Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 2 класс Программа для младших школьников «Функциональная грамота» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и разработана для 2 класса на 2022-2023 учебный год - Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. - Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). - Учебник (учебное пособие) Математика и конструирование. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина. — М.: Просвещение, 2021г. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. На изучение курса «Функциональная грамотность» во 2 классе отводится 34 часа в год 1.Планируемые результаты усвоения курса: Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о банковских картах; – умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; – представление о различных банковских услугах; – проведение элементарных финансовых расчётов. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 2.Содержание курса Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научнопознавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного; Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта. Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. 3. Тематическое планирование № п/п Раздел 1 Читательская грамотность Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 2. Итого Математическая грамотность 8,5 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 3. Итого Финансовая грамотность 8,5 1 1 1 Содержание Формы внеурочной деятельности Михаил Пришвин. Библиотечные Беличья память. уроки; И. Соколов- Деловые беседы; Микитов. В берлоге. Участие Лев Толстой. Зайцы. в научноНиколай Сладков. исследовательски Веселая игра. х дискуссиях; Обыкновенные Практические кроты. упражнения Эдуард Шим. Тяжкий труд. Полевой хомяк. Про бобров. Позвоночные животные. Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. Встреча друзей. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательски х дискуссиях; Практические упражнения Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие 1 1 1 1 1 0,5 4. Итого Естественнонаучная грамотность 8,5 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 Итого Итого 8,5 Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные деньги. Встреча друзей. в научноисследовательски х дискуссиях; Практические упражнения Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Материал для плотин. Позвоночные животные. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательски х дискуссиях; Практические упражнения 34 Календарно-тематическое планирование (2 класс) № п/п Тема занятия 1. Михаил Пришвин. Беличья память. Про беличьи запасы. Беличьи деньги. Про белочку и погоду. И. СоколовМикитов. В берлоге. Медвежье потомство. Поврежденные и фальшивые деньги. Лесные сладкоежки. Лев Толстой. Зайцы. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Всего часов В том числе Дата проведения Теория Практика Планир. Факт. 1 0,5 0,5 5.09 1 0,5 0,5 12.09 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 19.09 26.09 1 0,5 0,5 3.10 1 0,5 0,5 10.10 1 0,5 0,5 17.10 1 0,5 0,5 24.10 1 0,5 0,5 7.11 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Про зайчат и 1 зайчиху. Банковская карта. 1 Про зайчишку и 1 овощи. Николай Сладков. 1 Веселая игра. Лисьи забавы. 1 Безопасность денег 1 на банковской карте. Лисьи норы. 1 Обыкновенные 1 кроты. Про крота. 1 Про кредиты. 1 Корень часть 1 растения. Эдуард Шим. 1 Тяжкий труд. Про ежа. 1 Про вклады. 1 Занимательные 1 особенности яблока. Полевой хомяк. 1 Про полевого 1 хомяка. Ловушки для денег. 1 Про хомяка и его 1 запасы. Про бобров. 1 Бобры строители. 1 Такие разные 1 деньги. Материал для 1 плотин. Позвоночные 1 животные. Встреча друзей. 1 Итого: 34 17 0,5 0,5 14.11 0,5 0,5 0,5 0,5 21.11 28.11 0,5 0,5 5.12 0,5 0,5 0,5 0,5 12.12 19.12 0,5 0,5 0,5 0,5 9.01 16.09 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 23.01 30.01 6.02 0,5 0,5 13.02 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 20.02 27.02 6.03 0,5 0,5 0,5 0,5 13.03 20.03 0,5 0,5 0,5 0,5 3.04 10.04 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 17.04 24.04 8.05 0,5 0,5 15.05 0,5 0,5 22.05 0,5 0,5 29.05 17 Воспитательный потенциал курса «Функциональной грамотности» реализуется через: • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания раздела через подбор соответствующих упражнений; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе • применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках (например, иностранный язык, русский язык); • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Обучение с применением дистанционных технологий реализуется в дни массового, длительного непосещения занятий обучающимися (по неблагоприятным погодным условиям (актированные дни), в период карантина, неблагоприятной эпидемиологической обстановки, дни пропущенные учащимися по болезни (длительного пребывания на лечении) с целью: - выполнение Основных образовательных программ в полном объеме; - повышение доступности образовательных услуг для обучающихся независимо от местонахождения и времени; - расширение сферы основной деятельности образовательной организации; - повышение эффективности образования через интеграцию дистанционных и классических формам обучения.