Министерство образования и науки Республики Дагестан МО "Хасавюртовский район" Республики Дагестан МКОУ «Эндирейская СОШ №3» «РАССМОТРЕНО» рук ШМО «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР «УТВЕРЖДЕНО» Директор __________________ Абдурашидова М.Р. ______________ Гаджимагомаева Б.А. ______________ Салавова М.К. Протокол №___ Протокол № ___ Приказ №____ от «___» ____20___г от «___» ____20___г от «___» ____20___г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ID 4665838) Учебного предмета «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (для 11 класса образовательных организаций) Хасавюртовский район 2022-2023 уч. год село Эндирей Пояснительная записка Рабочая программа по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 11х классов, разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования»); - Приказ Минобрнауки России №253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования»; Настоящая рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 – 11 классов составлена на основе: Комплексной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений 5-11 классы, разработанной авторами А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников М.: Просвещение, 2016; Федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей и задач: - воспитание у учащихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; - ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; - ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства; -развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера; - потребности вести здоровый образ жизни; - необходимых моральных, физических и психологических качеств, для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества; - освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; - о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства; - формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; - безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Общая характеристика учебного предмета Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры. Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации). Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание) Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью. Контроля и самоконтроля (устный, письменный). Стимулирования и мотивации. Самостоятельной учебной деятельности. Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками. Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся. Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика. 1 В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской деятельности учащихся. - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура-ЗОЖ; история-ОВС; биология-ЗОЖ, оказание ПМП; географиявыживание в природе, химия-опасные вещества, экологическая безопасность; физика-природные явления, техногенные аварии и катастрофы. - система оценки достижений учащихся; Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся. - инструментарий для оценивания результатов; Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса. Место учебного предмета Учебным планом школы на изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классе предусмотрено 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Результаты освоения учебного предмета Личностными результатами обучения ОБЖ являются: 1) развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; 2) формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности; 3) воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью. Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются: 1) овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на человека; 2) владение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; 3) формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях ; 4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; 5) развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; 6) освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; 2 7) формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 8) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; Предметными результатами обучения ОБЖ являются: 1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; 2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; 3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; 4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; 5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества; 6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; 7) формирование анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции; 8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; 9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства; 10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; 11) умение оказать первую помощь пострадавшим; 12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности; 13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; 14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. Содержание учебной программы Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства (3 часа) 1. Основы комплексной безопасности. Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 2. Основы противодействию терроризму в российской Федерации 2.1. Основные задачи, состав НАК. 2.2.Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники, самолета, при перестрелке. Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 часов) 3. Основы здорового образа жизни (5 часов) 3.1. Правила личной гигиены и здоровье. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма. 3 3.2. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи. 3.3. Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики. Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. 3.4. СПИД и его профилактика. ВИЧ – инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД – это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого иммунодефицита человека Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией. 3.5. Семья в современном обществе. Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей. 4. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (4 часа) 4.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте (практические занятия). Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. 4.2. Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия). Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью. 4.3. Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия). Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника. 4.4. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации. Раздел III. Основы военной службы (22 часа) 5. Вооруженные силы Российской Федерации – основа обороны государства 5.1. Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, - постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу. 5.2. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России. Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента. 6. Символы воинской чести 6.1. Боевое знамя воинской части - символ чести, достоинства и славы. Военная форма одежды 6.2. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Контрольный тест по теме: Вооруженные силы РФ- основа обороны государства. 4 7. Воинская обязанность (7 часов) 7.1. Основные понятия о воинской обязанности. Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. 7.2. Организация воинского учета и его предназначение. Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. 7.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.). 7.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. 7.5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессиональнопсихологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет. 7.6. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, ее предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов. 8. Особенности военной службы (5 часов). 8.1. Правовые основы военной службы. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права. 8.2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – закон воинской жизни. Общевоинские уставы – нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и основные положения. 8.3. Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России. Военная присяга – основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга. 8.4. Прохождение военной службы по призыву. Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек. 5 Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды. Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родов войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). 8.5. Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Права и ответственность военнослужащих. Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Видя ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношения между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Альтернативная гражданская служба. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Сроки альтернативной гражданской службы для различных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы. Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. 9. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил (7 часов) 9.1. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание – защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества. 9.2. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя. 9.3. Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Тематическое планирование 6 № раздела, темы Наименование разделов, тем Р-I Тема 1 Тема 2 P-II Тема 1 Тема 2 P-III Основы безопасности личности, общества и государства Основы комплексной безопасности Основы противодействия терроризму в Российской Федерации Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи Основы военной службы 3 1 2 9 5 4 22 Тема 5 Вооруженные Силы российской Федерации- основа обороны государства 2 Тема 6 Символы воинской чести 2 Тема 7 Воинская обязанность 7 Тема 8 Тема 9 Особенности военной службы Военнослужащий – вооруженный защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых Сил России Ритуалы воинской службы 5 3 Прохождение военной службы по призыву и контракту. Всего часов 1 34 Тема 10 Тема 11 Кол-во часов 2 В результате обучения основ безопасности жизнедеятельности учащийся должен Знать: основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него; потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения; основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; основные права и обязанности граждан по призыву на венную службу, во время прохождения военной службы и пребывания а запасе; особенности прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы; предназначение, структура и задачи РСЧС; предназначение, структура и задачи гражданской обороны. уметь: перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания; перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем» и назвать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации; объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера; назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях; показать порядок использования средств индивидуальной защиты; рассказать о предназначении и задачах организации гражданской обороны; 7 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ведения здорового образа жизни; действий в опасных и чрезвычайных ситуациях; пользования бытовыми приборами; использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии; пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания; соблюдения общих правил безопасности дорожного движения; соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе; соблюдения мер безопасного поведения не водоемах в любое время года; соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний; оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях; вызова (обращение за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи; подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2014; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методическое пособие для учителя к учебнику под научной редакцией А.Т. Смирнова "Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://videouroki.net/ УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска. Календарно-тематическое планирование 11 класс 8 № урока Наименование раздела. Тема урока К-во часов Дата проведения Планируемый результат План Факт Pаздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства Тема 1. Основы комплексной безопасности 1 Обеспечение личной 1 Опасности, возникающие при нарушении правил безопасности в эксплуатации различных бытовых приборов и систем повседневной жизни жизнеобеспечения жилища. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Тема 2. Основы противодействия терроризму в Российской Федерации 2 Национальный 1 Основные задачи, состав НАК на сайте www.nak.fsb.ru антитеррористически Контртеррористическая операция, ее предназначение и й комитет (НАК), его условия проведения, состав группировки сил и средств, предназначение, включаемых в контртеррористическую операцию. структура и задачи. Правовой режим контртеррористической операции. Окончание контртеррористической операции. 3 Правила поведения 1 Наиболее опасные террористические акты. Правила при угрозе поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение террористического личной безопасности в случае захвата в заложники, акта (ситуационные самолета, при перестрелке. задачи) Раздел II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Тема 3 Основы здорового образа жизни 4 Правила личной гигиены и здоровья. 1 Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма. 5 Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики. ВИЧ - инфекция краткая характеристика и пути заражения. СПИД. Краткая характеристика и пути заражения. 1 Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический, культурный, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи. 1 Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. 1 ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией. 6 7 9 8 Семья в современном обществе. 1 Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанность родителей. Конституция РФ и ФЗ РФ, Семейный кодекс (гл.1,3,7,8) Контрольное тестирование по разделу: "Основы здорового образа жизни" Тема 4 Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи 9 ПМП при острой 1 Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. сердечной Общие правила при оказании ПМП. Инсульт, основные недостаточности и причины его возникновения, признаки возникновения. ПМП инсульте. при инсульте. Практическая работа 10 Первая медицинская помощь при ранениях. Виды ранений. 1 11 Способы иммобилизации и переноски пострадавшего Первая медицинская помощь при травмах. 1 12 P-III Тема 5 13 Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил Российской Федерации 14 Международная (миротворческая) деятельность. Вооруженных Сил Российской федерации Тема 6 15 Боевое знамя воинской части символ чести, достоинства и славы. Военная форма одежды 16 Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Тема 7 Причины и признаки кровотечений. Виды ранений. Понятие об асептике и антисептике. Способы остановки кровотечения: пальцевое прижатие, наложение жгута и жгута–закрутки, максимальное сгибание конечности, наложение давящей повязки, возвышенное положение. Практическая работа. Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего. Практическая работа. 1 Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм и основные правила в оказании первой медицинской помощи. Практическая работа. "Контрольный тест по разделу: основы медицинских знаний и правила оказания медицинской помощи." Основы военной службы Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства 1 Основные функции: пресечение вооруженного насилия, обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, выполнение союзнических обязательств. Основные задачи: по обеспечению военной безопасности; по опережению вооруженного нападения; в операциях по поддержанию мира; во внутренних вооруженных конфликтах. 1 Значение и роль миротворческой деятельности ВС. Нормативно-правовая база для проведения миротворческой деятельности ВС РФ. 1 1 Символы воинской чести Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством. Контрольный тест по теме: Вооруженные силы РФ - основа обороны государства. Воинская обязанность 10 17 18 Основные понятия 1 о воинской обязанности. Организация 1 воинского учета и его предназначение. 19 Обязательная подготовка граждан к воинской службе. 1 20 Добровольная подготовка граждан к воинской службе. Организация медицинского освидетельствовани я граждан при постановке их на воинский учет. Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе "Воинская обязанность" 1 23 Правовые основы военной службы. 1 24 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации - закон воинской жизни. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ. Строевой устав Вооруженных Сил РФ. Устав Гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Основные виды воинской деятельности 1 21 22 Тема 8 25 26 27 Тема 9 Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету. Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе, определенное ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. 1 Основное предназначение и порядок проведения мед освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Порядок мед освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в военные образовательные учреждения высшего образования. 1 Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы. 1 Контрольная работа по разделу Особенности военной службы Защита Отечества в Конституции РФ и ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об обороне». Общевоинские уставы — это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. 1 Основное предназначение, общие положения. 1 Основное предназначение, общие положения. 1 Основное предназначение и обусловленность воинской деятельности военнослужащего. Учебно-боевая подготовка; служебно-боевая деятельность; реальные боевые действия. Военнослужащий – вооруженный защитник своего отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых Сил России Ритуалы военной службы Прохождение военной службы по призыву и контракту 11 28 Военнослужащий патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. 1 Военнослужащий специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. 30 Военнослужащий подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Тема 10 Ритуалы военной службы 2 31 Порядок приведения к военной присяге. Военная присяга – клятва воина на верность России. 32 Порядок вручения Боевого знамени воинской части. 1 29 Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества. Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. 1 Единоначалие — принцип строительства ВС РФ. Поддерживание в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу. 1 Содержание Военной присяги и порядок приведения к ней. Текст Военной присяги. 1 Когда, кем, от имени кого вручается Боевое Знамя воинской части. Порядок вручения стрелкового оружия. Порядок закрепления военной техники и вооружения. Порядок вручения личному составу вооружения военной техники и стрелкового оружия. Прохождение военной службы по призыву и контракту 1 Право на освобождение от призыва. Ответственность за уклонение. Необходимые документы. Требования, предъявляемые к гражданину при поступлении на военную службу по контракту. Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Тема 11 33 Призыв на военную службу. Прохождение военной службы по контракту. 1 34 Контрольная работа по разделу: "Основы военной службы." 1 Всего часов 34 12