
кумыкском эпосе»

1

Письменный
контроль.

9.

Й.Казак. «Как я мог предвидеть коварство
ханов».

1

Устный опрос.

Устный опрос.

сочинение

Письменный
контроль.

10.

Й.Казак.«Осень голубая,как марал».

1

Устный опрос.

11.

К.Джамалутдин. «Как я воскрес»

1

Устный опрос.

12.

А.Акаев. «Книга знаний»

1

Устный опрос.

2 Литература народов Дагестана.

4ч

.

13.

А.Капуров. «Моя жизнь».

1

Устный опрос.

14.

З.Батырмурзаев. «Утреняя звезда».

1

Устный опрос.

15.

З.Батырмурзаев. «Караван ушол».

1

Устный опрос.

16.

Р.р. Подготовка к сочинению. «Кумыкиреволюционеры»

1

17.

Р.р. Написание сочинения. «Кумыкиреволюционеры»

1

3. Литература ХХ-века.

сочинение

Письменный
контроль.
Письменный
контроль.

10ч

18.

А-П.Салаватов. «Черноволоска».

1

19.

Аткай. «Родник Каирхана», «Мой народ»

1

Устный опрос.

20.

М.С.Яхяев. «Голос земли»

1

Устный опрос.

21.

Б.Атаев. «Лев сапув горы».

1

Устный опрос.

22.

К.Абуков. «Пока горит очаг»

1

Устный опрос.

23.

М.Атабаев. «Похищенная смерть»

1

Устный опрос.

24.

Р.р. Подготовка к сочинению.«Описать
мальчика почтальона»

1

25.

Р.р. Написание сочинения .«Описать
мальчика почтальона»

1

Письменный
контроль.

26.

А.Жачаев. «Цени папаху на голове». «Якумык».

1

Устный опрос.

4. Литература народов Дагестана.

6ч

27.

Б.Астемиров. «Сообщите друзьям»

1

Устный опрос.

28.

Р.Гамзатов. «Сказка о дружбе».

1

Устный опрос.

29.

Р.Рашидов. «Хвала человеку»

1

Устный опрос.

сочинение

Письменный
контроль.

30.

Кадрия. «Смерть матери».

1

Устный опрос.

31.

Р.Рашидов. «Хвала человеку»

1

Устный опрос.

32.

К.Мазаев. «Скоморох».

1

Устный опрос.

33.
34.

Повторение пройденных тем.

2

Устный опрос.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

3

8 КЛАСС
№
п/п

Тема урока
дата

Количество часов
всего контрольные
работы

Виды, формы контроля
практические
работы

1. Литература 18-19 веков.

1

Й.Казак. «Я казак казак», «Счастье».

1

Устный опрос.

2

Й.Казак. «Письмисьмо МА.Османову».

1

Устный опрос.

3

М-А.Османов. «Дворец Шавхала».

1

Устный опрос.

4

Мунги Ахмат. «Песня молодых
кубачинцев».

1

Устный опрос.

5

Инхолу Али Хажи. «Седею».

1

Устный опрос.

6

Манай Алибеков. «Толстопузые».

1

Устный опрос.

7

Казияв Али «Письма с фронта».

1

Устный опрос.

8
9

Н.Батырмурзаев. «Бедная Хабибат».

2

Устный опрос.

10.

Р.р. Подготовка к сочинени. «Образ
Рабият в данном произведении».

1

Сочинение.

Письменный контроль.

11.

Р.р. Написание сочинения. «Образ
Рабият в данном произведении».

1

Сочинение

Письменный контроль.

12.
13.

К.Абыков «Скольская тропа».

2

Устный опрос.

14.

Мерза. «Ответ Хану».

1

Устный опрос.

15.

Е.Эмин. «Ох наша жизнь».

1

Устный опрос.

16.

Мугутдин Чаринов. «Свобода».

1

Устный опрос.

2.Литература ХХ-века.
17.

Б.Астемиров. «В безрадостные дни».

1

Устный опрос.

18.

Б.Астемиров.«Думы в тюрьме».

1

Устный опрос.

19.
20.

А-П. Салаватов. «Айгази».

2

Устный опрос.

21.

Р.р. Сочинение. «Образ Айгази в
данном произведении».

1

Сочинение.

Письменный контроль.

22.

Р.р. Сочинение. «Образ Айгази в
данном произведении».

1

Сочинение.

Письменный контроль.

23.

ВН.чтение. «Пьесы А-П.Салаватова».

1

Техника чтения

Устный опрос.

24.
25.

Ю.Гереев. «Абия ханум».

2

Устный опрос.

26.

Р.р. Подготовка к сочинению. «Образ
Абия ханум в данном произведении».

1

Сочинение.

Письменный контроль.

27.

Р.р. Написание сочинения. «Образ
Абия ханум в данном произведении».

1

Сочинение.

Письменный контроль.

28

А-В. Сулейманов. «Письма с фронта».

1

Устный опрос.

29.

Аткай. «Оленьи рога».

1

Устный опрос.

30.
31.

Баммат Атаев. «Поле боя».

2

Устный опрос.

32.

Кадрия. «Нагайская степь».

1

Устный опрос.

33
34

Разбор литературных жанров.

2

Устный опрос.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

9 КЛАСС

4

№
п/п

Тема урока
дата

Количество часов
всего

1.Литература половины ХХ века.

контрольные
работы

практические
работы

Виды,
формы
контроля

22ч

1.

Абдурахман Казиев. «Зеркало кумыкской
равнины».

1

Устный опрос.

2.

Амир Курбанов. «Любовь асият».

1

Устный опрос.

3.

Вн.чтение. «Произведения Р.Гамзатова».

1

Устный опрос.

4.

Аткай. «Рабият».

1

Устный опрос.

5.

Р.р. Подготовка к сочинению. «Образ Рабият в
данном произведении».

1

Сочинение

Письменный
контроль.

6.

Р.р. Написание сочинения. «Образ Рабият в
данном произведении».

1

Сочинение

Письменный
контроль.

7.

А.Гаджиев. «Дон сказал».

1

Устный опрос.

8.

А.Гаджиев. «Негаснушие звёзды».

1

Устный опрос.

9.

М-с. Яхяев. «одна высота одной изины».

1

Устный опрос.

10.

И.Керимов. «Алихан тохай».

1

Устный опрос.

11.

И.Керимов. «Братья».

1

Устный опрос.

12.

Вн.чтение. «Хитрости мельника», «Тайны
надгробного камня».

1

13.

Ш.Альбериев. «Я готов».

1

Устный опрос.

14.

Ш.Альбериев. «Человек и земля».

1

Устный опрос.

15.

А.жачаев. «Родная речь».

1

Устный опрос.

16.

А.жачаев. «Кусок хлеба».

1

Устный опрос.

17.

У.Мантаева. «Встреча».

1

Устный опрос.

18.

Р.р. Подготовка к сочинению. «Образ Саиды в
данном произведении».

1

Сочинение

Письменный
контроль.

19.

Р.р. Написание сочинения. «Образ Саиды в
данном произведении».

1

Сочинение

Письменный
контроль.

20.

Акай Акаев. «Камни основы».

1

Техника чтения

Устный опрос.

Устный опрос.

21.

Ж.керимова. «Девушка вдова».

1

22.

Вн.чтение. «Стихи А.Гаджиева».

1

2.Кумыкская проза наших дней.

6ч

23.

З.Атаева. «Друзья познаются в беде».

1

24.

Р.р. Подготовка к сочинению. «Образ Зиярат в
данном произведении».

1

Сочинение

Письменный
контроль.

25.

Р.р. Написание сочинения. «Образ Зиярат в
данном произведении».

1

Сочинение

Письменный
контроль.

26.

Хайбулла Давудов. «Лесной родник».

1

Устный опрос.

27.

Мустафа Хусейнов. «Богатая невеста».

1

Устный опрос.

28.

Алим Кабардиев. «Жансари».

1

Устный опрос.

3.Из литературы народов Дагестана.

6ч

Р.Гамзатов. «Солдаты России». «Родная речь».

1

29.

Устный опрос.
Техника чтения

Устный опрос.

Устный опрос.

Устный опрос.

30.

Муталиб Митаров. «Устаз».

1

Устный опрос.

31.

Магомедзагид Аминов».

1

Устный опрос.

32.

Ахматхан Абу-бакар «Девушка из крепости».

1

Устный опрос.

33.

Магомедрасул Расулов. «Дикие груши».

1

Устный опрос.

34.

Повторение пройденных тем.

1

Устный опрос.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
5 КЛАСС
Выберите учебные материалы
Введите свой вариант:
6 КЛАСС
Выберите учебные материалы
Введите свой вариант:
7 КЛАСС
Выберите учебные материалы
Введите свой вариант:
8 КЛАСС

Выберите учебные материалы
Введите свой вариант:
9 класс
Выберите учебные материалы
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
5 КЛАСС
Введите данные
6 КЛАСС
Введите данные
7 КЛАСС
Введите данные
8 КЛАСС
Введите данные
9 класс.
Введите данные
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
5 КЛАСС
Введите данные
6 КЛАСС
Введите данные

7 КЛАСС
Введите данные
8 КЛАСС
Введите данные
9 класс.
Введите данные
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Укажите учебное оборудование
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Укажите оборудование для проведения практических работ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 928 678-88-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».