РП по функц грам 2 класс

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
2 класс
Программа для младших школьников «Функциональная грамота» реализует
общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и разработана для 2 класса
на 2022-2023 учебный год
- Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной
программе начального общего образования.
- Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена
на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
- Учебник (учебное пособие) Математика и конструирование. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений / С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина. — М.: Просвещение,
2021г.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование
у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором
они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения
в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
На изучение курса «Функциональная грамотность» во 2 классе отводится 34
часа в год

1.Планируемые результаты усвоения курса:
Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи,
принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и
расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и
исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и
взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной
задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов,
для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
2.Содержание курса

Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научнопознавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление
характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию
прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических
выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и
второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические
задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады,
банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства
защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины.
Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.

3. Тематическое планирование

№
п/п

Раздел

1

Читательская
грамотность

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5

2.

Итого
Математическая
грамотность

8,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5

3.

Итого
Финансовая
грамотность

8,5
1
1
1

Содержание

Формы
внеурочной
деятельности
Михаил
Пришвин. Библиотечные
Беличья память.
уроки;
И.
Соколов- Деловые беседы;
Микитов. В берлоге. Участие
Лев Толстой. Зайцы. в
научноНиколай
Сладков. исследовательски
Веселая игра.
х дискуссиях;
Обыкновенные
Практические
кроты.
упражнения
Эдуард
Шим.
Тяжкий труд.
Полевой хомяк.
Про бобров.
Позвоночные
животные.
Про беличьи запасы.
Медвежье,
потомство.
Про
зайчат
и
зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про
полевого
хомяка.
Бобры строители.
Встреча друзей.

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в
научноисследовательски
х дискуссиях;
Практические
упражнения

Беличьи деньги.
Поврежденные
и
фальшивые деньги.
Банковская карта.

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие

1
1
1
1
1
0,5
4.

Итого
Естественнонаучная
грамотность

8,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5

Итого

Итого

8,5

Безопасность денег
на банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Такие
разные
деньги.
Встреча друзей.

в
научноисследовательски
х дискуссиях;
Практические
упражнения

Про
белочку
и
погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и
овощи.
Лисьи норы.
Корень
часть
растения.
Занимательные
особенности яблока.
Про хомяка и его
запасы.
Материал
для
плотин.
Позвоночные
животные.

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в
научноисследовательски
х дискуссиях;
Практические
упражнения

34

Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№
п/п

Тема занятия

1.

Михаил Пришвин.
Беличья память.
Про беличьи
запасы.
Беличьи деньги.
Про белочку и
погоду.
И. СоколовМикитов. В
берлоге.
Медвежье
потомство.
Поврежденные и
фальшивые деньги.
Лесные
сладкоежки.
Лев Толстой.
Зайцы.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Всего
часов

В том числе
Дата проведения
Теория Практика Планир. Факт.

1

0,5

0,5

5.09

1

0,5

0,5

12.09

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

19.09
26.09

1

0,5

0,5

3.10

1

0,5

0,5

10.10

1

0,5

0,5

17.10

1

0,5

0,5

24.10

1

0,5

0,5

7.11

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Про зайчат и
1
зайчиху.
Банковская карта.
1
Про зайчишку и
1
овощи.
Николай Сладков.
1
Веселая игра.
Лисьи забавы.
1
Безопасность денег
1
на банковской
карте.
Лисьи норы.
1
Обыкновенные
1
кроты.
Про крота.
1
Про кредиты.
1
Корень часть
1
растения.
Эдуард Шим.
1
Тяжкий труд.
Про ежа.
1
Про вклады.
1
Занимательные
1
особенности
яблока.
Полевой хомяк.
1
Про полевого
1
хомяка.
Ловушки для денег.
1
Про хомяка и его
1
запасы.
Про бобров.
1
Бобры строители.
1
Такие разные
1
деньги.
Материал для
1
плотин.
Позвоночные
1
животные.
Встреча друзей.
1
Итого: 34

17

0,5

0,5

14.11

0,5
0,5

0,5
0,5

21.11
28.11

0,5

0,5

5.12

0,5
0,5

0,5
0,5

12.12
19.12

0,5
0,5

0,5
0,5

9.01
16.09

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

23.01
30.01
6.02

0,5

0,5

13.02

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

20.02
27.02
6.03

0,5
0,5

0,5
0,5

13.03
20.03

0,5
0,5

0,5
0,5

3.04
10.04

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

17.04
24.04
8.05

0,5

0,5

15.05

0,5

0,5

22.05

0,5

0,5

29.05

17

Воспитательный потенциал курса «Функциональной грамотности» реализуется
через:
•
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
•
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых

на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания раздела
через подбор соответствующих упражнений;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока
•
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе
•
применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися:
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках (например, иностранный язык, русский язык);
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Обучение с применением дистанционных технологий реализуется в дни массового,
длительного непосещения занятий обучающимися (по неблагоприятным погодным
условиям (актированные дни), в период карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, дни пропущенные учащимися по болезни
(длительного пребывания на лечении) с целью:
- выполнение Основных образовательных программ в полном объеме;
- повышение доступности образовательных услуг для обучающихся независимо от
местонахождения и времени;
- расширение сферы основной деятельности образовательной организации;
- повышение эффективности образования через интеграцию дистанционных и
классических формам обучения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 928 678-88-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».