рп география 8 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МО "ХАСАВЮРТОВСКИЙ РАЙОН"
МБОУ «Эндирейская СОШ №3»

«РАССМОТРЕНО»
рук ШМО

«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор

__________________
Асакаева Д.Д.

______________
Гаджимагомаева Б.А.

______________
Салавова М.К.

Протокол №1

Протокол № 1

Приказ №____

от ______ 2022 г.

от ______ 2022 г.

от _______2022Г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ГЕОГРАФИЯ»
для 8 класса основного
общего образования
на 2022- 2023 учебный год

СЕЛО ЭНДИРЕЙ 2022

Календарно - тематическое планирование по географии 8 класс, Дронов 68 час.

1

2

Тема
урока
Факт

Дата
План

№
п\
п

Введение
(1ч)

Границы
России

Количеств
о
часов

1

1

Планируемые результаты
Содержание

Географический
взгляд на Россию:
разнообразие
территории,
уникальность
географических
объектов.
Знакомство со
структурой
учебников и с
особенностями
используемых
компонентов УМК.

Практические,
контрольные
работы

Предметные

Всего 68 часов
Введение (1ч)
Географический
взгляд на Росси.
Знакомство со
структурой учебника
и с особенностями
используемых
компонентов УМК
«Дрофа»

Метапредметные

Личностные
Домашнее
задание

Определять
границы РФ

Раздел 1 Географическое пространство России (9ч)
Государственные
Наносить на
Сравнивать
границы и государ
контурную карту
протяженность
ственная
приграничные
границ с разными
территория России.
государства,
странами Территориальные
определять их на
соседями,
воды,
физической и
составлять
исключительная
политической картах
описание границ
экономическая
России

ценностные
ориентации
выпускников
основной
школы,
отражающие
их
индивидуально
-личностные
позиции:

Учебник, с. 5–6;
Тетрадь
тренажёр, с. 3;
Тетрадь
экзаменатор, с.
4–5; Атлас,
контурные
карты;

осознание себя
как члена
общества на
глобальном,
региональном
и локальном
уровнях
(житель

П.1 Атлас, с. 3;
Контурные
карты, с. 2–3
(№ 1 частично,
4); Тетрадь
тренажёр,
с. 4 (№ 1–3), с. 6–
7 (№ 1, 2), с. 9 (№

зона. Морские и
сухопутные
границы, их
протяжённость.
Соседи России.

3

Размеры
1
территори
и.
Часовые
пояса
Практиче
ская
работа №1
«Определе
ние
поясного
времени
для
разных
городов
России»

Размеры и форма
государственной
территории России.
Преимущества и
недостатки
размеров и формы
территории.
Отсчёт времени на
территории России.

Практическая
работа №1
«Определение
поясного времени
для разных
городов России»

Определят положение
РФ на карте часовых
поясов
Определять поясное
время для разных
городов России по
карте часовых поясов

Решать задачи на
определение
поясного времени
Объяснять роль
поясного,
декретного.
Летнего времени в
хозяйстве и жизни
людей

4

Географи 1
ческое
положени
е
Практиче
ская
работа №2
«Сравнит

Понятие
«географическое
положение», виды
географического
положения. Оценка
северного
географического
положения России.

Практическая
работа №2
«Сравнительная
характеристика
географического
положения
России, США,
Канады»

Наносить на
контурную карту
объекты,,
характеризующие
географическое
положение России

Сравнивать
географическое
положение России
и других стран
Выявлять
зависимость
между
географическим

планеты
Земля,
гражданин
Российской
Федерации,
житель
конкретного
региона)
воспитание
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
любви и
уважения к
Отечеству,
чувства
гордости за
свою Родину;
осознание
единства
географическог
о пространства
России как
единой среды
проживания
населяющих её
народов,
- оценивать
собственную
учебную
деятельность;
- свою
самостоятельно
сть при
подготовке

1,2), с. 13 (№ 1),
с. 15 (№ 1);

П.2 Атлас, с. 2;
Тетрадь
тренажёр, с. 4–5
(№ 4, 8, 9), с. 7
(№ 3), с. 9 (№ 3),
с. 13(№ 2), с. 16
(№ 4, 5); Тетрадь
практикум.

П.3
Атлас, с. 2–3,
10–11;
Контурные
карты, с. 2–3 (№
1 частично, 2, 3,
5);Тетрадь
тренажёр, с. 4 (№

ельная
характери
стика
географич
еского
положени
я России,
США,
Канады»
5

Россия в
мире

1

6

Освоение
и
изучение
территори
и России

1

Жизненное
пространствоРоссии
.Роль России в
экологическом
будущем планеты.
Оценка запасов
минеральных и
водных богатств.
Понятия«ВВП» и
«национальное
богатство».Россия и
СНГ, Россия и
международные
организации.
Освоение
Европейского
Севера. Роль
Московского
княжества в
изучении России.

положением и
особенностями
заселения и
хозяйственного
освоения

заданий,

5–7), с. 14 (№ 3,
4),с. 15–16 (№ 2,
3, 6);

Анализировать карты
и статистические
материалы ( печатные
таблицы. Диаграммы.
Графики. Ресурсы
интернета) и выявлять
место России в
природно – ресурсном
потенциале мира

Определять по
картам соседние
государства
России, входящие
в состав СНГ, и
называть их
столицы
Сравнивать
страны по запасам
основных видов
природных бо
гатств.

воспитание
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
любви и
уважения к
Отечеству,
чувства
гордости за
свою Родину;

П.4
Атлас, с. 3;
Тетрадь
тренажёр, с. 5 (№
10–12), с. 7 (№ 4),
с. 10 (№ 6, 7),с.
14 (№ 5), с. 16–17
(№ 7–9);

Выявлять особенности
формирования
государственной
территории России,
изменения ее границ.
Заселения и
хозяйственного
освоения на разных
исторических этапах

Готовить и
обсуждать
сообщения и
презентации о
результатах
выдающихся
отечественных
географических
открытий и
путешествий

воспитание
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
любви и
уважения к
Отечеству,
чувства
гордости за
свою Родину;,

П.5
Атлас, с. 6–7;
Тетрадь_
тренажёр, с. 5 (№
13–15), с. 6 (№
17), с. 8 (№ 6), с.
9(№ 4), с. 11 (№
8, 9), с. 14 (№ 6);

7

8

Освоение
и
изучение
территори
и России

Райониро
вание –
основной
метод
географич
еских
исследова
ний

1

1

Расширение
Русского государ
ства в XVI–XVII вв.
Первые научные
географические
экспедиции.
Русское
географическое
общество.

Понятие «район».
Предназначение
районирования
территорий. Виды
районирования и
районов.

Выявлять особенности
формирования
государственной
территории России,
изменения ее границ.
Заселения и
хозяйственного
освоения на разных
исторических этапах

Определять по схеме
виды районирования
по количеству и
проявлению
признаков, характеру
деления территории и
направлению
районирования

Готовить и
обсуждать
сообщения и
презентации о
результатах
выдающихся
отечественных
географических
открытий и
путешествий

Анализировать
карты и
приводить
примеры разных
видов
районирования и
районов

воспитание
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
любви и
уважения к
Отечеству,
чувства
гордости за
свою Родину;,

воспитание
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
любви и
уважения к
Отечеству,
чувства
гордости за
свою Родину;
осознание
единства
географическог
о пространства
России как
единой среды
проживания

П.5
Атлас, с. 6–7;
Тетрадь_
тренажёр, с. 5 (№
12–15), с. 6 (№
18

), с. 8 (№ 6), с.
9(№ 4), с. 11 (№
8, 9), с. 14 (№ 6);
П.6 Атлас, с. 8–9;
Тетрадь_
тренажёр, с. 5 (№
16), с. 7 (№ 5), с.
12 (№ 12)

населяющих её
народов,
9

10

Админист
ративно территори
альное
устройств
о

1

Обобщени
е по теме
«Географ
ическое
пространс
тво
России»

1

Функции
административноте
рриториального
деления страны.
Федерация и
субъекты
Федерации.
Государственно
территориальные и
национально-терри
ториальные
образования.
Федеральные
округа.
Выполнение
вариантов
контрольной
работы,
предлагаемой в
Тетради
экзаменаторе, с. 6–
15

Практическая
работа №3
«Анализ
административн
отерриториальног
о деления
России»

Выявлять специфику
административнотерриториального
устройства РФ
Определять состав и
границы федеральных
округов по карте
федеральных округов

Контрольная
работа №1 по
теме
«Географическое
пространство
России»

Обобщить и проверить
знания учащихся
Выполнение
вариантов
контрольной работы,
предлагаемой в
тетради- экзаменаторе.
С.6-15

Определять
субъекты РФ и их
столицы по
политико –
административной
карте РФ

Раздел 2. Природа России (46 ч)
11

Природн
ые
условия и
ресурсы

1

Понятия
«природные
условия» и «при
родные ресурсы».
Виды природных

Сравнивать разные
виды природных
ресурсов по
исчерпаемости и
возобновимости

Оценивать
обеспеченность
России
природными
ресурсами

осознание
единства
географическог
о пространства
России как
единой среды
проживания
населяющих её
народов,

П.7 Атлас, с. 4–
5; Контурные
карты, с. 4–5 (№
1–5); Тетрадь
тренажёр, с. 6
(№ 19–21), , с.
10 (№ 5),с. 11
(№ 10, 11), с.12
(№ 13);

воспитание
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
любви и
уважения к
Отечеству,
чувства
гордости за
свою Родину;

П.1-7
Тетрадь
тренажёр, с. 6 (№
18–20), с. 8 (№ 7),
с. 10 (№ 5),с. 11
(№ 10, 11), с.12
(№ 13, 14);
Экзаменатор с.615

осознание
целостности
природы,
населения и
хозяйства Земли,

Электронное
приложение к
учебнику П.8
Тетрадь
тренажёр, с. 20

ресурсов по
происхождению,
признакам
исчерпаемости,
возобновимости,
возможностям
хозяйственного
использования.

12

Формиров
ание
земной
коры на
территори
и России

1

Геологическое
летосчисление.
Процессы
формирования и
преобразования
земной коры.
Платформы
России.
Горообразование.

13

Рельеф

1

Равнины России.
Различие по
высоте, внешнему
облику,заселённос
ти и хозяйственной
освоенности
Восточно-

Объяснять их
значение для
развития
хозяйства страны

Тема. Рельеф и недра (8 ч)
Определять основные
Определять
этапы формирования
способы
земной коры на
изображения
территории РФ по
основных
тектонической карте,
тектонических
геохронологической
структур и сами
таблице и рисункам
тектонические
Сравнивать
структуры по
тематические карты и
тектонической
выявлять зависимость карте
расположения
платформ и районов
горообразования от
простирания границ
литосферных плит
Определять
Сравнивать
особенности рельефа
физическую карту
России по физической и карту плотности
карте
населения и
Наносить на
выявлять
контурную карту
воздействия
основные формы
рельефа на

материков, их
крупных
районов и стран;
представление о
России как
субъекте
мирового
географического
пространства, ее
месте
и роли в
современном
ми

(№ 18

формирование
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей
среде и
рационального
природопользов
ания

П.9 Атлас, с. 10–
13; Контурные
карты,
с. 8–9 (№ 1–3, 5);
Тетрадь
тренажёр,
с. 18 (№ 1–6), с.
19 (№ 11), с. 24–
25(№ 9, 10), с. 28
(№ 5),

формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
учащихся
к
саморазвитию и

П.10 Атлас, с.
10–13;
Контурные
карты, с.10–11
(№1–5); Тетрадь
тренажёр, с.
19(№7–10), с.

14

Изменени 1
е рельефа
под
воздейств
ием
внутренни
х
процессов

15

Изменени
е рельефа
под
воздейств
ием
внешних
процессов

1

Европейской,
ЗападноСибирской
равнины
Среднесибирского
плоскогорья.
Крупнейшие
горные пояса и
горные системы
России.
Наивысшие точки.
Медленные
тектонические
движения.
Землетрясения,
вулканизм.
Сейсмические
пояса и области
современного
вулканизма.

рельефа страны

расселение людей

самообразовани
ю

21–22 (№ 1, 2), с.
23–24(№ 1–5), с.
25 (№ 7, 8), с. 26
(№ 1), с.29–30
(№ 5, 6), с. 32–33
(№ 2);

Определять по
физической и
тематической картам
территории
распространения
землетрясений и
вулканизма

Наносить на
контурные карты
сейсмические
пояса России.
Действующие и
потухшие
вулканы

Воздействие на
рельеф текучих
вод.Созидательная
работа рек.
Древнее и
современное
оледенения.
Ледниковый
рельеф. Рельеф и
деятельность
моря.Воздействие
на рельеф ветра.

Определять по
тематическим картам
границу древнего
оледенения и по
физической карте
приводить примеры
возвышенностей.
Созданных
деятельностью
древних ледников

Находить
дополнительную
информацию ( в
Интернете, других
источниках) о
причинах
образования
оврагов. об их
географическом
распространении.
О влиянии на
хозяйственную
деятельность и

формирование
экологического
сознания
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей
среде и
рационального
природопользова
ния
формирование
ценности
здорового и
безопасного
образа жизни;
усвоение
правил
индивидуальног
ои
коллективного
безопасного
поведения в
чрезвычайных

П.11 Атлас, с.
10–13;
Контурные
карты,
с. 8–9 (№ 4);
Тетрадь
тренажёр,с. 19–
20 (№ 12–16), с.
22 (№ 3), с. 24
(№ 6), с. 27 (№
2, 3), с. 33 (№
3);
П.12
Атлас, с. 10–11,
13; Тетрадь
тренажёр, с. 20
(№ 17);

способах борьбы с
эрозией
16

Минераль
ные
ресурсы и
их
использов
ание

1

17

Земная
кора и
человек

1

Размещение
полезных
ископаемых
России в
зависимости от
тектонического
строения. Виды
минеральных
ресурсов по
агрегатному
состоянию и
промышленному
использованию.
Способы добы
чи полезных
ископаемых и
проблемы их
рационального
использования.
Воздействие
рельефа
территории Рос
сии на
хозяйственную
деятельность на
селения. Опасные
природные
явления,связанные
с литосферой.
Воздействие
хозяйственной
деятельности на
земную кору.

Практическая
работа №4
«Выявление связи
между строением
земной коры, и
размещением
полезных
ископаемых»

Обсуждать
преимущества и
недостатки разных
способов добычи
полезных ископаемых
и проблему их
рационального
использования

Наносить на
контурные карты
угольные и
железорудные
бассейны,
нефтегазоносные
районы РФ

Устанавливать
особенности
формирования и
современного развития
рельефа и
закономерности
размещения полезных
ископаемых

Готовить и
обсуждать
сообщения
(презентации) об
опасных
стихийных
явлениях в
литосфере и
правилах
безопасности
поведения в
ситуациях.
связанных с их
появлением

ситуациях,
угрожающих
жизни и
формирование
экологического
сознания на
основе
признания
ценности жизни
во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей
среде и
рационального
природопользов
ания
формирование
экологического
сознания на
основе
признания
ценности жизни
во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей
среде и

П.13
Атлас, с. 12–13;
Тетрадь
тренажёр, с. 20–
21 (№ 19, 20), с.
30 (№ 7);

П.14
Атлас, с. 10–11,
22–23; Тетрадь
тренажёр с. 22
(№ 4), с. 26 (№
11), с. 30 (№ 8);

Антропогенный
рельеф.
18

Обобщени
е по теме «
Рельеф и
недра»

1

19

Контроль
ная
работа №2
по теме
«Рельеф и
недра»

1

20

Географи
ческое
положени
еи
климат

1

Подготовленное
обсуждение проблемы
воздействия рельефа и
полезных ископаемых
на жизнь и
хозяйственную
деятельность людей

Контрольная
работа №2 по
теме «Рельеф и
недра»

Зависимость
климата от
географической
широты.
Воздействие на
климат положения
территории по
отношению
к центрам
действия
атмосферы и по
отношению к
океанам
Показатели
континентальности

Выполнение
вариантов
контрольной
работы ,
предлагаемой в
тетради –
экзаменаторе.
С.16-23
Тема. Климат (11 ч)+1
Анализировать
климатическую карту
мира и определять
положение России по
отношению к
устойчивым и
сезонным максимумам
и минимумам
атмосферного
давления

Решать задачи по
определению
воздействия на
климат океанов и
степени
континентальности
климата
конкретных
территорий России

рационального
природопользов
ания,
формирование
П.9-14 Атлас, с.
ответственного 10–13;
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
учащихся
к
саморазвитию и
самообразовани
ю
формирование
ценности
здорового и
безопасного
образа жизни;

П.15 ;
Атлас, с. 10–11;
Тетрадь
тренажёр,с. 34
(№ 1, 4, 5);

климата.
21

Солнечно
е
излучение
и климат

1

Понятие о
солнечной
радиации и её
видах.
Распределение
солнечной ра
диации на
территории России
и изме
нения её величины
в течение года. За
висимость
температуры от
количества
солнечной
радиации.

Определять по картам
показателя суммарной
радиации и
радиационного
баланса для различных
пунктов и территорий

Решать учебные
задачи по расчету
угла падения
солнечных лучей
на конкретные
территории в дни
солнцестояний и
равноденствий

формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
учащихся
к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию,
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуально
й
траектории
образования на
базе
ориентировки в
мире профессий

П.16
Тетрадь
тренажёр, с. 34
(№ 6, 7),с. 37
(№ 1), с. 46 (№
2);

22

Земная
поверхнос
ть и
климат

1

Воздействие на
климат России
рельефа.
Формирование
местного климата
под влиянием
разных типов
земной
поверхности и
водоёмов.

Выявлять зависимость
климатических
показателей
конкретных
территорий от
особенностей рельефа

Находить на
основе
использования
климатической
карты РФ
подтверждения
влиянию на климат
крупных озер

освоение
социальных
норм, правил
поведения,
ролей и форм
социальной
жизни в
группах и
сообществах,
включая
взрослые и

П.17 57;
Атлас, с. 10–11,
14–15; Тетрадь
тренажёр, с. 34–
35 (№ 2, 3, 9,
10), с. 36 (№
15), с. 38 (№ 4),
с. 42 (№ 6), с. 48
(№ 5);

социальные
сообщества;
23

Воздушны
е массы и
их
циркуляц
ия

1

Свойства
воздушных масс
разных типов, их
повторяемость на
территории
России.
Циркуляция
воздушных масс,
их воздействие на
климатичес
кие показатели.

24

Атмосфер
ные
фронты

1

Понятие
«атмосферный
фронт». Тёплые и
холодные
атмосферные
фронты.
Климатические
фронты в России.

Циклоны
и
антицикл
оны

1

25

Понятия «циклон»
и «антициклон».
Влияние циклонов
и антициклонов на
погоду. Пути
прохождения
циклонов и
антициклонов по
территории

Сопоставлять карты
давления воздуха и
направления ветров в
январе и июле с
климатической картой
РФ и находить
доказательства
воздействия
циркуляции
атмосферы на
температуру воздуха и
количества осадков
Определять по
синоптической карте
особенности погоды
для различных
пунктов,
обусловленных
фронтальной
деятельностью

Составлять схему
«Типы воздушных
масс на
территории России
и их свойства»

Описывать
циклональную и
антициклональную
погоду зимой и летом

Решать задачи на
определение
циклональных и
антициклональных
типов погоды

Прогнозировать по
синоптической
карте изменения
погоды в связи с
наступлением
фронтов

П.18
Атлас, с. 10–11,
14–15; Тетрадь
тренажёр, с. 34–
35 (№ 2, 3, 9,
10), с. 36
(№ 15), с. 38 (№
4), с. 42 (№ 6),
с. 48 (№ 5);

освоение
социальных
норм, правил
поведения,
ролей и форм
социальной
жизни в
группах и
сообществах,
включая
взрослые и
социальные
сообщества;
формирование
ценности
здорового и
безопасного
образа жизни;
усвоение
правил
индивидуальног
ои

П.19
Тетрадь
тренажёр, с. 33
(9,11,12,13,)
стр.43

П.20
Атлас, с. 14–15;
Тетрадь
тренажёр,с. 35
(№ 12), с. 36 (№
16), с. 37 (№ 2,
3),с. 44 (№ 2);

России.

26

Распредел
ение
температу
ры
воздуха

1

Температура
воздуха как
главный кли
матический
показатель.
Направление
июльских и
январских изотерм.
Значе
ние летних и
зимних
температур для
природы и
хозяйственной
деятельности.

Определять по
климатическим картам
и климатограммам
средние температуры
января и июля для
различных пунктов

Составлять по
климатической
карте описание
изменения
значений
температур с
запада на восток
( вдоль какой –
либо параллели) и
с севера на юг
(вдоль какого –
либо меридиана)

27

Распредел
ение
осадков и
увлажнен
ия

1

Годовое
количество
осадков и их
распределение по
сезонам года.
Неравномерность
распределения

Составлять по
климатическим картам
описание изменения
значений
среднегодового
количества осадков с
запада на восток вдоль

Строить по
имеющимся
данным диаграмму
распределения
осадков по
месяцам года для
какого – либо

коллективного
безопасного
поведения в
чрезвычайных
ситуациях,
угрожающих
жизни и
формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
учащихся
к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию,
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуально
й
траектории
образования на
базе
ориентировки в
мире профессий
освоение
социальных
норм, правил
поведения,
ролей и форм
социальной
жизни в

П.21
атлас, с. 14–15;
Контурные
карты, с. 14–15
(№ 2 и 3
частично);
Тетрадь
тренажёр,с. 36
(№ 17), с. 39 (№
1), с. 40 (№ 2);

П.22 Атлас, с.
10–11, 14–15,
19, 20–21;
Контурные
карты, с. 14–15
(№ 2 и
3частично);

28

Климатич
еские
пояса и
области

1

29

Климат и
человек

1

осадков
по территории
России. Значение
снежного
покрова.Испарение
, испаряемость,
коэффициент
увлажнения.
Арктический,
субарктический,
умеренный
климатические
пояса. Умеренно
континентальный,к
онтинентальный,
резко континентальный
и муссонный
климаты
умеренного пояса.
Благоприятность
(комфортность)
природных
условий для
проживания лю
дей.Агроклиматич
еские ресурсы.
Опасные и
неблагоприятные
климатические
явления.
Воздействие
хозяйственной де
ятельности на
атмосферу и

параллели 60 с.ш.

пункта

группах и
сообществах,
включая
взрослые и
социальные
сообщества;

Практическая
работа №5
«Составление
макета
климатической
карты по
заданным
значениям»

Составлять
сравнительную
характеристику
разных типов климата
по основным
климатическим
показателям в
таблично –
графической форме

Устанавливать
соответствие
между
климатограммами
и типами климата

- оценивать
собственную
учебную
деятельность;
- свою
самостоятельно
сть при
подготовке
заданий

Практическая
работа №6
«Оценка климата
региона России
как фактора
хозяйства и
условий жизни
людей »

Определять районы
распространения
неблагоприятных
климатических
явлений на территории
страны по тематически
картам

Подготавливать и
обсуждать
сообщения
( презентации) о
воздействии
климатических
условий на
человека и
способах
адаптации к
разным
климатическим
условиям нашей
страны

формирование
ценности
здорового и
безопасного
образа жизни;
усвоение
правил
индивидуальног
ои
коллективного
безопасного
поведения в
чрезвычайных
ситуациях,
угрожающих

Тетрадь
тренажёр, с. 35
(№ 13), с. 36 (№
18), с. 41 (№ 4),
с. 44(№ 1), с. 45
(№ 1), с. 47 (№
4), с. 48–49
(№6);
П.23 Атлас, с.
10–11, 14–15;
Контурные
карты, с. 14–15
(№ 1, 4, 5);
Тетрадь_
тренажёр, с. 36
(№ 19), с. 38–39
(№ 5–7), с. 40
(№ 3), с. 43 (№
8),
с. 44 (№ 3), с. 46
(№ 3);
П.24 Атлас, с.
14–15, 19, 22,
38; Тетрадь
тренажёр, с. 35
(№ 14), с. 36 (№
20), с. 39 (№ 8),
с. 41 (№ 5), с. 43
(№ 9) Тетрадь
практикум.

климат.
30

Обобщени
е по теме
«Климат»

31

Контроль 1
ная
работа №3
по теме
«Климат»

жизни и

1

Подготовленное
обсуждение проблем
изменения климата
под воздействием
естественных и
антропогенных
факторов, мер по
сохранению чистоты
воздушного океана

Контрольная
работа №3
по теме «Климат»

Выполнение
вариантов
контрольной
работы ,предлагае
мой в тетради –
экзаменаторе.
С.24-35

формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
учащихся
к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию,
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуально
й
траектории
образования на
базе
ориентировки в
мире профессий

П.15-22
Атлас,с. 4–5,
10–11, 14–15,
19, 22; Тетрадь
тренажёр, с. 42
(№ 7);

; формирование
ценности
здорового и
безопасного
образа жизни;
усвоение
правил
индивидуальног
ои
коллективного
безопасного

Тетрадь
экзаменатор, с.
24–35

поведения в
чрезвычайных
ситуациях,
угрожающих
жизни и

Тема. Внутренние воды и моря (7)
32

Моря

1

33

Внутренн
ие воды
России.
Реки

1

Моря бассейнов
разных океанов,
омывающие
территорию
России. Общие
черты природы
морей каждого из
бассейнов.
Полуострова и
острова России.
Моря
Атлантического,
Северного
Ледовитого, Тихого
океанов: глубины
климат,
биологические и
минеральные
ресурсы,
хозяйственное
использование.
Обеспеченность
России
внутренними во
дами. Годовой
водный баланс.
Количество и
размеры рек.
Падение и
уклонрек. Сток рек

Практическая
работа №7
«Сравнительная
характеристика
рек европейской
и азиатской
частей страны.»

Описывать
географическое
положение морей,
ранжировать их по
глубине, площади,
характеру береговой
линии

Наносить на
контурную карту
моря, заливы,
проливы,
крупнейшие
полуострова,
острова

освоение
социальных
норм, правил
поведения,
ролей и форм
социальной
жизни в
группах и
сообществах,
включая
взрослые и
социальные
сообщества;

П.25-26 Атлас,
с. 10–11;
Тетрадь
тренажёр,
с. 50 (№ 1, 2), с.
55 (№ 1), с. 56
(№ 3),с. 60 (№
1);

Составлять
характеристику одной
из рек с
использованием
тематических карт и
климатограмм
Наносить на
контурную карту
водоразделы

Выявлять
зависимость
между характером
течения
крупнейших рек и
рельефом,
режимом и
климатом по
картам и

формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
учащихся
к
саморазвитию и
самообразовани

П.27 Атлас, с.
10–11, 16–17,
22–23;
Контурные
карты, с. 16–17
(№ 1, 2, 4);
Тетрадь
тренажёр, с. 50–
51 (№ 4–10), с.

34

Озера,
водохрани
лища,
болота

1

как показатель
полноводности рек.
Питание и режим
рек.

океанских бассейнов,
обозначать крупные
реки

климатограммам

ю на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию,
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуально
й
траектории
образования на
базе
ориентировки в
мире профессий

54(№ 4, 5), с.
56–59 (№ 5–14),
с. 61 (№ 3),
с. 63 (№ 1), с.
64–65 (№ 3, 4);

Озёра России, их
различие по
происхождению
котловин и наличию
стока.
Водохранилища:
цели создания,
последствия
строительства.
Болота.

Определять типы озер
по происхождению
озерных котловин,
солености, размерам
Определять по картам
крупнейшие
водохранилища,
подписывать их на
контурных картах

Наносить на
контурные карты
различные типы
озер России

формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
учащихся
к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию,
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуально
й
траектории
образования на
базе
ориентировки в
мире профессий

П.28 атлас, с.
10–11, 16–17;
Контурные
карты, с. 16–17
(№ 3); Тетрадь
тренажёр,
с. 51–52 (№ 11–
13), с. 55 (№ 6),
с. 60 (№ 16), с.
61–62 (№ 4, 5),
с. 63 (№ 9),
с. 64 (№ 2), с. 65
(№ 5);

35

Подземны
е воды,
ледники,
многолетн
яя
мерзлота

1

Подземные воды,
их хозяйственное
значение.
Современное
оледенение на
территории
России .многолетня
я мерзлота, её
распространение,
воздействие на
природу и
хозяйственную
деятельность.

36

Вода и
человек

1

Обеспеченность
России и её
крупных регионов
водными ресурсами.
Использование
водных ресурсов.
Опасные стихийные
явления и их
предупреждение.
Рост загрязнения
вод. Ресурсы морей
и проблемы их
использования.

Практическая
работа №8
«Оценка
обеспеченности
водными
ресурсами
территории
страны»

Определять по картам
основные районы
распространения
горного и покровного
оледенения,
многолетней мерзлоты

Наносить на
контурную карту
границы
максимального
распространения
многолетней
мерзлоты

формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
учащихся
к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию,
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуально
й
траектории
образования на
базе
ориентировки в
мире профессий

П.29 Атлас, с.
10–11, 14–15,
16; Контурные
карты, с. 16–17
(№ 5); Тетрадь
тренажёр, с. 52
(№ 14, 15), с. 60
(№ 15), с. 62 (№
6–8);

Определять
особенности
внутренних вод и
меры по их охране
Оценивать
обеспеченность
водными ресурсами
страны и ее отдельных
территорий

Подготавливать и
обсуждать
презентации о
влиянии разных
видов внутренних
вод и стихийных
природных
явлений на жизнь
населения и
особенности
развитии

формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
учащихся
к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию,
осознанному
выбору
и

П.30 Атлас, с.
16–17, 29;
Тетрадь
тренажёр,
с. 52 (№ 16–20),
с.53 (№ 3);

построению
дальнейшей
индивидуально
й
траектории
образования на
базе
ориентировки в
мире профессий
37

Обобщени
е по теме
«
Внутренн
ие воды и
моря»

38

Контроль 1
ная
работа №4
по теме
«Внутрен

1

Практическая
работа № 9
«Определение
взаимосвязи вод
суши, рельефа и
климата»;

Выполнение
практической работы
«Определение
взаимосвязи вод суши,
рельефа, климата»

Контрольная
работа №4 по
теме
«Внутренние
воды и моря»

Проверка знаний
учащихся

формирование
П.25-30с. 10–11,
ответственного 16–17 Тетрадь
отношения
к практикум
учению,
готовности
и
способности
учащихся
к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию,
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуально
й
траектории
образования на
базе
ориентировки в
мире профессий
выполнение
вариантов
контроль ной
работы,
предлагаемой в

формирование
ценности
здорового и
безопасного
образа жизни;

ние воды
и моря»

39

Растительн
ый мир

1

Флора России.
Особенности
растительного
покрова.
Растительные
сообщества.
Зональные и
незональные типы
растительности.

40

Животный
мир

1

Фауна и
особенности
животного мира
России.
Эндемичные виды
животных.
Зональность в
распространении
животного мира.

Тема. Растительный и животный мир (3)
Выявлять факторы,
определяющие состав
и разнообразие
растительности России
состав и разнообразие
растительности
России.
Решать учебные
задачи по
определению площади
разных видов лесов на
территории России

Практическая
работа №10
*«Прогнозирован
ие изменений
органического
мира при
изменениях
компонентов
природного

Выявлять факторы,
определяющие
разнообразие состава
животного мира
Устанавливать
характерных для
зональных типов
растительности России
животных.

Тетради
экзаменаторе, с.
36–43

усвоение
правил
индивидуальног
ои
коллективного
безопасного
поведения в
чрезвычайных
ситуациях,
угрожающих
жизни и

Определять на
основе
сопоставления
тематических карт
показатели
климата
территорий, где
широко
распространены
характерные
представители
зональных типов
растительности
(тундровой, лес_
ной, степной)
Находить
информацию (в
Интернете и
других
источниках),
готовить и
обсуждать
сообщения
(презентации) о

освоение
социальных
норм, правил
поведения,
ролей и форм
социальной
жизни в
группах и
сообществах,
включая
взрослые и
социальные
сообщества;

П.31 Атлас, с.
10–11, 14–15,
19, 20–21;
Тетрадь
тренажёр, с. 66
(№ 1–7), с.
68(№ 1), с. 69
(№ 1, 2
частично), с.
70–71 (№ 1, 2);

формирование
экологического
сознания на
основе
признания
ценности жизни
во всех её
проявлениях и
необходимости

П.32 Атлас, с.
10–11, 20–21;
Тетрадь
тренажёр, с. 66
(№ 8), с. 67 (№
1, 10,
11), с. 69 (№ 2
частично, 3), с.
70 (№ 2);

41

42

Биологиче
ские
ресурсы и
человек.
Обобщение
по теме
«Раститель
ный и
животный
мир»

Почвы и
факторы
их
образовани
я

1

1

Приспособление
животных
к конкретным
природным
условиям.

комплекса

Ресурсы
растительного
мира. Ресурсы
животного мира,
промысловые
животные. Охрана
редких и
исчезающих
представителей
органического
мира.

Контрольная
работа №5«
Растительный и
животный мир»

Почва как особое
природное тело.
Состав почв.
Плодородие почв
и определяющие
его факторы:
содержание
гумуса, состав
минеральной
части,структура,
влажность.
Почвообразу
ющие факторы.
В.В. Докучаев —

Оценивать место
России в
биологических
ресурсах мира, долю в
мировых запасах
древесины

Тема. Почвы (4 ч)
Наблюдать образцы
почв, выявлять их
состав
Составлять таблицу
(схему) «Состав почв».

животных России,
занесённых в
Красную книгу, и
мерах по их
охране (о
животном мире
региона своего
проживания)
Определять
основные
биологические
ресурсы лесных и
безлесных
территорий.
Возможно
проведение
контрольной
работы (Тетрадь_
экзаменатор с. 44–
47)

ответственного,
бережного
отношения к
окружающей
среде и
рационального
природопользов
ания
освоение
социальных
норм, правил
поведения,
ролей и форм
социальной
жизни в
группах и
сообществах,
включая
взрослые и
социальные
сообщества;

Анализировать
схему
почвообразующих
факторов и
конкретизировать
её примерами
непосредственного
проявления
воздействия
каждого фактора
на формирование
почвы

формирование
экологического
сознания на
основе
признания
ценности жизни
во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей
среде и

П.33 Атлас, с.
20–21; Тетрадь
тренажёр, с. 66
(№ 9), с. 67 (№
2, 12), с. 68 (№
3);

Тетрадь
тренажёр, с. 72
(№ 1–6),
с. 73 (№ 1), с. 74
(№ 3, 4), с. 76
(№ 1,2), с. 78
(№ 1);

основоположник
почвоведения.
43

Основные
типы почв
России

1

Строение
почвенного
профиля, почвен
ные горизонты.
Зависимость
типов почв от
климата и
зональных типов
растительности.
Зональные почвы
России, их
размещение на
территории
России.

44

Почвы и
человек

1

Почвенные
ресурсы и их
использование.
Оценка
плодородия почв.
Эрозия
почв,антропогенн
ые причины
развития эрозии,
методы борьбы с
эрозией.
Мелиорация
земель. Охрана
почв и меры по
сохранению их
плодородия.

рационального
природопользов
ания

Практическая
работа №11
«Характеристика
почвенных
ресурсов своей
местности»

Определять по карте
почв главные
зональные типы почв
и закономерности их
распространения

Составлять карту
растительности
(природных зон) с
картой почв и
выявлять
взаимосвязь
растительного и
почвенного
покрова

Определять структуру
земельного фонда
России Готовить и
обсуждать сообщения
(презентации) о
неблагоприятных
изменениях почв в
результате
хозяйственной
деятельности

Основные
мероприятия по
рациональному
использованию
почвенных
ресурсов

формирование
ценности
здорового и
безопасного
образа жизни;
усвоение
правил
индивидуальног
ои
коллективного
безопасного
поведения в
чрезвычайных
ситуациях,
угрожающих
жизни и
формирование
экологического
сознания на
основе
признания
ценности жизни
во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей
среде и
рационального
природопользов

П35 атлас, с.
18–21; Тетрадь
тренажёр,
с. 72–73 (№ 2,
7–10), с. 75 (№
1, 2),с. 76 (№ 3),
с. 78 (№ 6);

П.36
Атлас, с. 18–19;
Тетрадь
тренажёр,с. 73
(№ 11, 12), с. 75
(№ 3, 4), с. 77
(№ 4, 5), с. 79
(№ 2, 3);
Тетрадь
практикум,

Рекультивация
земель.
45

Обобщение
по теме
«Почвы»

ания

Контрольная
работа №6 по
теме «Почвы»

1

Выполнение
вариантов
контрольной
работы предлагаемой в тетради
экзаменаторе, с.4853

освоение
социальных
норм, правил
поведения,
ролей и форм
социальной
жизни в
группах и
сообществах,
включая
взрослые и
социальные
сообщества;

П.34-36 Атлас,
с. 18–21;

Решать задачи по
определению доли
природнохозяйственных зон
в площади страны
и численности ее
населения,
выражая
полученные
результаты в
графической
форме

формирование
ценности
здорового и
безопасного
образа жизни;
усвоение
правил
индивидуальног
ои
коллективного
безопасного
поведения в
чрезвычайных
ситуациях,
угрожающих
жизни и

П.37
Атлас, с. 8, 20–
21; Контурные
карты,с. 18–19
(№ 1); Тетрадь
тренажёр, с. 80
(№ 1–4), с. 87
(№ 1), с. 94–95
(№ 1, 2);

Тема. Природно – хозяйственные зоны (11 ч)
46

Природные
районы и
природно –
хозяйствен
ные зоны

1

Разнообразие
природных
территориальных
комплексов
России. Принципы
выделения
природных
комплексов. Зо
нальные и
незональные
природные
комплексы.
Взаимообусловлен
ность их
компонентов.
Преобразование
природных зон в
хозяйственные

Сравнивать
природную
зональность крупных
природных районов,
используя
тематические карты

природные зоны.
47

Природа
арктически
х пустынь,
тундр и
лесотундр

1

Географическое
положение.
Климат.Воздейств
ие многолетней
мерзлоты.
Растительность и
почвы. Животный
мир.

Определять по картам
особенности
географического
положения
арктических пустынь,
тундр и лесотундр

Составлять
характеристику
природы зоны по
типовому плану

48

Население
и хозяйство
в Арктике
и тундре

1

Население.
Хозяйственная
деятельность.
Экологические
проблемы.

Сопоставлять
карты природных
зон и выявлять
причины
плотности
населения

49

Природа
лесных зон

1

Географическое
положение.
Климат зоны
таёжных и
смешанных и
широколиственны

Определять
особенности
хозяйственной
деятельности и
выявлять
экологические
проблемы зоны,
связанные с
основными видами
хозяйственной
деятельности
Определять по картам
особенности
географического
положения зон
таежных и смешанных
и широколиственных

Составлять
характеристику
природы зон по
типовому плану

формирование
экологического
сознания на
основе
признания
ценности жизни
во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей
среде и
рационального
природопользов
ания
- оценивать
собственную
учебную
деятельность;
- свою
самостоятельно
сть при
подготовке
заданий

П.38 Атлас, с.
14–15, 18–21;
Тетрадь
тренажёр, с. 80
(№ 6), с. 81 (№
8), с. 83(№ 2), с.
85 (№ 7
частично);

формирование
экологического
сознания на
основе
признания
ценности жизни

П.40 Атлас, с.
14–15, 18–21;
Контурные
карты, с. 18–19
(№ 2); Тетрадь
тренажёр, с. 80

П.39 Атлас, с.
20–23, 26–27;
Тетрадь
тренажёр, с. 81
(№ 9), с. 86 (№
9 частично), с.
90 (№ 2), с. 92
(№ 6 частично);

х лесов.
Почвенный по
кров. Животный
мир.

лесов

50

Население
и хозяйство
лесных зон

1

Население.
Хозяйственная
деятельность.
Экологические
проблемы.

Сопоставлять карты
природных зон,
благоприятности
природных условий
для жизни населения и
размещения населения
и выявлять причины
соответствующей
плотности населения

Определять
особенности
хозяйственной
деятельности и
выявлять
экологические
проблемы зон,
связанные с
основными видами
хозяйственной
деятельности

51

Природа
лесостепей
и степей

1

Определять по картам
особенности
географического
положения зон
лесостепей и степей

Составлять
характеристику
природы зон по
типовому плану

52

Население
и хозяйство

1

Географическое
положение.
Климат.
Естественная
растительность
лесостепей и
степей.
Почвенный
покров.Животный
мир.
Население.
Хозяйственная

Сопоставлять карты
природных зон,

Определять
особенности

Практическая
работа №12

во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей
среде и
рационального
природопользов
ания
освоение
социальных
норм, правил
поведения,
ролей и форм
социальной
жизни в
группах и
сообществах,
включая
взрослые и
социальные
сообщества;
- оценивать
собственную
учебную
деятельность;
- свою
самостоятельно
сть при
подготовке
заданий

(№ 7), с. 81 (№
10–13),с. 83 (№
3), с. 85 (№ 7
частично),с. 89
(№ 1), с. 90 (№
3)

формирование
экологического

П.43 Атлас, с.
14–15, 20–23,

П.41Тетрадь
тренажёр, с. 86
(№ 9 частично),
с. 87–88 (№ 2,
3), с. 92 (№ 6
частично), с. 94
(№ 10);

П.42 Атлас, с.
14–15, 18–21;
Тетрадь
тренажёр, с. 81–
82 (№ 14–17), с.
85 (№ 7
частично), с. 86
(№ 8);

лесостепей
и степной
зон

деятельность.
Экологические
проблемы.

*«Характеристик
а особенностей
размещения
населения в
разных природнохозяйственных
зонах»

благоприятности
природных условий
для жизни населения и
размещения населения
и выявлять причины
соответствующей
плотности населения

хозяйственной
деятельности и
выявлять
экологические
проблемы зон,
связанные с
основными видами
хозяйственной
деятельности

Практическая
работа
№13«Сравнитель
ная
характеристика
природнохозяйственных
зон»

Определять по картам
особенности
географического
положения зон
полупустынь и
пустынь

Составлять
характеристику
природы зон по
типовому плану

Выявлять причинно –
следственные связи
между
географическим

Выявлять
воздействие
горного рельефа на
расселение людей

53

Засушливы
е
территории
России

1

Географическое
положение.
Климат и воды.
Органический
мир. Хозяйствен
ная деятельность и
экологические
проблемы.

54

Горные
области

1

Характер
высотной
поясности в
горахРоссии.

сознания на
основе
признания
ценности жизни
во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей
среде и
рационального
природопользов
ания
формирование
экологического
сознания на
основе
признания
ценности жизни
во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей
среде и
рационального
природопользов
ания
формирование
экологического
сознания на
основе

26–27, 38;
Контурные
карты, с. 18–19
(№ 3);Тетрадь
тренажёр, с. 86
(№ 9 частично),
с. 89
с. 93 (№ 8, 9); №
5), с. 91 (№ 4),
с. 92 (№ 6
частично)

П.44 Атлас, с.
14–15, 18–21,
26–27; Тетрадь
тренажёр, с. 80
(№ 5), с. 84 (№
4), с. 85 (№ 7
частично), с. 86
(№ 9
частично),с. 88–
89 (№ 4);

. П 45 Атлас, с.
20–21;
Контурные
карты, с. 18–19

Население и
хозяйственная
деятельность в
горах.

55

Охрана
природы и
особо
охраняемы
е
территории
(ООПТ)

1

56

Обобщение
по теме
«Природно
хозяйствен
ные зоны

1

Понятие
«рациональное
природопользован
ие».Территории с
неблагоприят
Ной экологической
ситуацией.
Особоохраняемые
природные
территории,
их количество,
виды и
размещение по
территории
России.

положением и
характером высотной
поясности территории

и хозяйственную
деятельность

Практическая
работа №14
«Определение
особо охраняемых
природных
территорий
своего района»

Определять виды и
особенности их
распространения на
территории страны по
карте особо
охраняемых
территорий

Находить
информацию (в
Интернете и
других
источниках),
готовить и
обсуждать
презентации о
важнейших ООПТ
и памятниках
Всемирного
наследия на
территории РФ

Контрольная
работа № 7 «
Природно –
хозяйственные
зоны»

Подготовленное
обсуждение проблемы
«Могут ли
антропогенные
изменения природно –
хозяйственных зон

Выполнение
вариантов
контрольной
работы, в
предлагаемой в
тетради –

признания
ценности жизни
во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей
среде и
рационального
природопользов
ания
формирование
экологического
сознания на
основе
признания
ценности жизни
во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей
среде и
рационального
природопользов
ания
формирование
экологического
сознания на
основе
признания
ценности жизни

(№ 4);Тетрадь
тренажёр,с. 82
(№ 18), с. 93 (№
7);

П.46Атлас, с.
19, 20–21, 64;
Контурные
карты, с. 22–23
(№ 1–5);
Тетрадь
тренажёр, с. 82
(№ 19, 20);
Тетрадь
практикум,

П.37-46
атлас, с. 14–15,
18–23, 26–27;
Контурные
карты, с. 18–19
(№ 5); Тетрадь

привести к тому, что
зоны перестанут
отличаться друг от
друга?» (учебник,
с.130, «Вопросы для
обсуждения»

экзаменаторе, с.5461

во всех её
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения к
окружающей
среде и
рационального
природопользов
ания

тренажёр, с. 83
(№ 1), с. 84–85
(№ 5,6), с. 89
(№ 5), с. 91 (№
5);

Определять место
России по
численности
населения на основе
статистических
данных

Определять и
сравнивать по
статистическим
данным
естественный
прирост населения
в разных частях
страны, регионе
своего проживания

формирование
нравственных
чувств и
нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам

П.47-48
Атлас, с. 4–5,
22; Контурные
карты,с. 24–25
(№ 5); Тетрадь
тренажёр, с. 96
(№ 1–3), с. 98–
99 (№ 1, 2), с.
107 (№ 1);

Определять по
статистическим
данным соотношение
мужского и женского
населения в разных
районах страны

Решать задачи по
получению
информации на
основе анализа
таблиц, диаграмм
и графиков

формирование
нравственных
чувств и
нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам

П.49 Тетрадь
тренажёр, с. 96
(№ 5), с. 109
(№3);

Раздел 3.Население России(12ч)
57

Численность
населения

1

58

Мужчины и
женщины

1

Численность и
динамика
населения России.
Геодемографическ
ое положение.
Современное
состояние
естественного
и механического
движения
населения.
Своеобразие в
соотношении
мужчин и женщин
в России и
определяющие
это своеобразие
факторы.
Численность
мужского и
женского
населения
и его динамика.

59

Молодые и
старые

1

Возрастной состав
населения России
и определяющие
его факторы.
Средняя
продолжительност
ь жизни.
Половозрастная
(демографическая)
пирамида.

Практическая
работа №15
«Сравнительная
характеристика
половозрастного
состава
населения
регионов России»

60

Народы

1

Расовый и
национальный
состав населения
России. Наиболее
многонациональн
ые районы страны.

61

Языки

1

Языковые семьи
народов России.
Языки
индоевропейской
семьи. Язык меж
национального
общения.
Крупнейшие
языки мира.

Определять по карте
основные языковые
семьи ( и группы),
территории России,
где они наиболее
широко
распространены

62

Религии

1

Число верующих в
России.
Исповедуемые

Определять главные
районы
распространения

Анализировать и
сравнивать
половозрастные
пирамиды населения
России
Сравнивать среднюю
продолжительность
жизни мужчин и
женщин в России и
других стран мира по
статистически данным
Определять
крупнейшие по
численности народы
России по
статистическим
материалам

Готовить и
обсуждать
сообщения
( презентации) о
факторах,
влияющих на
среднюю
продолжительност
ь жизни населения
Определять
особенности
размещения
России и
сравнивать по
тематическим
картам географию
крупнейших
народов с
политико
административным
делением РФ
Исследовать по
картам
особенности
языкового состава
отдельных
регионов России

Наносить на
контурную карту
крупнейшие

П
формирование
нравственных
чувств и
нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам
формирование
нравственных
чувств и
нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам

.50Атлас, с. 4–5;
Тетрадь
тренажёр, с. 96
(№ 6, 7), с. 105
(№ 1), с. 108–
110 (№ 2,4);

формирование
нравственных
чувств и
нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам
формирование
нравственных
чувств и

П.52 Атлас, с.
24–25;Тетрадь
тренажёр, с. 97
(№ 14), с. 99 (№
3);

П.51 Атлас, с.
4–5, 24–25;
Контурные
карты, с. 26–27
(№ 5);Тетрадь
тренажёр,
с. 96–97 (№ 8–
11), с. 101–102
(№ 1–3),с. 110
(№ 5);

П.53Атлас, с.
24–
25;Тетрадь_тре

63

Размещение
населения

1

64

Города
России.
Урбанизация

1

65

Сельские
поселения и
сельское

1

религии.
Основные районы
распространения
разных религий.

христианства, ислама,
буддизма и других
религий по карте
религий народов
России

религиозные
центры
православия,
ислама, буддизма

Средняя
плотность
населения в Рос
сии. Основная
зона расселения.
Размещение
населения в зоне
Севера.
Географические
особенности
размещения
российского
населения.
Городские
поселения.
Размещение
городов по
территории
страны. Различия
городов по
численности
населения и
функциям.
Городские агло
мерации.
Урбанизация.
Сельские
поселения и
сельская

Выявлять
закономерности
размещения населения
России по карте
плотности населения,
физической и
тематическим картам

Наносить на
контурную карту
основную зону
населения и
хозяйственного
освоения, зону
Севера

Определять виды
городов в России по
численности
населения, функциям,
роли в жизни страны
Обсуждать социально
– экономические
проблемы в крупных
городах
Выявлять особенности
урбанизации в России
Определять виды
сельских населенных
пунктов по числу

Практическая
работа №16
*«Разработка

нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам
формирование
нравственных
чувств и
нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам

нажёр,с. 97 (№
12, 13), с. 99 (№
4), с. 102 (№ 4),
с. 105 (№ 2);

Наносить на
контурную карту
крупнейшие
города и городские
агломерации
России

формирование
нравственных
чувств и
нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам

Определять и
сравнивать
показатели

формирование
нравственных
чувств и

П.55 Атлас, с.
4–5, 22–23, 26–
27; Контурные
карты, с. 26–27
(№ 1, 2);
Тетрадь
тренажёр, с. 99–
100 (№ 5–7),с.
103 (№ 6, 7), с.
104 (№ 8
частично), с.
106 (№ 3, 4), с.
111 (№ 6, 7);
П.56.Атлас, с.
4–5, 22–23;
Тетрадь

П.54 Атлас, с.
4–5, 20–23;
Контурные
карты, с. 24–25
(№ 1–4), с. 26–
27 (№
3);Тетрадь
тренажёр, с. 97
(№ 15, 16),с. 98
(№ 18), с. 103
(№ 5);

население

66

Миграции
населения

1

67

Обобщение
по теме
«Население
России»

1

68

Итоговая
проверочная
работа№9
за курс 8
класса

1

местность.
Отличия сельских
поселений от
городских.
Размещение
сельских
поселений по
территории
страны. Зональные
типы сельских
поселений.
Понятие о
миграциях. Виды
миграций.
Влияние
миграций на
жизнь страны.
Внутренние и
внешние
миграции.

проекта «Мой
населенный
пункт»

жителей, внешнему
облику, роли в
хозяйстве страны
Определять зональные
типы сельских
поселений

соотношения
городского и
сельского
населения в
разных частях
страны по
статистическим
данным

нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам

тренажёр, с. 97
(№ 17), с. 98 (№
19), с. 104 (№ 8
частично);

Практическая
работа №17
«Характеристика
особенностей
движения
населения
России»

Определять по
статистическим
данным и
тематической карте
территории России с
наиболее высокими
показателями
миграционного
прироста и убыли
населения
Подготовленное
обсуждение проблем,
предлагаемых в
рубрике «Вопросы для
обсуждения»,
учебник,с.158

Определять на
основе анализа
схем разные виды
миграций и
вызывающие их
причины

формирование
нравственных
чувств и
нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам
формирование
нравственных
чувств и
нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам
оценивать
собственную
учебную
деятельность;
- свою

П.57 Атлас, с.
4–5, 23;
Контурные
карты, с. 26–27
(№ 4);Тетрадь
тренажёр, с. 96
(№ 4), с. 98 (№
20), с. 104 (№
9);

Контрольная
работа №8 по
теме
«Население
России»

Выполнение
вариантов итоговых
проверочных работ №
1-2 , в предлагаемой в
тетради –

П.47-57
Атлас, с. 4–5,
22–25;
учебник,с.158Те
традь
экзаменатор, с.
62–71;

Атлас; Тетрадь
экзаменатор с.
72–89

экзаменаторе, с.72-89

Раздел 1 Географическое пространство России (8 ч)+1
Раздел 2. Природа России (43 ч)+3
Тема. Рельеф и недра (7 ч) +1
Тема. Климат (11 ч)+1
Раздел 3.Население России(11)+1

самостоятельно
сть при
подготовке
заданий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 928 678-88-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».