,стАнýАрт
МКОУ
<<Эндирейская
<Раосмотрено>
<<Согласовано>>
Руководите4р ШМО
зат\I.
СОШ Ng3)
соIIIJ*з
дир. по УВР
-,ffi
$ff,
СГ"д*"r"r"r""-" ЬД i
[Iротокол
Й,
м.к)
f{ t9.Zozzr.
Рабочая
программа
Учебного предмета <<Изобразительное искчсство>>
3 класс
Разработана Кочкаровой А.И
учитеJIем изобразительЕого искусства
С.Эндирей 2а22-2023уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая гlрограмма по изобразительному искусству для об1..rающихся 3 класса на уровне $ачального
общего образования составлена на осново <Требований к результатам освоения основноЙ
образовательной программы>, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования.
Содержание программы расrtределеFIо l1o модулям с учётом проверяемых требований к резупьтатах,{
освоения улебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Ifель преподавания предмета <Изобразительное искусство)) состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образЕого мышлеЕия и эстефческого
отношения к явлениrIм действительности путём освоения начальных осIIов художественных] знаний,
умений, навыков и развития творческого потенциаJIа учащихся,
]
Преподавание предмета направлено на развитие дlховной культуры учащихся, формирование
активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства,
понимание роли и значения художественной деятеIIьности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуi}льно-rrространственных
искуссfв
(собственно изобразительньж): начаJIьные основы графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладные и народные виды искусства, архитект)aру и дизайн. Особое внимание уделено pburr"*o
эстетического восприятия rrрироды, восприrIтию произведений искусства и формированию
зрительских навыков, художественному восrrриrlтию tIредметно-бытовой культуры. Щля учаЩихся
начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчоства,
умение обсуждать и анi}лизировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержаЁия,
художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи,поставленной учителем.
Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный об1.,rающий характер.
Важнейшей задачей явJuIется формирование активного, ценностного отношения к истории
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в rruч"ф"-u""r*
образах предметно-материiL.Iьной и rтространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебцые темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще
всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при
сохранении 1.,rебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и
технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая хуdожес'mвенноmворческая dеяmельнослпь занuл4аеm прuорumеmное просmрансmво учебно2о вре.л4енu. Прu опоре на
воспрuяmuе произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется
Прежде всего в собственноЙ художественноЙ деятельности; в процессе практического решеЁия
художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7-8 лет, при
ir
этом содержание занятий может быть адаптировано с 1.чётом индивидуальных качеств обуrающихся,
как для детеЙ, проявJuIющих выдающиеся способности, так и для детей-инвrulидов и детей i ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуаJIьном, так и в групповом
-i
формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО )rЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА <ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО> В УЧЕБНОМ
плАнЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начаJIьного общего
образования учебный предмет <Изобразительное искусство) входит в предметную область
а (Изобразительное
искусство)) структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1---{.
"I
классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в нелелю.
Изучение содержания всех модулей в 3 классе
обязательно.
i
При этом предусматривается возможность реiLтизации этого курса при выделении на elo из)чение
двух уrебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, опредеJuIемой 1"rастниками
образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем дJu{ изучениJI, а
I
увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству
об1..rения и достижению более высокого ypoBHrI как предметных, так и личностЕых и метапредметных
результатов обучения.
Наизучение изобразитольного искусства в 3 классе отводится
1
час в Ееделю, всего З4часа.l
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Молуль
<<Графика>
Эскизы обложки и иллюстраций к детской книге сказок (сказка по выбору). Рисунок буквицы.
Макет книги-игрушки. Совмещение изображенияитекста. Расположение иллюстраций и текста на
развороте книги.
Поздравительная открытка. Открытка-пожелание. Композиция открытки: совмещение текрта
(шрифта) и изображения. Рисунок открытки или
аппликациrI.
i
Эскиз плаката или афиши. Совмещение шрифта и изображения. Особенности композиции]плаката.
Графические зарисовки карандашами по памяти или на основе наблюдений и фотографий
архитектурных достопримечательностей своого города.
i
Транспорт в городе. Рисунки реапьных или фантастических машин.
Изображение лица человека. Строение, проrrорции, взаиморасположение частей лица.
Эскиз маски для маскарада: изображение JIица
Аппликац ия из цветной бумаги.
маски персонажа с ярко выражеЕным хаРактером.
lVIодуль <<Живопись>>
Создание сюжетной композиции <В цирке)), использование гуаши или карандаша и акварели (по
памяти и представлению).
Художник в театре: эскиз занавеса (или декорациЙ сцены) для спектакJIя со сказочным сюlкетом
(сказка гrо
выбору).
i
Тематическая комlrозициJ{ <<Праздник в городе>. Гуашь по цветной бумаге, возможно совмещение с
наклейками
в видо
коллажа
или
аппликации.
i
Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению. <<Натюрморт-автопортрет)
предметов, характеризующих личность )л{еника.
из
.
]
Пейзаж в живописи. Передача в пейзажо состояний в природе. Выбор для изображения врёмени
года, времени дня, характера погоды и особенностей ландшафта (лес или поле, река или озеро);
количество и состояние неба в изображении.
Портрет человека по памяти и представлеIlию с опорой на натуру. Выражение в портрете
(автопортрете) характера человека, особенностей его пичности с использованием выразител!ных
ВOЗможностеЙ композиционного размещениJ{ в плоскости листа, особенностеЙ пропорциЙ и мимики
лица, характера цветового решения, сильного или мягкого контраста, включения в композицию
дополнительных предметов.
Модуль
<<Скульптура>>
Создание игрушки из подручного нехудожественного материi}JIа, придание ей одушевлённого
образа (добавления деталей лепных или из бумаги, ниток или других материалов).
.
Лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки или создание этого персонажа
путём бумагопластики.
Освоение знаний о видах скупьrrтуры (по назначению) и жанрах скульптуры (по сюжету
изображения).
Лепка эскиза парковой скульгIтуры. Выражение пластики движения в скульптуре. Работа
пластилином или глиной.
l
l
Ф
l
Модуль <<Щекоративно-прикладЕое искусство>)
Приёмы исполнения орнаментов и выполнение эскизов украшения посуды из дерева и глцны в
традициях народных художественных промыслов Хохломы и Гжели (или в традициях друг4х
промыслов по выбору учителя).
F
Эскизы орнаментов для росписи тканей. Раппорт. Трафарет и создание орнамента при потr,iощи
печаток или штампов.
Эскизы орнамента для росписи платка: симмец)ия или асимметрия построения композицЦи, статика
и динамика узора, ритмичоские чередования мотивов, нzlJIичие композиционного центра, рорпись пО
канве. Рассматривание павловопосадских
платков.
]
Проектирование (эскизы) декоративных украшений в городе: ажурные ограды, украшени! фОнаРеЙ,
скамоек, киосков, гIодставок длrI цветов и др.
l
Модуль
i
<<Архитектура)
l
]
Зарисовки исторических памятников и архитектурных достопримечательностеи города илИ сеЛа.
Работа по наблюдению и по rrамяти, на основе использования фотографий и образных предчтавлениЙ.
l
Проектирование садово-паркового пространства на плоскости (аппликация, коллаж) или в] виле
макета с использованием бумаги, картона, пенопласта и других подр)л{ных материt}ЛоВ.
Графический рисунок (индивилуально) или томатическое панно <Образ моего города)> (ceila) в виде
l
r
коллективной работы (композиционная склейка-аппликациrI рисунков зданиЙ и других элементов
городского rrространства, выполненных индивидуа-ilьно).
Модуль <<Восприятие произведений искусства)>
Иллiострации в детских книгах и дизайн детской книги. Рассматривание и обсуждение илЛюстрациЙ
известных российских иллюстраторов детских книг.
архитектура, улицы города или села. Памятники
Восприятие объектов окружающего мира
-
архитектуры и архитектурные достопримечательности (по выбору 1^rителя), их значение в
современном мире,
Вирryальное путешествие: памятники архитектуры в Москве и Санкт-Петербlрге (обзор
памятников по выбору учителя).
Художественные музеи. Виртуальные путешествия в художественные музеи: Государствеiтная
Третьяковская гirлерея, Государственный Эрмитаж, ГосударствеJrный Русский музей,
Госуларственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Экскурсии в местНые
художественные музеи и галереи. Виртуальные экскурсии в знаменитые зарубежны" *уло*Ь"твенные
музеев
l
учителем). Осознание значимости и увлекательности посеIцениrI Музеев;
посещение знаменитого музея как событие; интерес к коллокции музея и искусству в целомi
Знания о видах пространственных искусств: виды определяются по назначению произведdниЙ в
музеи (выбор
жизни людей.
Жанры в изобразительном искусстве
-
в живописи, графике, скульптуре
-
определяютсф
предметом изображения; классификация и сравнение содержаниrI произведений сходного сфжета
(портреты, пейзажи и др.).
Представления о произведениях крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И.lИ.
Шишкина,И.И. Левитана, А. К. Саврасова, В.
Поленова, А. И. Куинджи, И. К. Айвазовс+ого и др.
Представления о произведениях крупнейших отечественных портретистов: В. И. Суриковф, И. Е.
Репина, В. А. Серова и
др.
,Щ.
t
Модуль <Азбука цифровой графикш>
Построение в графическом редакторе различных по эмоциональному восприятию ритмов
расrrоложения пятен на плоскости: покой (статика), разные направления и ритмы движениrI
(собрались, разбежались, догоняют, улетают и т. д.), Вместо пятен (геометрических фигур) фогут
быть простые силуэты машинок, птичек, облаков и др.
В графическом редакторе создание рисунка элемента орнамента (паттерна), его копироваriие,
многократное повторение, в том чисJIе с поворотами вокруг оси рисунка, и создание opHaMeFITa, в
i
основе которого раппорт. Вариативное создание орнам9нтов на основе одного и того же элемента.
Изображение и изучение мимики лица в программе Paint (или другом графическом редакторе).
Совмещение с помощью графического редактора векторного изображеЕия, фотографии и гтрифта
дпя создания плаката или поздравительной открытки.
РедактироваIIие фотографий в программе Рiсtшrе Мапаgеr: изменение яркости, конц)аста,
насыщонности цвета; обрезка, floBopoT, отражение.
Виртуальные путешествия в главные художественныо музеи и музеи местные (по выбору пrчителя).
I
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЪНЫЕ РЕЗУЛЪТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЪТАТЫ
В центре rrрограммы по изобразитепьному искусству в соответствии с ФГоС начаJIьного
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским
традиционным духовным ценностям, а также социализация пичности.
программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине - России;
ценностно-смысловые ориентации и устаЕовки, отражающие индивидуалъно-личностные щозиции и
социапьно значимые личностные качества;
духовно-нравственноо развитие обучающихсд,
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активноN,{у участию в со циальнозначимои деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, посц)оенным на принципах нраВсТвеннРСТИ И
гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству свQего и
други} народов.
паmрuоmuческое воспumанuе осушIествляется через освоение школьниками содержания традиции
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикJIадноN,I и
изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декJIаративной фdрме, а в
процессе восприятия и освоениJ{ в личной художественной деятельности конкретных знаниЙ О
красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражdанское воспumанuе формируется через развитие чувства личноЙ причастности к жиВни
общества и созидаюпIих качеств личности, приобщение об1.,rаюIцихся к ценностям отечественноЙ и
мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разньЦ народов
и красоты национыIьных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают услОвиJI
разных форм художественно-творческой деятельности, сrrособствуют пониманию другdго
человека, стацовлению чувства личной ответственности.
,Щуховно-нравсmвенное воспитание является стержнем художественного развития обуrаюli\егося,
приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного подск
человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обуrающегося и
дJu{
воспитание его эмоционально-образной,
чувствеIlной сферы. Занятия искусством помогают
школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способотвует
росту самосознаниrI, осознания себя как личности и члена общества.
важнейший компонент и условие развития социыIьно значиМых
отношений обl^лающихся, формированиrI представлений о прекрасном и безобр;}зном, о выооком и
низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций шкрльников
Эсmеmuческое восtlumанuе
-
в отношении к окружаюIцим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к teMbe,
природе, труду, искусству, культурному наследию.
I_{енносmu познаваmельной dеяmельносmLt воспитываются как эмоционi}JIьно окрашенный Интерес
к
жизни людей и природы. Происходит это в процессе развитиrI навыков восприятия и художёственной
рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовфтельскоЙ
деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленносtи.
Эколоzuческое воспumанuе rrроисходит в процессе художественно-эстетического наблюдеirия
природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует
активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Труdовое воспulпанuе осуществляется в процессе личной художественно-творческой рабо{ы по
освоению художественных материаJIов и удовлетворения от создания реtшьного, практичесtого
продукта. Воспитываются стремлеЕие достичь результат, упорство, творческая инициатива,
понимание эстетики труловой деятельности. Важны также умения сотрудничать с однооrrua|""пu*",
обязательные требования к опредеэ}ённым
работать в команде, выполнять коллективную работу
-
заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЪТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представл ения и сенсорные способности:
характеризовать форrу предмета, конструкции:
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуаJIьном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуаJIьными образами разных форtvt и предметов;
сопоставJIять части и целое в видимом образе, предмоте, конструкции;
аЕализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между сqбой;
обобrцать фор*у составной конструкции;
вьйвлять и анz}лизировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуdr""о*
образе) на установленЕых основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении п:lоской коNIпозициI{;
соотносить тональные отношения (тёмное
свет.тое) в просrранственных и пJоскостньтх объектах;
-
выявлять и анаJIизировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной
среде и плоскостнопt изображении.
Б аз овые лоzuческuе u uсслеdоваm ельскuе
d
ейсmвuя
:
экспериментальные действия в IIроцессе освоениrI выразитdпьных
своиств различных художественных матери:Lлов;
проявJuIть творческие эксrrериментальные действия в процессе саN,Iостоятельного выполнения
художественных заданий;
гIроявJuIть исследовательские,
Проявлять исследовательские и анаJIитические действия на основе определённьтх учебных установок
В ПроЦессе восприятия произведений изобразительЕого искусства, архитектуры и продуктоd детского
художественного творчества;
]
исtIользовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состоянIuI
природы, rrредметного мира человека, городской среды;
анz}лизировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предмет[rо-
tIространственную среду жизни человека;
фОРмУлировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебньцм
установкам по результатам проведённого наблюдениrI;
ИСпОльзовать знаково-символические средства дJUI составленIбI орнаментов и декоративн*х
композиций;
i
классифицировать произведениrI искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни
людей;
КлаСсифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента
анаJIиза содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Рабоmа с uнфорлtацuей:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронныN,Iи учебнI{ка]v{r.т Ir учебныN,lи пособия]\{и;
выбирать источник д,lrя получения инфорN,Iации: поисковые сllсте\,Iы Интернета, цифровые
эJектронные средства, справочники. художественные irльбопrы и детские книги;
ана-цизировать, интерпретировать, обобщать
I{
систе]чIатизировать инфорх,Iацию. представленную в
произведениях искyсства. текстах, таблицах и cxeN{ax;
самостоятельно готовL{ть инфорruацию на заданную илtr выбранную теN{у и представлять её в
различных видах: рисуЕках и эскизах, электронньгх презентациrш;
осуществлять виртуальные путешествиrI IIо архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов.
предложеЕных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обl"rающиеся должны овладеть след}.ющими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения
межличностного (автор
между поколениr{ми, между народами;
-
зритель),
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отIIошение к оппонентамi
сопоставлять свои суждения с суждениJIми участников общения, выявляя и корроктно отста[авая свои
rrозиции в оценке и rrонимании обсуждаемого явлениrI;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих шозиций и учёта интересов в
процессе совместной художественнойr деятельност}I:
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого. художественного
исследовательского опыта ;
илL{
аНаЛИЗИРОВаТЬ ПРОИЗВедения
детского хуJоrRественного творчества с позициr:i их содержания и в
соответствии с учебной задачей, поставленной ччлtте.]Iе}l;
ПРИЗНаВаТЬ СВОё II чу}(ое право на ошибку, развивать свои способности соперепtивать, понимать
намерения и переiкивания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллектлtвной работы. прIIниN.{ать цель совN,{естной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения,
ПОДЧИняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего
результата.
3. Овладение универсальными реryлятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действIIями:
ВНИМаТеЛьно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
СОблюДать последовательность учебных действий при выполнении задания;
УМеТЬ орГанизовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
ОКРУЖаЮШеМ ПРОСТранстве и бережно относясь к используемым материалам;
СООТНОСИТЬ СВОИ деЙствия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своеЙ
деятельности в процессе достижения результата.
.,i
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годаN{ обучения на основе }"{оду-цьного построениJI
содержания в соответствии с Приложением ЛЪ 8 к Федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения
Российской Федерации.
Модуль
<<Графика>>
Приобретать представление о художественном оформлении книги, о дизайне книги, многфобразии
:а о\
ро
Fi
{ {
ij
Б
л
*
!л
u) ý)
ýз
ý
?lý,
i-r
ol
о
А)
?
*l
ЕЁ
Е0
о
ч kl
ч чп9
н
н
;]
Е
ý
ts
о
ai
л
ц
Ё
cD
сл
F
ýq
Ф
}r
Ф
Fj
ol
Ф
х
н ч
2 х
(<
z
!}
ч
лз
sD
Fl
ЕЁ
о
ý
н
Er
л,
qJ
ё
чtr
Ф
Ф
9
tl
Ф
(D
ц
р
Е
н
tsl
р
i1
!)
-]
* ;_,j i,lJ ч
9
}JE
-" iJ(JH.lý)
.)aD:
ЁЕоr
ýехяФ
,l оlЁ
Ф(Чо ЕЁа
ý *лв
lJ)
9
н
*цлr
Fа
ЕdtDЁ]?(у
=aЁх; Ф cD |-i
Бххц
lэ
-.lоttrл
*El'U
E.*i
,ntli
п
ognj
* ё)cD
ЁF]Р
р
Ф
.