положение о психолого-педагогическом консилиуме

IIРИНЯТо:
м.к.

на Педагогическом совете

МКОУ

<Эндирейская СОШ

J'{Ъ

3>

ПротоколJllЪ 1от06. 09. 2022r.

положение
о психолого-педагогическом

консилиуме (ппк)

МКОУ Эндирейская СОШ
1.

в

NЬ 3

Общие полоя(ения

1.1.

Положение

о

пспхолого-педагогическом консилиуме в
ШКОЛе (далее - Положение) разработЕlно в соответствии с Федера-тrьным Заrсоном <Об
образовании в Российской Федераrlии> от 29.|2.2012 года Ns273-ФЗ в редакции от 25
июJIя 2022 rода (ст. 42), приказом Минrастерства образования и науки Российской
Настоящее

Федерации от 20.09.2013 года J\Ъ1082 <Об утверждении положениrI о психолого-медикопедагогической комиссии (да.тlее - ПМПк)>, Распоряжением Министерства просвещения

Российской Федераlдии от 09.09.2019 года JфР-93 кОб утверждении Примерного
Положения о псID(олого-педtгогическом консилиуl\{е образовательной оргttЕизации),
письмом Минобразовtlния России от 27.0З.2000 года М271901-6 <О психолого-медикопедагогическом консилиуме образовательного rIреждения), приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от \9.|2.2014 года

Фгос

начаJIьного общего образоваrrия об1..rаrощихся

здоровья).

|.2.

с

1598 кОб уIверждении
ограЕиченными возможностями
JrlЪ

о

псuхолоlо-пеааzоzчческом консuлчуме (ППК) в
школе опредеJIяет цеJIь, задачи и функции психолого-педагогического консили)^dа, а
ftкже его структуру и режим деятельности, описывает апгоритм проведения обследования
и содержание рекомендаций консилир[а по оргtlнизации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся, устанавпивает права и обязаrrности участников
консилиуIuа, перечень документшIии психолого-педагогического консилиума в
.Щшrное

Положенuе

общеобразовательной

организации.

консuлчум (далее - Консилиум) в своей деятельности
руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституlдией и".. Закона:rли
Российской Федерации, рекомендациями регионЕlльньж и муниципаJIьIIы)( _ оргаIIов
управления образования, Уставом оргаЕизации, осуществJIяющей образовательную
деятельность, и д)угими Еормативными цравовыми актапdи Российской Федерации,
|.З. Псuхолоео-пеOаеоzчческufi

организаций.
общеобразовательньD(
деятельность
регламентирующими
1.4, Консилиум явJIяется одной из организационньD( фор, совместной деятельности

специапистов службы психолого-педагогического сопровождения, напразленной на

решение задач комплексной оценки особенностей развития, возможностей, особых
образовательных потребностей обучающихся и определения стратегии оказания
психолого-педагогической помощи как в самой общеобразовательной организации, так и
за
ее
пределами.
1.5. Консилиум служит для формирования всестороннего и целостного представления об
отдельном обучающемся, группе, классе, которое складывается из профессиональных
мнений (суждений) педагогов и специалистов сопровождения, а также участников
образовательной деятельности, заинтересованных в успешном обучении и развитии
обучающихся.
2. Цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума
2.1. Целью деятельности Консилиума является разработка системы психологопедагогической помощи обучающимся, имеющих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных
возможностей образовательной организации и в соответствии с особыми
образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями,
состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей и подростков.
2.2. Задачами деятельности Консилиума общеобразовательной организации являются:
• организация и проведение комплексной психолого-педагогической диагностики
обучающегося с использованием современных диагностических методик,
направленных на выявление актуального уровня развития обучающихся, а
именно: особенностей сенсомоторного развития, познавательной деятельности,
эмоционально-личностной сферы, уровня развития речи; и определение
потенциальных возможностей обучающихся;
• выявление детей, не проходивших ПМПк, но, тем не менее, нуждающихся в
дополнительных специализированных условиях и помощи со стороны различных
специалистов для успешной адаптации и обучения; организация работы с
родителями таких детей по выполнению рекомендаций и направлению их на
ПМПк;
• определение характера, продолжительности и эффективности психологопедагогической,
коррекционно-развивающей
помощи
в
условиях
общеобразовательной организации;
• подбор
дифференцированных
психолого-педагогических
технологий
сопровождения, необходимых для коррекции недостатков развития и реализации
программы сопровождения;
• содействие созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и
инвалидностью в соответствии с заключением ПМПк;
• отслеживание динамики развития обучающегося и эффективности реализации
программ коррекционно-развивающей работы;
• координация и согласование межпрофессионального взаимодействия и планов
работы по сопровождению обучающихся;

• разработка

рекомендаций педагогам для обеспечения индивидуальнодифференцированного подхода к обучающимся в образовательной деятельности;
• подготовка и ведение документации, отражающей оценку уровня актуального
развития обучающегося, динамику его состояния, уровень успеваемости, а также
характеристики или заключения для предоставления при необходимости в ПМПк
(Приказ Минобразования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013
года №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии», п. 15).
2.3. Психолого-педагогический консилиум образовательной организации выполняет
следующие функции:
• экспертно-диагностическая –
определяет
качество,
комплексность,
всесторонность и достоверность диагностики развития обучающегося,
трудностей в усвоении основной общеобразовательной программы, социальной
адаптации на разных возрастных этапах;
• аналитическая – предусматривает проведение каждым специалистом глубокого,
системного и всестороннего анализа первичной информации об обучающемся и
результатов обследования на Консилиуме;
• методическая – реализуется через формирование и использование пакетов
стандартизированных диагностических методик для обследования детей разного
возраста в условиях Консилиума; соблюдение требований к процедуре
обследования обучающегося, к формам документации и статистической
отчетности по результатам деятельности Консилиума;
• функция
сопровождения
заключается
в
проектировании
программы
сопровождения и оценке эффективности психолого-педагогической помощи;
• социально-адаптивная – предполагает защиту интересов обучающегося и его
семьи, оказание поддержки при включении обучающегося в образовательную
деятельность.
3. Структура психолого-педагогического консилиума в школе
3.1. ППк создаётся приказом директора общеобразовательной организации на текущий
учебный год. Общее руководство Консилиума возлагается на заместителя директора по
учебно-воспитательной работе. Приказом директора школы утверждается положение о
ППк, его состав, график работы, формы документов, председатель из числа
административно-управленческого
состава
и
секретарь.
3.2. Заседания Консилиума проводятся под руководством председателя ППк или лица,
исполняющего его обязанности. В состав Консилиума входит заместитель директора по
УВР, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог (при наличии), социальный
педагог.
3.3. На заседание ППк приглашаются классный руководитель, педагоги, учителяпредметники,
работающие
с
конкретным
обучающимся.
3.4. Документы ППк, включая карты развития обучающихся, получающих психологопедагогическое сопровождение, хранятся у председателя Консилиума и выдаются

педагогическим
работникам
при
необходимости.
3.5. Ход заседания фиксируется в протоколе. Протокол ППк оформляется не позднее пяти
рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания
ППк.
3.6. Деятельность Консилиума основана на принципах коллегиальности с установлением
ответственности специалистов за исполнение решений, отраженных в протоколе
заседания.
3.6. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику
обучающегося
и
рекомендации
по
организации
психолого-педагогического
сопровождения, фиксируются в заключении. Заключение подписывается всеми членами
ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими
рекомендациями, которые являются основанием для реализации психологопедагогического
сопровождения
обследованного
обучающегося.
3.7. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных
представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных
представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое
мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а
образовательная деятельность осуществляется по ранее установленной образовательной
программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
3.8. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников,
работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его
психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после
проведения
заседания.
3.9. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию
оформляется Представление Консилиума на обучающегося. Представление ППк на
обучающегося для предоставления на ПМПк выдается родителям (законным
представителям)
под
личную
подпись.
3.10. Председатель ППк:
• организует планирование, утверждает годовой план работы ППк и обеспечивает
систематичность его заседаний;
• возлагает ответственность за разработку и реализацию программы психологопедагогического сопровождения на специалистов сопровождения;
• координирует взаимодействие специалистов по реализации программы психологопедагогического сопровождения обучающегося, его родителей (законных
представителей), педагогического коллектива школы, взаимодействие между
образовательной организации и социальными партнерами (в том числе при
отсутствии необходимых кадровых ресурсов);
• обеспечивает контроль качества и своевременного исполнения мероприятий,
предусмотренных программой психолого-педагогического сопровождения и
рекомендациями ПМПк.
3.11. Секретарь ППк:

• ведет отчетную и текущую документацию ППк;
• оповещает педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей),

приглашенных на заседание, о дате, месте и времени его проведения;
• ведет протокол заседания ППк;
• координирует взаимодействие Консилиума с ПМПк и другими организациями (при
необходимости).
3.12. Члены ППк (педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель и
другие специалисты):
• организуют диагностику для определения уровня актуального развития
обучающегося, выявления причин и механизмов трудностей в обучении,
отклонений в развитии и поведении;
• определяют содержание и формы собственной коррекционно-развивающей работы,
а также формулируют рекомендации для педагогов и родителей (законных
представителей) по созданию оптимальных условий обучения, адаптации и
социализации обучающегося;
• участвуют в разработке и реализации программы психолого-педагогического
сопровождения.
3.13. Ведущий специалист (учитель, классный руководитель или другой специалист)
утверждается на весь период сопровождения приказом директора школы:
• организует подготовку документов к плановым и внеплановым заседаниям ППк;
• выявляет
трудности, которые испытывает обучающийся в различных
педагогических ситуациях, в общении со сверстниками;
• предоставляет информацию об индивидуальных потребностях обучающегося в
организации режимных моментов, образовательной деятельности, общения и
самочувствия;
• координирует взаимодействие специалистов сопровождения (график работы,
встречи, консультации) с родителями (законными представителями)
обучающегося;
• отслеживает динамику развития обучающегося и эффективность оказываемой ему
психолого-педагогической помощи;
• доводит обобщенную информацию до сведения специалистов ППк на плановых
заседаниях, а при необходимости выходит с инициативой обсуждения проблем
обучающегося на внеплановых заседаниях.
3.14. Педагоги, работающие с сопровождаемым обучающимся:
• исполняют рекомендации ПМПк и ППк при организации образовательной
деятельности, учитывают его индивидуальные особенности;
• участвуют в организации его внеурочной и каникулярной занятости;
• соблюдают
специальные образовательные условия, необходимые для
сопровождаемого обучающегося (организация рабочего места, вспомогательные
и технические средства, специальный дидактический материал, оценивание

достижений, темп и объем выполнения письменных заданий, изменения способа
выполнения заданий и др.);
• участвуют в формировании толерантных установок обучающихся классного
коллектива и родителей (законных представителей) к особенностям
сопровождаемого обучающегося.
4. Режим деятельности ППк
4.1.
Периодичность
проведения
заседаний
ППк
определяется
запросом
общеобразовательной организации на обследование и организацию комплексного
сопровождения обучающихся и отражается в графике проведения заседаний.
4.2. Заседания Консилиума подразделяются на плановые и внеплановые.
4.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не
реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции, внесения (при
необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психологопедагогического
сопровождения
обучающихся.
4.4. Внеплановые заседания Консилиума проводятся:
• при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом
сопровождении;
• при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося;
• при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие
обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных представителей)
обучающегося, педагогических сотрудников общеобразовательной организации;
• с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
4.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной
программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и
адаптации обучающегося. На основании полученных данных разрабатываются
рекомендации для участников образовательной деятельности по организации психологопедагогического
сопровождения
обучающегося.
4.6.
Деятельность
специалистов
Консилиума
осуществляется
бесплатно.
4.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного
рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом
заседаний ППк, а также запросами обучающихся на обследование и организацию
комплексного
сопровождения
обучающихся.
4.8. Специалистам Консилиума за увеличение объема работ устанавливается доплата,
размер которой определяется общеобразовательной организацией самостоятельно.
5. Проведение обследования
5.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач
обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных
особенностей
обследуемого
обучающегося.
5.2. Обследование обучающегося специалистами Консилиума осуществляется по
инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников общеобразовательной

организации с письменного согласия родителей (законных представителей).
5.3. Секретарь Консилиума по согласованию с председателем ППк заблаговременно
информирует членов ППк о предстоящем заседании, организует подготовку и проведение
заседания
ППк.
5.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций
обучающемуся назначается ведущий специалист (учитель, классный руководитель или
другой специалист). Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит
с
инициативой
повторных
обсуждений
на
ППк
(при
необходимости).
5.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и
разрабатываются рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты
обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение
ППк.
5.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении
результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного
обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации своего ребенка.
6.

Содержание

рекомендаций

Консилиума

по

организации

психолого-

педагогического сопровождения обучающихся
6.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют
рекомендации ПМПк и могут включать в том числе:
• разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
• разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
• адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
• другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции

общеобразовательной организации.
6.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения
и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану,
учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе:
• дополнительный выходной день;
• организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня

(снижение двигательной нагрузки);
• предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
• снижение объема задаваемой на дом работы;
• другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
общеобразовательной организации.
6.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе:

• проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и

компенсирующих занятий с обучающимся;
• разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
• адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
• профилактику асоциального поведения обучающегося;
• другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
общеобразовательной организации.
7. Права и обязанности
7.1. Родители (законные представители) обучающегося имеют право:
• присутствовать при обследовании обучающегося, принимать участие в заседании
ППк при обсуждении вопроса освоения ребенком содержания образовательной
программы, степени его социализации и адаптации;
• знакомиться с результатами обследования и коллегиальным заключением;
• вносить свои замечания и предложения по созданию специальных образовательных
условий;
• получать консультации специалистов ППк по вопросам реализации мер,
необходимых для разрешения трудностей в развитии, обучении, адаптации,
включая определение видов, сроков оказания психолого-педагогической
помощи;
• получать информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности ППк.
7.2. Родители (законные представители) обязаны:
• неукоснительно следовать рекомендациям ППк (в ситуации согласия с его
решениями);
• обеспечивать посещение обучающимся коррекционно-развивающих занятий и
курсов специалистов сопровождения.
7.3. Специалисты ППк обязаны:
• руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими
принципами, подчиняя ее исключительно интересам обучающихся и их семей;
• применять в своей деятельности современные психолого-педагогические подходы
в обучении, развитии и социализации обучающихся;
• не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития обучающегося сведения
об изменениях в состоянии его развития в процессе психолого-педагогического
сопровождения;
• соблюдать конфиденциальность и нести ответственность за несанкционированное
разглашение сведений об обучающихся и их семьях.
7.4. Специалисты ППк имеют право:
• иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения обучающихся,
испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной
программы, развитии и социальной адаптации в рамках собственной
профессиональной компетенции, отражать его в документации ППк;

• представлять и отстаивать свое мнение об особенностях обучающегося и

направлениях
собственной
деятельности
в
качестве
представителя
образовательной организации при обследовании ребенка на ПМПк.
8. Документация ППк в школе
8.1. В
перечень
документации
психолого-педагогического
консилиума
в
общеобразовательной организации входит:
• приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов Консилиума;
• Положение о ППк в школе;
• график проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
• журнал учета заседаний Консилиума и обучающихся, прошедших ППк;
• журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического
консилиума;
• журнал направлений обучающихся на ПМПк;
• протоколы заседания ППк;
• карта
развития
обучающегося,
получающего
психолого-педагогическое
сопровождении:
• результаты комплексного обследования специалистов Консилиума;
• представление обучающегося на ПМПк;
• коллегиальные заключения ППк;
• карта индивидуальных достижений;
• согласие родителей (законных представителей) на обследование и психологопедагогическое сопровождение.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме является локальным
нормативным актом общеобразовательной организации, принимается на Педагогическом
совете школы, согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо вводится
в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 928 678-88-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».