РП по биологии 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МО "Хасавюртовский район"
МКОУ "Эндирейская СОШ №3"

«РАССМОТРЕНО»
рук ШМО

«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор

__________________
Абдурашидова М.Р.

______________
Гаджимагомаева Б.А.

______________
Салавова М.К.

Протокол №___

Протокол № ___

Приказ №____

от «___» ____20___г

от «___» ____20___г

от «___» ____20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

«БИОЛОГИЯ»
для 11 класса, базовый уровень
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Шаипова П.К.,
учитель биологии

село Эндирей 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по биологии составлена с учетом стандарта основного
общего образования по биологии, примерной программы основного общего
образования по биологии и авторской программы В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И.

Сонин, Е. Т. Захарова (программа изменена и переработана с учетом особенностей
школы и наличия учебно-методической литературы). Рабочая программа
рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Программой предусмотрено
проведение:
проверочных работ – 4
контрольных работ – 2
лабораторных работ - 3
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с законом «Об
образовании», Уставом и локальными актами образовательного учреждения.
Тематическое планирование
N

Темы (глава).

1

Введение.

2

Закономерности

Количество
часов
1
развития

живой

природы.

Эволюционное учение.
3

Биологические последствия приспособлений.
Макроэволюция.

28
8

4

Развитие жизни на Земле.

8

5

Происхождение человека.

10

6

Биосфера, её структура и функции.

6

7

Жизнь в сообществах. Основы экологии.

22

8

Биосфера и человек. Ноосфера.

12

9

Бионика

5

Резерв времени

5

Всего часов:

105

Календарно-тематическое планирование
№

Содержание

1

Введение.

Дата
Учение

об

эволюции

органического мира.
Тема:

Закономерности

развития

живой

природы. Эволюционное учение.
1

История представлений о развитии жизни на
Земле. Античные и средневековые представления о
сущности и развитии жизни

2

Система органической природы. К. Линнея

3

Развитие эволюционных идей.

4

Эволюционная теория Ж-Б. Ламарка.

5

Обобщающий урок. История представлений
о развитии жизни на Земле в до- дарвиновский
период.

6

Естественнонаучные предпосылки теории Ч.
Дарвина.

7

Экспедиционный материал Ч. Дарвина.

8

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

9

Учение Ч. Дарвина о искусственном отборе.

10

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.
Всеобщая

индивидуальная

изменчивость

и

избыточная численность потомства.
11

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.
Формы

борьбы

за

существование

и

естественный отбор.
12

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.
Образование новых видов.

13

Обобщающий урок.

14

Современные представления о механизмах и
закономерностях эволюции. Микроэволюция. Вид.
Критерии и структура.

15

Лабораторная

работа

№

морфологического критерия вида».

1.

«Изучение

16

Эволюционная роль мутаций

17

Генетическая стабильность популяций.

18

Генетические процессы в популяциях.

19

Формы естественного отбора.

20-

Приспособленность организмов к условиям

21

внешней

среды

как

результат

действия

естественного отбора.
22

Относительный характер приспособленности
организмов.

23

Лабораторная

работа

№

2. Приспособленность организмов к условиям
внешней

среды

как

результат

действия

естественного отбора.
2425

Видообразование

как

результат

микроэволюции.
26-

27

Семинар по теме «Эволюционная роль и
значение естественного отбора».

28

Контрольная

работа

№

1,

по

теме

«Эволюционное учение».
Знать/понимать основные положения синтетической теории эволюции;
Учение о путях и направлениях эволюции;
Определение вида и экосистем (структура);
Сущность биологических процессов и явлений, таких как

действие

искусственного и различных видов естественного отбора, географического и
экологического видообразования, влияние элементарных факторов эволюции на
генофонд популяций, формирование приспособленности к среде обитания.
Уметь объяснять эволюцию вида.
Устанавливать взаимосвязи строения и функций движущих сил эволюции.
Описывать особей вида по морфологическому критерию;
Выявлять приспособления у видов к среде обитания;
Сравнивать формы естественного отбора, искусственный и естественный
отбор, способы видообразования и делать выводы на основе сравнения.
Тема:

Биологические

приспособлений. Макроэволюция.

последствия

1

Введение

в

проблему

«Биологические

последствия приспособлений. Макроэволюция».
2

Пути достижения биологического прогресса.
Арогенез.

3

Главное

направление

прогрессивной

эволюции. Аллогенез. Катагенез.
4

Лабораторная
ароморфозов

у

работа

растений,

№

3.

«Выявление

идиоадаптаций

у

насекомых».
5

Основные

закономерности

биологической

эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм.
Гомологичные и аналогичные органы.
6

Правила эволюции.

7

Обобщающие уроки.

8

Обобщающие уроки. Проверочная работа.

Знать/ уметь
Устанавливать взаимосвязи строения и функций

путей и направлений

эволюции;
Выявлять ароморфозы и идиоадаптаций у растений и животных;
Сравнивать пути и направления эволюции, микро- и макроэволюцию и делать
выводы на основе сравнения.
Тема: Развитие жизни на Земле.
1

Введение в изучение темы: «Развитие жизни
на Земле».

2

Развитие жизни в архейской эре

3

Развитие

жизни

в

протерозойской

и

палеозойской эре.
4

Выход растений и животных на сушу на
протяжении и палеозойской эры.

5

Развитие жизни в мезозойской эре.

6

Обобщение знаний о развитии жизни на
протяжении первых 4 эр в истории Земли.

7

Развитие жизни в кайнозойской эре.

8

Семинар на тему

«Эволюционное развитие

растений и животных в истории Земли».
Знать/понимать
Сущность биологических процессов и явлений, таких как эволюция биосферы.
Умение ориентироваться в эволюционных процессах различных эр.
Тема: Происхождение человека.
1

Введение в изучение темы: «Происхождение
человека».

2

Положение человека в системе животного
мира.

3

Эволюция приматов.

4

Стадии

эволюции

человека.

Древнейшие

люди.
5

Стадии эволюции человека. Древние люди.

6

Стадии

эволюции

человека.

Первые

современные люди.
7

Современный этап эволюции человека.

8

Расы.

Антинаучная

сущность

расизма

и

социал-дарвинизма.
9-

Обобщающие уроки. Проверочная работа.

10
Знать/понимать основные положения теории антропогенеза;
Гипотезы происхождения человека;
Уметь объяснять. Эволюцию человека. Единства человеческих рас;
Анализировать и оценивать: Различные гипотезы происхождения человека,
человеческих рас.
Тема: Биосфера, её структура и функции.
1

Введение в изучение темы: «Взаимоотношение
организма и среды».

2

Биосфера, её структура. Косное вещество
биосферы.

3

Структура

биосферы.

Живые

организмы.

Живое вещество.
4-5

Круговорот веществ в природе.

6

Обобщающий урок. Проверочная работа.

Знать/понимать
Сущность биологических процессов и явлений, таких как Круговорот веществ
и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
Уметь объяснять. Эволюцию биосферы.
Составлять схемы пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания, пищевые сети).
Тема: Жизнь в сообществах. Основы экологии.
1

Введение в проблему «Жизнь в сообществах.
Основы экологии».

2

История

формирования сообществ

живых

организмов.
3

Биогеография.

Основные

биомы

суши.

Неоарктическая и палеоарктическая области.
4

Основные

биомы

суши.

Восточная

и

суши.

Эфиопская

и

Неотропическая области.
5

Основные

биомы

Австралийская области.
6-7

Семинар на тему «Основные биомы суши».

8

Взаимоотношения

организма

и

среды.

Биогеоценозы.
9

Абиотические факторы среды. Температура.
Свет.

10

Абиотические факторы среды. Влажность.
Ионизирующее излучение.

11

Абиотические факторы среды. Загрязняющие
вещества. Интенсивность действия факторов среды.

12

Взаимодействие

факторов

среды.

Ограничивающий фактор.
13

Обобщающий

урок

по

абиотическим факторам.
14

Биотические факторы среды.

15

Цепи

питания.

Правила

пирамид.
16

Смена биогеоценозов.

экологических

17

Семинар на тему

«Роль биологических

факторов в смене биогеоценозов».
18

Взаимоотношения между организмами.

19

Позитивные

отношения

–

симбиоз,

его

формы.
20

Антибиотические отношения: конкуренция,
хищничество, паразитизм.

21

Нейтрализм.
систем.

Целостность

Устойчивость

экологических

экосистем.

Смена

экологических сообществ.
22

Обобщающий урок. Проверочная работа.

Знать/понимать основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере.
Правило экологической пирамиды;
Уметь объяснять. Устойчивость, саморегуляцию, саморазвитие и смену
экосистем;
Описывать экосистемы и агросистемы своей местности;
Выявлять абиотические и биотические компоненты экосистемы;
Взаимосвязи организмов в экосистеме.
Тема: Биосфера и человек. Ноосфера.
1

Введение в изучение темы: «Биосфера и
человек. Ноосфера».

2

Воздействие человека на природу в процессе
становления общества.

3

Природные ресурсы и их использование.

4

Последствия
человека

для

хозяйственной

окружающей

деятельности

среды.

Загрязнение

воздуха, пресных и морских вод.
5

Антропогенные изменения почвы.

6

Влияние

человека

на

растительный

и

животный мир.
7

Радиоактивные загрязнения биосферы.

8-9

Охрана

природы

и

перспективы

рационального природопользования.
10-

Семинар на тему

«Биосфера и человек.

11

Ноосфера».
12

Контрольная работа № 2, по теме «Основы
экологии».

Знать/уметь

объяснять.

Влияние

мутагенов

на

организм

человека.

Необходимость сохранения многообразия видов;
Выявлять. Источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
Антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
Анализировать

и оценивать.

Глобальные

антропогенные изменения

в

биосфере;
Этические аспекты современных исследований в биологической науке;
Тема: Бионика.
1-2

Бионика

как

научное

обоснование

использования биологических знаний для решения
инженерных задач и развития техники.
3

Заключительный. Роль биологических знаний
в 21 веке.

4-5

Итоговые

занятия

на

тему

«Значение

общебиологических закономерностей для науки и
практической деятельности людей».
Резерв времени 5 часов. Экскурсия на завод по
переработке вторичного сырья. Отчёт по экскурсии.
Или повторение.
Знать/понимать на протяжении всего курса «Общая биология»
Строение одноклеточных и многоклеточных организмов;
Современную биологическую терминологию и символику;
Решать задачи разной сложности по биологии;
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
в повседневной жизни.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 928 678-88-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».