рп география 9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МО "ХАСАВЮРТОВСКИЙ РАЙОН"
МБОУ «Эндирейская СОШ №3»

«РАССМОТРЕНО»
рук ШМО

«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор

__________________
Асакаева Д.Д.

______________
Гаджимагомаева Б.А.

______________
Салавова М.К.

Протокол №1

Протокол № 1

Приказ №____

от ______ 2022 г.

от ______ 2022 г.

от _______2022Г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ГЕОГРАФИЯ»
для 9 класса основного общего образования
на 2022- 2023 учебный год

СЕЛО ЭНДИРЕЙ 2022

Рабочая программа по географии для 9 класса «География. Россия: природа, население, хозяйство» составлена на
основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы
В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой. «География. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы»
В. П. Дронов, Л. Е. Савельева, Москва, Просвещение, 2011г
Рабочая программа по географии для 5-9 классов разработана к учебно-методическим комплектам линии «Сферы»
издательства «Просвещение».
Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический
образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и
патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре
и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.
Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть
направлено на решение следующих задач:
 сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте
мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные,
социально-экономические и экологические процессы;
 сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее
отдельных хозяйственных звеньев и районов;
 сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических

проблем страны;
 продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и
социально-ответственному поведению в российском пространстве;

УМК
 В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Россия: природа, население, хозяйство. Учебник. М.: Просвещение,
2010. Дополнительная литература
 Е.С.Холодова, Н.В.Ольховская. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажер. М:
Просвещение, 2010.
 В.В. Барабанов. География: Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. М.: Просвещение,
2010.
 Атлас. География: природа, население, хозяйство. 9 класс
 Контурные карты. География: природа, население, хозяйство. 9 класс

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
9 КЛАСС
68 учебных часов
Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ — 26 ч
Тема 1. Общая характеристика хозяйства – 6 часов.
Особенности хозяйства России. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны.
Секторы хозяйства и динамика соотношений между ними. Межотраслевые комплексы. Факторы и условия размещения
предприятий. Территориальная структура хозяйства, ее основные элементы и типы. Основная зона хозяйственного
освоения. Изменения территориальной структуры хозяйства в перспективе.
Географическое положение России как фактор развития хозяйства. Влияние на хозяйство северного,
транспортного, соседского, геополитического и геоэкономического положения России.
Человеческий капитал и качество населения России. Человеческий капитал, его доля в национальном богатстве
страны. Оценка и географические различия качества населения. Перспективы развития человеческого капитала России.
Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Соотношение понятий трудовые ресурсы и
экономически активное население. Безработица. Основные сферы занятости населения. Перспективы развития рынка
труда.
Природно-ресурсный капитал России. Доля природно-ресурсного капитала в национальном богатстве страны. Место
России в мировых запасах природных ресурсов. Геологическая изученность России. Основные черты географии
природных ресурсов. Перспективы использования природно-ресурсного капитала России.
Производственный капитал. Доля производственного капитала в национальном богатстве России, его современное и
перспективное распределение по территории страны.

Тема 2. Промышленность – 11 часов.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Динамика структуры потребления
топливно-энергических ресурсов.
Газовая промышленность. Место России в мировых запасах и добыче природного газа. География его запасов и добычи
в стране. Основные сферы использования природного газа. География основных газопроводов. Влияние газовой
промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Нефтяная промышленность. Место России в мировых запасах и добыче нефти. География ее запасов и добычи в стране.
Основные сферы использования нефти. География основных нефтепроводов. Влияние нефтяной промышленности на
окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Угольная промышленность. Место России в мировых запасах и добыче угля. География его запасов и добычи в стране.
Основные сферы использования угля. Влияние угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы
развития отрасли.
Электроэнергетика. Место России в мире по производству электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и
доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии. Энергосистемы. Влияние
электроэнергетики на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Машиностроение. Значение в хозяйстве, объем производства, состав. Факторы размещения машиностроительных
предприятий. География важнейших отраслей машиностроения. Перспективы развития отрасли.
Черная металлургия. Значение в хозяйстве, объем производства, состав. Особенности производства, факторы
размещения предприятий. География производства черных металлов. Влияние черной металлургии на окружающую

среду. Перспективы развития отрасли.
Цветная металлургия. Значение в хозяйстве, объем производства, состав. Особенности производства, факторы
размещения предприятий. География производства тяжелых и легких цветных металлов. Влияние цветной металлургии
на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Химическая промышленность. Значение в хозяйстве, объем производства, состав. Особенности производства, факторы
размещения предприятий. География химической промышленности. Влияние химической промышленности на
окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Лесная промышленность. Значение в хозяйстве, объем производства, состав. Особенности производства, факторы
размещения предприятий. География лесной промышленности. Влияние лесной промышленности на окружающую
среду. Перспективы развития отрасли.
Тема 3. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс – 4 часа.
Сельское хозяйство. Значение в хозяйстве, объем производства. Отличия от других отраслей хозяйства.
Сельскохозяйственные угодья, их структура. Состав сельского хозяйства. Влияние сельского хозяйства на окружающую
среду. Растениеводство и животноводство: объемы производства продукции, география основных направлений,
перспективы развития.
Пищевая и легкая промышленность. Агропромышленный комплекс. Значение в хозяйстве, объем производства, состав.
Особенности производства, факторы размещения предприятий. География пищевой и легкой промышленности, их
влияние на окружающую среду. Перспективы развития отраслей. Состав агропромышленного комплекса.

Тема 4. Сфера услуг – 5 часов.
Транспорт. Значение в хозяйстве. Виды транспорта, их доля в транспортной работе. Транспортные узлы и транспортная
система. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства. География железнодорожного, автомобильного,
воздушного, морского и внутреннего водного транспорта: уровень развития и особенности, основные магистрали,
морские бассейны и речные системы, влияние на окружающую среду и перспективы развития.
Связь. Значение в хозяйстве. Виды связи и уровень их развития. География связи. Перспективы развития отрасли.
Наука и образование. Значение в хозяйстве. Уровень развития. География и перспективы развития науки и образования.
Жилищное хозяйство. Величина жилого фонда России. Уровень развития жилищного хозяйства страны, особенности его
географии. Перспективы развития.
Обобщение и контроль – 1 час
Практические работы. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Группировка отраслей по различным показателям. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов
России.
Составление характеристики одного из нефтяных (угольных) бассейнов по картам и статистическим материалам.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Определение по картам и эколого-климатическим показателям районов выращивания зерновых и технических
культур, главных районов животноводства.

Раздел 2. РАЙОНЫ РОССИИ — 30 ч
Тема 5. Европейская часть России – 20 часов
Европейская и Азиатская части России. Территория, географическое положение, особенности природы, природных
ресурсов, населения и хозяйства.
Характеристика районов России: Европейский Север, Европейский Северо–Запад, Центральная Россия,
Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Площадь, население, состав района. Особенности его физико– экономико–географического и геополитического
положения.
Особенности природы: характер поверхности, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции. Размещение населения. Народы и религии. Занятость и
доходы населения.
Хозяйство: место района в производстве валового регионального продукта. Особенности хозяйства и подрайоны.
География важнейших отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и
перспективы развития района.
Практические работы.
Анализ разных видов районирования России.
Сравнение географического положения районов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.
Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, регионов.
Анализ взаимодействия природы и человека на примере одного из районов.

Тема 6. Азиатская часть России - 10 часов.
Состав территории, ГП. Западносибирская равнина, особенности рельефа, климат, реки, зональность природы.
Проблемы освоения Западной Сибири. Ресурсы региона. Нефтегазовый район мирового значения. Экологические
проблемы.
Формирование этнической карты Западной Сибири. Присоединение к России и заселение русскими.
Характер заселения территории.
Западная Сибирь - главная топливная база страны. Кузбасс - угольно-металлургическая база. ВПК. Сельское хозяйство.
Состав района, ЭГП. Величайшее плоскогорье мира и крупнейшие реки России. Топливные, энергетические ресурсы.
Минеральные ресурсы. Господство тундры и таежных лесов.
Формирование этнической карты Восточной Сибири. Присоединение к России и заселение русскими.
Характер заселения территории. Практическая работа. Анализ взаимодействия природы и человека на примере
Восточной Сибири.
Внутренние различия в хозяйственном развитии района.
Ангаро-Енисейский район Восточной Сибири - электроэнергетика, цветная металлургия, лесопромышленный комплекс.
Топливная промышленность Восточной Сибири. ВПК. Экологические проблемы.
Состав территории. ДВ, его границы как природного и экономического района. Особенности ПГП и ЭГП, связь с
другими регионами России. Географические открытия и заселение территории. Современные границы района. ДВ контактная зона "суша - море", последствия для природы и хозяйства. Разнообразие и смена природных комплексов с
севера на юг. Минеральные ресурсы.
Опасные природные явления - тайфуны, цунами, снегопады, землетрясения, извержения вулканов.
Размещение населения. Национальный состав. Коренное население Дальнего Востока.
Отличительные особенности современного населения.
Особенности ЭГП. Внутренняя неоднородность района. Южная и северная части, их природные и хозяйственные
особенности.
Хозяйственная специализация. Особая роль морского транспорта.
Практическая работа. Сравнение географического положения ДВ и Восточной Сибири и его влияния на природу,
жизнь людей и хозяйство.
Общие черты и проблемы восточных районов (хозяйственные, социальные, экологические).
Межрегиональные и хозяйственные связи. Сотрудничество с зарубежными странами в развитии Востока страны.
Сравнение западных и восточных районов России.

Обобщение знаний по разделу "Районы России" – 1 час.

Раздел 3. РОССИЯ В МИРЕ — 2 ч
Россия и мировое хозяйство. Внешнеэкономические связи. Роль России в мировой торговле. Состав импортной и
экспортной продукции. Основные внешнеторговые партнеры. Перспективы внешней торговли.
Россия и мировые транспортные коридоры. Мировые транспортные коридоры. Россия в системе формирующихся
транспортных коридоров мира. Перспективы улучшения транспортно–географического положения страны.
Практические работы.
Анализ показателей внешней торговли России с различными странами мира по статистическим данным.
География Самарской области - 8 час.
Общий обзор хозяйства Самарской области. Промышленность области. Агропромышленный комплекс. Транспорт.
Внешние экономические связи. Население Самарской области. Города и внутриобластные различия
Повторение по теме «География Самарской области».

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль,
проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа,
дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного
способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция,
беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под
руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса,
фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного,
частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.),
организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), ИКТ.

Требования к уровню подготовки учащихся
1. Называть и (или) показывать:




















предмет изучения географии России;
основные средства и методы получения географической информации:
субъекты Российской Федерации;
пограничные государств;
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ
России;
границы часовых поясов:
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
распределение рек страны по бассейнам океанов;
основные области современного оледенения и крупные ледники:
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
важнейшие
природно-хозяйственные
объекты страны,
в
том
числе
центры:
промышленные,
транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические,
районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
народы, наиболее распространенные языки, религии;
примеры рационального и нерационального размещения производства;
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения
и т. д.);
экологически неблагополучные районы России:
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):





географическое положение объектов;
разницу в поясном времени территорий;
погоду по синоптической карте;
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:
 географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономикогеографическое, геополитическое и т. д.);
природно-хозяйственных
объектов,
в том числе одного из районов нового промышленного,
 образы
сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
 особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
 роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
 страны;
 влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
 образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений
полезных ископаемых;
 образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование
смога;
 влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
 как составляют прогноз погоды;
многолетней
мерзлоты,
ее влияние на состояние природных комплексов и освоение
 распространение
территории человеком;
 почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
 причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
 разнообразие природных комплексов на территории страны;

 различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории,
направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
 изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре
хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы
и условия размещения предприятий;
 особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социальноэкономического развития;
 роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
 уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
 причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
 особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как
результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
 объяснять причины географических явлений на основе применения понятий:
«геологическое
летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ":
«агломерация»;
«мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»;
«кооперирование';
«комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития
хозяйства.
5. Оценивать и прогнозировать:
 природно-ресурсный потенциал страны, региона;
 экологическую ситуацию в стране, регионе
 изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных
факторов;
 изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы
городских поселений;
 развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов
для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю, из них 2 часаРоссия в мире, 6 часов – Общая характеристика хозяйства России, 17 часов - Важнейшие межотраслевые комплексы
России и их география, 43 часа - Регионы России (из них 6 часов - География Самарской области)

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного
предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных
часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа

Практических работ – 9
1. Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и
закономерностей их размещения.
2. Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа
занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны.

3. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и
металлоемкого машиностроения по картам.
4. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и
статистическим материалам.
5. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и
Статистическим материалам.
6. Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и
алюминия.
7. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по
картам и статистическим материалам.
8. Определение по картам и статистическим материалам основных районов
выращивания зерновых и технических культур, главных районов
животноводства.
9. Сравнительная характеристика хозяйства двух районов.
Тестов – 8
Административных контрольных уроков – 5

Формы и средства контроля:
Фронтальный и индивидуальный устный опрос
Фронтальная и индивидуальная письменная работа
Географические диктанты
Тестирование
Самостоятельная работа
Практические работы:
1. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Цель: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику угольного бассейна по картам и
статистическим показателям.
Оборудование: учебник, атлас, статистические материалы.
2. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

Цель: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы по картам и
статистическим материалам.
Оборудование: учебник, атлас, статистические материалы.
3. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Цель: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения
машиностроительных предприятий различного типа.
Оборудование: учебник, атлас.
4. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского района.

Цель: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умений
составлять такие характеристики и схемы хозяйственных связей.
Оборудование: учебник, атлас.
5. Сравнение ГП и планировки двух столиц- Москвы и Санкт-Петербурга.

Цель: развитие умений сравнивать ГП и планировки агломераций, выявлять черты сходства и различия.
Оборудование: учебник, атлас.
6. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Цель: формирование умений выявлять и анализировать рекреационный потенциал регионов.
Оборудование: учебник, атлас, дополнительная литература.
7. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

Цель: углубление знаний о разделении труда; формирование умений выявлять факторы развития и производственные
связи, существующие между районами.
Оборудование: учебник, атлас, контурные карты.
8. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

Цель: формирование умений оценивать условия жизни и деятельности человека, давать характеристику промышленного
узла.
Оборудование: учебник, атлас, дополнительная литература.

Название темы
Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

Количество часов по
рабочей программе
26 ч.

Тема 1. Общая характеристика хозяйства

6 ч.

Тема 2. Промышленность

11 ч.

Тема 3. Сельское хозяйство и агропромышленный
комплекс
Тема 4. Сфера услуг

4 ч.
5 ч.

Обобщение и контроль

1 ч.

Раздел 2. РАЙОНЫ РОССИИ
Тема 5. Европейская часть России

30 ч.
20 ч.

Тема 6. Азиатская часть России
Обобщение знаний по разделу "Районы России" –

10 ч.
1 ч.

Раздел 3. РОССИЯ В МИРЕ

2ч.

География Самарской области

8ч.

Тематическое планирование курса «География. Россия: природа, население, хозяйство».
№
урок
а

Название
темы урока

Элементы
обязательного
минимума образования

Планируемые результаты
подготовки учащихся

Домашнее
задание

Раздел 1. Хозяйство России - 26 часов
1

2
.

Тема 1. Общая характеристика хозяйства – 6 часов.
Особенности
Отраслевая,
Новые понятия и представления:
хозяйства России. функциональная и
структура хозяйства, отрасли
территориальная
хозяйства, легкая и тяжелая
структура хозяйства
промышленность, межотраслевые
страны. Секторы
комплексы. Учащиеся должны
хозяйства.
уметь:
Межотраслевые
- называть сферы (сектора)
комплексы. Факторы и
хозяйства и главные отрасли в их
условия размещения
составе;
предприятий.
- объяснять термины: структура
Практическая работа
хозяйства, отрасль, межотраслевые
№1 «Анализ
комплексы.
экономических карт для
определения типов
территориальной
структуры хозяйства».
Географическое
Влияние на развитие
Новые понятия и представления:
положение России хозяйства северного,
геополитическое и

§1

§2, к/к 4-5

как фактор
развития
хозяйства.

3
.

транспортного,
соседского,
геополитического и
геоэкономического
положения РФ.

Человеческий капитал.
Человеческий
потенциал России. Оценка и
географические
различия качества
населения.

4
.

5
.

Соотношение понятий
«трудовые ресурсы» и
«экономически активное
население». География
трудоспособного
населения,
территориальные
различия в уровне его
занятости.
ПриродноОценка и проблемы
ресурсный
рационального
потенциал России. использования
природных ресурсов.
Основные ресурсные
базы. Группировка
Трудовые ресурсы
и экономически
активное
население.

геоэкономическое положение
страны.
Учащиеся должны уметь:
- определять ГП РФ и его влияние
на развитие хозяйства.
Новые понятия и представления:
человеческий капитал, ИЧР.

§3

Учащиеся должны уметь:
- выявлять различия районов РФ по
ИЧР.
Учащиеся должны уметь:
Объяснять термины: трудовые
ресурсы, экономически активное
население,
- выявлять причины безработицы.

§4

Новые понятия и представления:
природно-ресурсный потенциал.
Учащиеся должны уметь:
- называть виды природных
ресурсов,
- определять районы наиболее

§5

6
.

Производственны
й потенциал.

отраслей по их связи с
природными ресурсами.
Практическая работа
№2 «Сравнение
природно-ресурсного
потенциала различных
районов РФ».
Общие особенности
географии хозяйства
России: основная зона
хозяйственного
освоения и зона Севера,
их особенности и
проблемы. Условия и
факторы размещения
предприятий.
Важнейшие
межотраслевые
комплексы и отрасли.

богатые природными ресурсами.

Новые понятия и представления:
состав производственного капитала.
Учащиеся должны уметь:
- определять районы с различной
долей производственного капитала.

§6

Тема 2. Промышленность – 11 часов.
7-8.

ТЭК. Топливная
промышленность
Угольная

Понятие ТЭК. Особое
значение ТЭК в России,
обусловленное

Новые понятия и представления:
ТЭК, топливная промышленность,
угледобывающий район.

Стр.22, §9

9-10.

11

промышленность. размерами страны, ее
северным положением,
сложившейся
структурой хозяйства и
экспорта страны.
Изменение значения
отдельных видов
топлива. Угольная
промышленность "старейшая" отрасль
ТЭК. География
отрасли. Проблемы.
Практическая работа
№3 «Составление
характеристики одного
из угольных бассейнов».
Нефтяная и
Нефтяная и газовая
газовая
промышленность –
промышленность основа современной
экономики.
Особенности
размещения нефтяной и
газовой
промышленности.
Электроэнергетик Электроэнергетика:
а.
типы электростанций,
их особенности и доля в
производстве

Учащиеся должны уметь:
- называть отрасли, входящие в
состав ТЭК;
- объяснять изменения структуры
потребляемого топлива;
- называть и показывать главные
районы добычи угля.

Учащиеся должны уметь:
- называть и показывать главные
районы добычи нефти и газа;
б) районов производства
поступающей продукции;
- объяснять значение нефти и газа
для российской экономики.

Стр.23-29,
к/к 6-7/1

Новые понятия и представления:
электроэнергетика, энергетическая
система, типы электростанций.
Учащиеся должны уметь:

§10, к/к 6-7/2

электроэнергии.
Энергосистемы. ТЭК и
охрана окружающей
среды.

1213

Машиностроител
ьный комплекс.

14.

Черная
металлургия.

- называть, показывать и приводить
примеры крупнейших
электростанций;
- объяснять особенности
размещения электростанций на
территории страны, их влияние на
состояние окружающей среды.
Состав, место и
Новые понятия и представления:
значение в хозяйстве.
специализация и кооперирование,
Факторы размещения
наукоемкое, трудоемкое и
машиностроительных
металлоемкое машиностроение.
предприятий. География Учащиеся должны уметь:
важнейших отраслей:
- называть и показывать важнейшие
основные районы и
районы машиностроения и
центры.
крупнейшие центры;
Машиностроение и
- объяснять новые термины,
охрана окружающей
особенности размещения
среды. Практическая
машиностроения, значение отрасли
работа №4
в хозяйстве страны.
«Определение главных
районов размещения
отраслей трудоемкого
и металлоемкого
машиностроения».
Состав, место и
Новые понятия и представления:
значение в хозяйстве.
концентрация производства,
Черная металлургия:
материало- и энергоемкость
факторы размещения
производства, заводы полного

§11, к/к 6-7/4

§12, к/к 6-7/3

предприятий. География
металлургии: основные
районы и центры.
Металлургия и охрана
окружающей среды.

цикла, передельная металлургия,
малая металлургия.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры и показывать
на карте главные районы черной и
цветной металлургии;
- объяснять новые термины урока;
влияние сырьевого и
энергетического факторов на
размещение металлургических
производств.
Учащиеся должны уметь:
Состав, место и
- приводить примеры и показывать
значение в хозяйстве.
на карте главные районы цветной
Факторы размещения
предприятий. География металлургии;
- объяснять влияние сырьевого и
металлургии легких и
энергетического факторов на
тяжелых цветных
размещение металлургических
металлов: основные
производств.
районы и центры.
Металлургия и охрана
окружающей среды.

15.

Цветная
металлургия.

16.

Химическая
Значение химии в
промышленность. народном хозяйстве.
Состав отраслей,
сложность структуры.
Перспективы развития
химической

Новые понятия и представления:
химизация, межотраслевые связи.
Учащиеся должны уметь:
- называть и показывать главные
районы химической
промышленности;

§13

§14, к/к 6-7/5

промышленности.
Химическое
производство и
окружающая среда.

17.

- объяснять значение термина
"межотраслевые связи",
возникновение экологических
проблем, связанных с химическими
производствами.
Лесная
Состав, место и
Новые понятия и представления:
промышленность. значение в хозяйстве.
лесопромышленный комплекс,
Факторы размещения
водоемкое и энергоемкое
предприятий. География производство, внутриотраслевые
важнейших отраслей:
связи.
основные районы и
Учащиеся должны уметь:
лесоперерабатывающие - показывать главные районы
комплексы. Лесная
лесной промышленности, крупные
промышленность и
лесопромышленные комплексы;
охрана окружающей
- объяснять характер связей между
среды.
производствами лесной
промышленности и особенности их
размещения;

§15

Тема 3. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс – 4 часа.
18.

Сельское
хозяйство.
Растениеводство.

Состав, место и
значение в хозяйстве,
отличия от других
отраслей хозяйства.
Земельные ресурсы и
сельскохозяйственные
угодья, их структура.

Новые понятия и представления: с/х
угодья, земледелие, технические
культуры.
Учащиеся должны уметь:
- называть основные отрасли
сельского хозяйства, виды с/х
угодий;

§16-17,
к/к 10-11/1,2

География основных
отраслей. Сельское
хозяйство и охрана
окружающей среды.
19.

2021

Животноводство.

- показывать на карте и объяснять
географию размещения основных
зерновых и технических культур.

§18, к/к 10-11/3
Новые понятия и представления:
товарное животноводство,
продуктивность, основные
направления животноводства.
Учащиеся должны уметь:
- выделять и называть подотрасли
животноводства;
- объяснять географию размещения
и особенности зональной
специализации, сочетание
сложившихся направлений
земледелия и животноводства.
§19,
Агропромышленн Состав АПК. Пищевая и Новые понятия и представления:
к/к 10-11/4,5*
ый комплекс.
легкая промышленность АПК, трудоемкое производство,
Легкая и пищевая - третье звено АПК.
сырьевой и потребительский
промышленность Особенности их
факторы
размещения.
развития. География
Учащиеся должны уметь:
пищевой и легкой
- называть состав АПК, основные
промышленности.
проблемы, связанные с развитием
Практическая работа
АПК;
- объяснять влияние различных
№5 « Определение по
условий на развитие и размещение
картам и экологоклиматическим
пищевой и легкой промышленности.
Животноводство производитель наиболее
ценной продукции.
Влияние природных
условий на содержание
скота. Отраслевой
состав животноводства.
География
животноводства.

показателям районов
выращивания зерновых
и технических культур,
главных районов
животноводства».

Тема 4. Сфера услуг – 5 часов.
2223

Транспорт.

24.

Связь

Транспорт, его особое
значение для хозяйства
России. Сравнение
отдельных видов
транспорта по техникоэкономическим
особенностям.
Отличительные черты
транспортной сети
страны. Важнейшие
магистрали. Проблемы
транспортного
комплекса страны.
Состав, место и
значение в хозяйстве.
География отдельных
видов связи: основные
линии связи.

Новые понятия и представления:
транспортная инфраструктура.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры крупных
магистралей страны, выявлять
особенности их географического
положения;
- объяснять влияние природных
условий на работу отдельных видов
транспорта и влияние транспорта на
состояние окружающей среды.
Новые понятия и представления:
информационная инфраструктура,
телекоммуникационная сеть,
интернет, сотовая связь.
Учащиеся должны уметь:

§20,
к/к 8-9/1-3, 4-5*

§21, проект
«Наукоград
Дубна»

25

Наука и
образование

Состав, место и
значение в хозяйстве.
География науки:
основные районы,
центры, города науки и
технополисы.

26.

Социальная
сфера.

Состав, место и
значение в хозяйстве.
Географические
различия в уровне
развития и качестве
жизни населения.

- приводить примеры современных
видов связи;
- сравнивать уровень
информатизации и развития разных
видов связи в отдельных районах
России.
Новые понятия и представления:
критерии развития науки,
технополис, наукоград.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять новые термины,
территориальные различия в
развитии отраслей третичной
сферы.
Новые понятия и представления:
социальная сфера.
Учащиеся должны уметь:
- выявлять основные проблемы
социальной сферы.

Обобщение и контроль знаний – 1 час.
27.

Обобщение и
контроль знаний
по разделу
"Хозяйство
России".

Особенности географии
различных отраслей
хозяйства.

Основные умения: чтение и анализ
графических и статистических
материалов, тематических
(отраслевых) карт; объяснение
межотраслевых и внутриотраслевых

§22

§7-23, стр.86.

связей, влияния различных
факторов на развитие и размещение
производств, тесных взаимосвязей
природы, населения и хозяйства на
примере отдельных отраслей и
межотраслевых комплексов.
Раздел II. Районы России - 30 часов
Тема 5. Европейская часть России – 20 часов
28.

Европейская и
Азиатская части
России

29.

Географическое
положение и

Особенности
географического
положения, природы,
хозяйства и жизни
населения. Место
региона в социальноэкономическом
развитии страны.
Географические аспекты
основных
экономических,
социальных и
экологических проблем.
Состав и особенности
ГП. Природная

Учащиеся должны уметь:
- объяснить причины различия
климатических условий
макрорегионов,
- определить особенности развития
хозяйства макрорегионов.

Учащиеся должны уметь:
- объяснять на примере региона

§24

§25-26,

природа
Европейского
Севера

неоднородность: от
ледяной арктической
зоны до таежных лесов.
Моря Белое и
Баренцево; их роль в
жизни района.

влияние природных условий на
хозяйственную деятельность;
- показывать на карте моря, давать
их географические описания по
картам;
- показывать на картах природные
объекты, определяющие
своеобразие района;
- давать оценку ЭГП района.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять особенности
размещения городов ЕС,
- определять демографические
проблемы ЕС,
- называть и показывать культурноисторические объекты,
определяющие своеобразие
Европейского Севера;
- объяснять влияние природных
условий на жизнь и хозяйственную
деятельность людей.

30.

Население
Европейского
Севера.

31

Хозяйство ЕС.

Численность,
естественный прирост и
миграции, специфика
расселения,
национальный состав,
традиции и культура.
Города. Качество жизни
населения. Культурное
наследие Севера.
Северные
художественные
промыслы. Русская
деревянная архитектура.
Практическая работа
№6 «Описание одного из
природных или
культурных памятников
Севера».
Место и роль района в
Учащиеся должны уметь:

к/к 14-15/1-4,5*

§27, п/р №6.

§28,

32.

Северо-Западная
Россия

33.

Население.

социальноэкономическом
развитии страны.
География важнейших
отраслей хозяйства,
особенности его
территориальной
организации.
Архангельск и
Мурманск - морские
ворота района и страны.
ГП и природа. Характер
поверхности. Климат.
Озерный край СевероЗапада. Ладожское
озеро. Балтийское море
- природа, морские
пути, экологические
проблемы.

- объяснять различия в природной и
хозяйственной неоднородности
разных районов Европейского
Севера.

к/к 16-17/1-4,5*

Учащиеся должны уметь:
- показывать состав и границы
территории, основные природные
объекты;
- называть факторы, определяющие
ЭГП.

§29-30, проект
СанктПетербург "вторая
столица"
России

Численность,
естественный прирост,
традиции и культура.
Качество жизни
населения. "Столичные"
функции СанктПетербурга. СанктПетербург - культурная
столица России.

Учащиеся должны уметь:
- перечислять особенности,
характеризующие современное
население и трудовые ресурсы,
- называть культурно-исторические
достопримечательности СанктПетербурга, определяющие
своеобразие города.

§31

34.

35.

Санкт-Петербург
- новый
"хозяйственный
узел" России.

Влияние ГП на статус
"морской столицы".
Изменение Петербургом
своего ЭГП. СанктПетербург - центр
хозяйственной жизни
Северо-Запада.

Учащиеся должны уметь:
- объяснять влияние ЭГП города на
формирование его хозяйственной
специализации;
- называть отрасли специализации.

§32,

Калининградская
область

Особое ЭГП, его
изменение во времени.
Природные
особенности.
Отрасли хозяйства.
"Янтарный край".
Рекреационное
хозяйство. Проблемы
развития области.
Практическая работа
№7
« Выявление и анализ
условий для развития
хозяйства области»

Новые понятия и представления:
анклав, портовое хозяйство.
Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте
Калининградскую область, города
Калининград и Балтийск;
- оценивать ЭГП Калининградской
области.

Конспект

Центральная
Россия: состав,
географическое
положение.
Особенности

Центральная Россия исторический центр
страны. Географическое
(физико -, экономико - и
политико-

Новые понятия и представления:
физико-, экономико- и политикогеографическое положение.
Учащиеся должны уметь:
- называть и показывать на карте:

§33-34,
к/к 18-19/1,3

к/к 16-17/1-4,5*

природы.

географическое)
положение. Природные
ландшафты.

36.

Центральный
район:
особенности
населения.

37.

Хозяйство
Центрального
района

Центральный район ядро формирования
русского народа. Роль
географического
фактора. Народные
промыслы. Контрасты в
современной жизни
населения.
Народные промыслы
ЦР.
Центральный район база индустриализации.
Этапы развития
хозяйства.
Специализация
современного хозяйства
на трудоемких и
наукоемких отраслях,
разнообразных видах
услуг.

Москва - столица
России

Москва инновационный центр,

границы района, древние города,
основные природные объекты;
- объяснять природные и историкогеографические особенности
Центральной России.
Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте состав и
границы Центрального района;
- перечислять факторы,
определяющие ЭГП района;
- перечислять особенности,
характеризующие современное
население и трудовые ресурсы
Центрального района.
Новые понятия и представления:
база индустриализации.
Учащиеся должны уметь:
- называть ведущие отрасли
хозяйства Центрального района,
показывать на карте главные центры
производств;
- объяснять сложившуюся
специализацию и особенности
размещения хозяйства по
территории района.
Новые понятия и представления:
инновационный центр.

§35, к/к 1819/5*

§36,
к/к 18-19/2,3,4*

Конспект

38.

ГП и природные
условия
Северного
Кавказа

39.

Народы
Северного
Кавказа

Этническое,
религиозное,
культурное
разнообразие района.
Казаки и горцы.
Культура народов
Кавказа.

Учащиеся должны уметь:
- называть главные направления
хозяйственного развития города;
- объяснять влияние Москвы на
политическую, экономическую,
культурную жизнь страны;
- выделять на карте Московскую
агломерацию.
Учащиеся должны уметь:
- называть и показывать субъекты
РФ в составе района;
- показывать на карте природные
объекты, определяющие
своеобразие района;
- определять ГП и ЭГП района;
- объяснять особенности ГП района
и природные различия его западной
и восточной частей.
Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте субъекты РФ
в составе Северного Кавказа и их
столицы;
- объяснять различия национального
состава населения равнинных,
предгорных и горных территорий

40.

Хозяйство
Северного

АПК, его структура.
Рекреационные зоны.

Учащиеся должны уметь:
- называть и показывать по карте

крупнейший центр
науки и высшего
образования,
политический и
финансовый центр.
Столичные функции
города. Московская
агломерация.
Состав района, границы,
ФГП и ЭГП.
Разнообразие природы.
Внутренняя
неоднородность района.
Природные ресурсы.
Значение южных морей
России.

§37-38, к/к
22/1,2

§39, к/к 22/5*

§40, к/к 22/3,4*

Кавказа

41.

Географическое
положение и
природа
Поволжья

42.

Население
Поволжья.

43.

Хозяйство
Поволжья.

крупные города Северного Кавказа;
- определять показатель
специализации по статистическим
данным;
- объяснять хозяйственное различие
западной и восточной частей
Европейского Юга.
ГП и состав района.
Учащиеся должны уметь:
Волга как главная ось
- показывать на карте субъекты РФ
хозяйства и расселения. в составе Поволжья, природные
Своеобразие природных объекты, определяющие
своеобразие района;
условий. Современные
ландшафты. Природные - объяснять изменение природных
ресурсы. Практическая условий и хозяйственной
работа №8 «Сравнение специализации в различных частях
ГП Поволжья и ЕС и его Поволжья;
- определять ЭГП района.
влияния на природу,
жизнь людей и
хозяйство».
Пестрота национального Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте города
состава населения.
Поволжья, объяснять причины их
Крупнейшие города на
возникновения,
Волге, их особенности.
- показывать на карте субъекты РФ
в составе района.
Изменение хозяйства
Учащиеся должны уметь:
района на разных этапах - показывать на карте города
развития. Современный Поволжья, объяснять причины их
Ведущие отрасли
промышленности.
Ростов-на-Дону - самый
крупный город
Северного Кавказа.

§41-42

§43

§44,
к/к 20-21/1-4,5*

44

Географическое
положение и
природа
Урала.

45

Население.
Города Урала.

46

Этапы развития и
современное

отраслевой состав.
Пестрота национального
состава населения.
Крупнейшие города на
Волге, их особенности.
Состав района.
Специфика ГП. Урал
как природный и
экономический район.
Предуралье и Зауралье.
Неоднородность
природных условий,
разнообразие
ископаемых богатств.
Население: численность,
естественный прирост и
миграции, специфика
расселения,
национальный состав,
традиции и культура.
Города. Качество жизни
населения.
Рисунок размещения
городов Урала.
Крупнейшие города
Урала, их особенности.
Этапы освоения и
развития хозяйства,

возникновения,
- называть отрасли специализации
района;
- показывать на карте субъекты РФ
в составе района.
Учащиеся должны уметь:
- показывать и называть субъекты
РФ в составе района;
- показывать по карте объекты,
определяющие природное
своеобразие Урала;
- объяснять особенности природы
Урала;
- давать оценку ЭГП района.
Новые понятия и представления:
старопромышленный район.
Учащиеся должны уметь:
- определять национальный состав
населения Урала,
- объяснять особенности географии
городов Урала

Учащиеся должны уметь:
- определять показатель

§45-46,
к/к 24-25/1-4

§47, к/к 25/1

§48, к/к 25/5,

хозяйство

изменение роли района
в хозяйстве России.
Современная структура
хозяйства.

47

Обобщение
знаний по теме
"Европейская
часть России"

специализации по статистическим
данным;
- объяснять сложившуюся
структуру хозяйства,
- сравнивать районы Урала по
природным условиям и
хозяйственному развитию;
- называть и объяснять
экологические проблемы Урала;
- оценивать перспективы развития
Урала.
Общие черты
Новые понятия и представления:
географических районов качество окружающей среды.
Европейской части.
Учащиеся должны уметь:
Природные и
- называть общие черты и проблемы
социальноразвития географических районов;
экономические
- сопоставлять показатели
особенности районов.
специализации географических
Проблемы районов, их
районов;
тесная взаимосвязь.
- объяснять природные и социальноэкономические особенности
районов Европейской части России;
- называть отличительные
особенности, характеризующие
своеобразие районов.
Тема 6. Азиатская часть России - 10 часов.

48

ГП, природные
условия и

Состав территории, ГП.
Западносибирская

Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте природные

Вопросы в
тетради

Вопр.4 стр.203

§49-50, к/к 26/1-

49

50

51

ресурсы Западной равнина, особенности
Сибири
рельефа, климат, реки,
зональность природы.
Проблемы освоения
Западной Сибири.
Ресурсы региона.
Нефтегазовый район
мирового значения.
Экологические
проблемы.
Население
Формирование
Западной Сибири этнической карты
Западной Сибири.
Присоединение к
России и заселение
русскими.
Характер заселения
территории.
Хозяйство
Западная Сибирь Западной Сибири главная топливная база
страны. Кузбасс угольнометаллургическая база.
ВПК. Сельское
хозяйство.
ГП, природные

Состав района, ЭГП.

объекты, определяющие
своеобразие района;
- давать оценку ЭГП района;
- называть и объяснять природные
особенности Западной Сибири, их
отличия от природы Европейской
части.

Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте
географические районы на
территории Сибири;
- называть народы Сибири, читать и
анализировать карту народов
России, плотности заселения,
миграций.
Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте
месторождения нефти, газа, угля,
крупные центры нефтепереработки,
трубопроводы;
- объяснять развитие черной
металлургии;
- называть и объяснять отрасли
специализации Западной Сибири.
Учащиеся должны уметь:

3

§51, к/к 26/1

§52, к/к 27/4,5

§53-54,

условия и
ресурсы
Восточной
Сибири.

Величайшее
плоскогорье мира и
крупнейшие реки
России. Топливные,
энергетические ресурсы.
Минеральные ресурсы.
Господство тундры и
таежных лесов.

52

Население
Восточной
Сибири

53

Хозяйство

Формирование
этнической карты
Восточной Сибири.
Присоединение к
России и заселение
русскими.
Характер заселения
территории.
Практическая работа
№9 « Анализ
взаимодействия
природы и человека на
примере Восточной
Сибири»
(к/к 28-29/4).
Внутренние различия в

- показывать на карте состав
территории;
- называть природные ресурсы и
показывать районы их
распространения;
- определять и оценивать ЭГП
района;
- объяснять сложные природные
условия;
- показывать объекты,
определяющие природную
специфику района.
Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте
географические районы на
территории Сибири;
- называть народы Сибири, читать и
анализировать карту народов
России, плотности заселения,
миграций, религий.

Учащиеся должны уметь:

к/к 28-29/1-3

§55, к/к 26/5

§56

54

Восточной
Сибири

хозяйственном развитии
района.
Ангаро-Енисейский
район Восточной
Сибири электроэнергетика,
цветная металлургия,
лесопромышленный
комплекс. Топливная
промышленность
Восточной Сибири.
ВПК. Экологические
проблемы.

- называть отрасли специализации,
определять их показатели по
статистическим данным;
- объяснять внутренние различия в
хозяйственном развитии района;
- показывать на карте
промышленные центры;
- объяснять возникновение
экологических проблем региона;
- сравнивать специализацию
Западной и Восточной Сибири,
выявлять черты сходства и
различия.

ГП Дальнего
Востока.
Природные
условия и
ресурсы.

Состав территории. ДВ,
его границы как
природного и
экономического района.
Особенности ПГП и
ЭГП, связь с другими
регионами России.
Географические
открытия и заселение
территории.
Современные границы
района. ДВ контактная зона "суша море", последствия для

Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте состав
территории Дальнего Востока, его
границы;
- объяснять своеобразие ГП ДВ;
- называть и показывать на карте
природные объекты, определяющие
своеобразие района;
- объяснять специфику природных
условий;
- называть и показывать на карте
месторождения полезных
ископаемых.

§57-58,
к/к 28-29/1-3,
сообщения на
тему «Быт и
традиции
народов
Дальнего
Востока».

55

56

природы и хозяйства.
Разнообразие и смена
природных комплексов
с севера на юг.
Минеральные ресурсы.
Опасные природные
явления - тайфуны,
цунами, снегопады,
землетрясения,
извержения вулканов.
Население
Размещение населения.
Дальнего Востока Национальный состав.
Коренное население
Дальнего Востока.
Отличительные
особенности
современного
населения.

Хозяйство района Особенности ЭГП.
Внутренняя
неоднородность района.
Южная и северная
части, их природные и
хозяйственные

Учащиеся должны уметь:
- показывать субъекты Федерации
на карте;
- объяснять характер расселения
коренных народов и всего
населения Дальнего Востока,
используя карты народов и
плотности населения;
- приводить примеры влияния
природных условий на жизнь, быт и
традиции народов Дальнего
Востока.
Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте крупные
города Дальнего Востока;
- определять показатель
специализации района по
статистическим данным;

§59 к/к 30/1

вопросы в
тетради

57

Обобщение
знаний по теме
"Азиатская часть
России"

особенности.
Хозяйственная
специализация. Особая
роль морского
транспорта.
Практическая работа
№10 Сравнение
географического
положения ДВ и
Восточной Сибири и
его влияния на природу,
жизнь людей и
хозяйство.
Общие черты и
проблемы восточных
районов
(хозяйственные,
социальные,
экологические).
Межрегиональные и
хозяйственные связи.
Сотрудничество с
зарубежными странами
в развитии Востока
страны.
Сравнение западных и
восточных районов
России.

- объяснять сложившуюся
специализацию Дальнего Востока.

Учащиеся должны уметь:
- находить необходимые источники
географической информации для
работы;
- объяснять природные и социальноэкономические особенности
восточных географических районов
и сопоставлять их с западными
регионами страны;
- объяснять роль Азиатской части во
внутригосударственном и
межгосударственном разделении
труда;
- оценивать современное состояние
и перспективы социально-

Вопросы
стр.200

экономического развития восточных
районов.
Обобщение знаний по разделу "Районы России" – 1 час.
58

Типы районов
России.
Обобщение
знаний по разделу
"Районы России"

Различные подходы к
Новые понятия и представления:
типологии районов.
уровень развития района,
региональная политика.
Районы нового и
старого освоения,
Требования к подготовке учащихся
аграрные,
Учащиеся должны уметь:
индустриальные,
- приводить примеры (и показывать
приморские и т. д.
на карте) районов с различным
"Лицо" района, его роль географическим положением,
в стране. Уровень
преобладающей специализацией и
развития районов,
уровнем развития;
методы его измерения.
- объяснять сложившееся различие в
Уровень и качество
уровне развития географических
жизни населения в
районов.
разных районах страны.
Проблемы
экологической
безопасности.
Взаимодополняемость
географических
районов. Региональная
политика.
Раздел III. Россия в мире – 2 часа.

59

Россия и мировое
хозяйство.

Изменение места и роли
России в мировом

Новые понятия и представления:
внешние экономические связи,

Вопрос 6
стр.268

§61

60

Россия в системе
мировых
транспортных
коридоров.

хозяйстве в разные
исторические периоды.
Место и роль России в
мировой политике.
Практическая работа
№11 «Анализ
показателей внешней
торговли России с
различными странами
мира по
статистическим
данным».

экспорт, импорт.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять структуру экспорта и
импорта России;
- объяснять роль России в мировой
политике, приводить примеры;
- оценивать современное состояние
и перспективы социальноэкономического развития России.

Основная цель создания
транспортных
коридоров.
Перспективы
формирования
транспортных
коридоров для
повышения мировой
значимости России.

Новые понятия и представления:
транспортный коридор,
международный транзит,
трансконтинентальная транспортная
система
Учащиеся должны уметь:
- оценивать современное состояние
и перспективы России в системе
мировых транспортных коридоров.

География Самарской области - 8 час.
61

Общий обзор
хозяйства

Новые понятия и представления:

62
63
64
65
66
67
68

Самарской
области
Промышленность
области. Пр/р №1
Агропромышленн
ый комплекс
Транспорт.
Пр/р №2
Внешние
экономические
связи
Население
Самарской
области
Города и
внутриобластные
различия
Повторение по
теме

уровень развития области,
региональная политика.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры (и показывать
на карте) областей с различным
географическим положением,
преобладающей специализацией и
уровнем развития;
- объяснять сложившееся различие в
уровне развития области.

Литература
 В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Россия: природа, население, хозяйство. Учебник. М.: Просвещение,
2010. Дополнительная литература
 Е.С.Холодова, Н.В.Ольховская. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажер. М:
Просвещение, 2010.
 В.В. Барабанов. География: Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. М.: Просвещение,
2010.
 Атлас. География: природа, население, хозяйство. 9 класс
 Контурные карты. География: природа, население, хозяйство. 9 класс
 Н.В.Ольховская., под редакцией Дронова В.П. География: природа, население, хозяйство. Поурочное
тематическое планирование. М.: Просвещение, 2010.
 6. Дронов
В.П.
М.: Просвещение, 2009.
 7. Мишняева
Е.Ю.,
М.: Просвещение, 2008.

География.
Дронов

Земля
В.П.

и
География.

люди.

Электронное

Навигатор

для

приложение.
6-9

классов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 928 678-88-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».