Воспитательный план МКОУ Эндирейская

1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………………….. 3
1. Особенности организуемого в МКОУ «Эндирейская СОШ №3»
воспитательного процесса ……………………………………………………..5
2. Цель и задачи воспитания ………………………………………………… 7
3. Виды, формы и содержание деятельности ………………………………12
3.1. Инвариантные модули……………………………………………………. 12
3.1.1. Модуль «Классное руководство» ……………………………………… 12
3.1.2. Модуль «Школьный урок»……………………………………………… 14
3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»…………………………… 15
3.1.4. Модуль «Самоуправление»…………………………………………16
3.1.5. Модуль «Профориентация»…………………………………………….. 17
3.1.6. Модуль «Работа с родителями (законными представителями)
обучающихся».......................................................................................................18
3.2. Вариативные модули……………………………………………………… 19
3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» ……………………………. 19
3.2.2. Модуль «Юные патриоты России» …………………………………… 21
3.2.3. Модуль «Я выбираю жизнь» …………………………………………… 22
3.2.4. Модуль «Этнокультурное воспитание» …………………………….. 23
3.2.5. Модуль «Детские общественные объединения»………………………..25
3.2.6. Модуль «Волонтерская деятельность»…………………………………. 26
4.
Основные
направления
самоанализа
воспитательной
работы (мониторинг) ………………………………………………………….27
Приложение 1. Календарь мероприятий программы воспитания (уровень
основного общего образования)……………………...………………………..

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания (далее – Программа) является
нормативно-управленческим документом Муниципального Казенного
общеобразовательного учреждения«Эндирейская СОШ №3» Республики
Дагестан определяющим организационно-управленческие и содержательнодеятельностныенаправления осуществления воспитательной работы в
образовательной организации.
Настоящая Программа школы разработана на основе следующих
нормативных документов:
– Конституции Российской Федерации (от 12.12.1993 г.);
– Конвенции о правах ребенка (от 20.11.1989 г.);
– Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» (от 29.12.2012 г., №273-ФЗ; с изм.);
– Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
«Об утверждении Федерального Государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (от 06.10.2009 г., №373; с изм.);
–
Устава
МуниципальногоКазенного
общеобразовательногоучреждения «Эндирейская СОШ №3»
Настоящая Программа представляет собой открытый для всех
субъектовобразовательной
деятельности
документ,
который
дает
представление о направлениях и содержании воспитательной работы
МуниципальногоКазенного общеобразовательногоучреждения «Эндирейская
СОШ №3»
В центре рабочей программы воспитания находится личностное
развитиеобучающихся, формирование у них системных знаний о различных
аспектах развития Республики Дагестан, России и мира. Таким образом,
одним из результатов реализации программы станетприобщение
обучающихся к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ
российской идентичности, готовность обучающихся к саморазвитию,
мотивацию к познанию и обучению, ценностные установки и социальнозначимые качества личности, активное участие в социально-значимой
деятельности.
Рабочая
программа
воспитания
МуниципальногоКазенного
общеобразовательногоучреждения «Эндирейская СОШ №3» содержит
четыре раздела:
1. Особенности организуемого в МКОУ «Эндирейская СОШ №3»
воспитательного процесса.
2. Цели и задачи воспитания.
3. Виды, формы и содержание деятельности.
3

4. Основные направлениясамоанализа воспитательной работы
(мониторинг)Б
В разделе «Особенности организуемого в МКОУ Эндирейская СОШ
№3» Хасавюртовский район Республики Дагестан воспитательного
процесса» представлена специфика деятельности образовательной
организации в сфере воспитания.
В разделе «Цель и задачи воспитания» на основе базовых
общественных ценностей сформулированы цель воспитания и задачи,
которые образовательной организации предстоит решать для достижения
цели.
В разделе «Виды, формы и содержание деятельности» показано, каким
образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач
воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и
вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из
поставленных образовательных организацией задач воспитания и
соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Инвариантными модулями являются:
– «Классное руководство»,
– «Школьный урок»,
– «Курсы внеурочной деятельности»,
– «Самоуправление»,
– «Профориентация»,
– «Работа с родителями».
Вариативными модулями являются:
– «Ключевые общешкольные дела»,
– «Юные патриоты России»,
– «Я выбираю жизнь»,
– «Этнокультурное воспитание»,
- «Детские общественные объединения!»
– «Волонтерская деятельность».
В разделе «Основные направления самоанализа воспитательной
работы» показано, каким образом в образовательной организации
осуществляется самоанализ проводимой в ней воспитательной работы.
В данном разделе представлен перечень основных направлений мониторинга.
К рабочей программе воспитания прилагается ежегодный календарный
план воспитательной работы.
Настоящая Программа является общедоступным документом для
ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей),
подлежит размещению на официальном сайте МуниципальногоКазенного
общеобразовательногоучреждения
«Эндирейская
СОШ
№3»
Хасавюртовский район, и в сети Интернет.

4

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В МКОУ «Эндирейская
СОШ №3» ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Воспитание – есть управление процессом развития личности через
создание благоприятных для этого условий.
Целью воспитательной работы в МКОУ «Эндирейская СОШ №3»
является создание событийной среды, где при социально-педагогической
поддержке, в ходе социально-значимой деятельности учащихся, происходит
духовное развитие, становление и развитиеобразованного, функционально
грамотного, обладающего ключевыми компетентностями,нравственно,
психически
и
физически
здорового
гражданина-патриота
своей
Родины,уважающего законные права и свободы других людей, конкурентноспособного всовременной социально-экономической ситуации.
Современные требования обеспечить высокий, образовательный,
творческий и социальный уровень обучающихся при максимально полезном
и плодотворномиспользовании свободного времени и сохранения их
здоровья, определяют необходимостьсоздания единой воспитательной
системы в образовательной организации, котораявыстраивается на основе
интересов обучающихся и использовании разнообразных видов иформ
занятий с учениками.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:
– соблюдение законности и прав семьи и ребенка, конфиденциальности
информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
– ориентир на создание в образовательной организации
психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без
которой невозможноконструктивное взаимодействие обучающихся и
педагогов;
– реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими исодержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
– организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как
предметасовместной заботы и взрослых, и детей;
– системность и целесообразность процесса воспитания как условия его
эффективности.
Основы воспитания в образовательной организации:

5

– стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
«Ключевые общешкольные дела», через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
– важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
длявоспитания других совместных дел педагогов и обучающихся является
коллективнаяразработка,
коллективное
планирование,
коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
– в образовательной организации создаются такие условия, при
которых по меревзросления ребенка увеличивается его роль в совместных
делах (от пассивногонаблюдателя до организатора);
– в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное
межклассное и межвозрастное взаимодействиеобучающихся, а также их
социальная активность;
– педагоги образовательной организации ориентированы на
формированиеколлективов в рамках школьных классов, кружков и иных
детских объединений, наустановление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
– ключевой фигурой воспитания в образовательной организации
является классныйруководитель, реализующий по отношению к детям
личностно-развивающую,организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции.
Воспитательная работа в образовательной организации условно
разделена на три блока, включающая в себя работу с обучающимися, работу
с родителями (законнымипредставителями) и работу с классными
руководителями, при обеспечениисогласованности и взаимного дополнения
этих блоков.
Одним из показателейэффективности воспитательной работы в школе
определяется заинтересованностьобучающихся школьной жизнью, что
обеспечивается формированием школьныхтрадиций, вовлечением детей в
общешкольные
мероприятия,
формированием
системы
досуговых
мероприятий.
Работа с родителями (законными представителями) организуетсячерез
систему родительских собраний, родительский комитет, Совет отцов,
непосредственный контактродителей (законных представителей) с
педагогами, классными руководителями иадминистрацией образовательной
организации.
Важным является соблюдение условияединства педагогического,
родительского и ученического коллективов. Работа склассными
руководителями по организации воспитательной работы строится
черезсистему
методических
и
организационных
мероприятий,
обеспечивающих раскрытиесодержания воспитательной работы, знакомство
с современными достижениямипедагогики в области организации
воспитательной
деятельности,
обсуждение
городскихпрограмм
по
6

организации воспитательной работы и повышению ее качества
иэффективности.
В центре функционируют выборные коллегиальные органы
управления: Управляющий Совет, Общешкольный родительский комитет,
Совет отцов, Совет старшеклассников.
Наличие в штате учебного заведения педагога-психолога и социального
педагога, учителя-логопеда позволило расширить воспитательные и
развивающие возможности образовательного учреждения.
К особым условиям осуществления воспитательной деятельности
можно отнести:
● Региональный центр военно-патриотического воспитания и
подготовки учащейся молодежи к военной службе Республики Дагестан;
● Развитая система дополнительного образования;
● Отряд ЮИД «Дорожный патруль»;
● Отряд «Эколята»;
● Волонтерское движение;
● Отряд Юнармия;
● Отряд РДШ;
● Система работы по взаимодействию с родителями;
МКОУ «Эндирейская СОШ №3»в рамках воспитательной работы
сотрудничает с:
– Автошколой «ДОСААФ»
– учреждениями дополнительного образования
– спортивными секциями
-отделом просвещения от Муфтият
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный
национальный
воспитательный
идеал
–
это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как своюличную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны,укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народаРоссийской
Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания,культура, здоровье, человек) формулируется общая
цель воспитания в образовательнойорганизации – личностное развитие
обучающихся, проявляющееся:

7

– в усвоении ими знаний основных норм, которые общество
выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально
значимых знаний);
– в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (т.е. вразвитии их социально значимых отношений);
– в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опытаприменения сформированных знаний и отношений на
практике (т.е. в приобретении имиопыта осуществления социально значимых
дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личностиребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение
позитивной динамики развитияего личности. В связи с этим важно сочетание
усилий педагога по развитию личностиребенка и усилий самого ребенка по
своему саморазвитию. Их сотрудничество,партнерские отношения являются
важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, которымнеобходимо уделять большее внимание на разных
уровнях общего образования.
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень
начального общего образования) таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально
значимых знаний – знаний основных норм итрадиций того общества, в
котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей
младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем
новом социальномстатусе – статусе школьника, то есть научиться
соответствовать предъявляемым кносителям данного статуса нормам и
принятым традициям поведения. Такого рода нормыи традиции задаются в
образовательной организации педагогами и воспринимаютсядетьми именно
как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой
дляразвития социально значимых отношений школьников и накопления ими
опытаосуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в
подростковом и юношескомвозрасте. К наиболее важным из них относятся
следующие:
– быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнятьпосильную для ребенка домашнюю работу, помогая
старшим;
– быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
8

– знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, своюстрану;
– беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животныхв своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
– проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
– стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
– быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
– соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый
образ жизни;
– уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищатьслабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительноотноситься к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иногоимущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
– быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться
быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу,отстаивать собственное мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, посколькуоблегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему системуобщественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развитиясоциально значимых отношений обучающихся, и,
прежде всего, ценностных отношений:
– к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
–к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности взавтрашнем дне;
– к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которуюнужно оберегать;
– к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;

9

– к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и созданияблагоприятного микроклимата в своей собственной семье;
– к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему
будущее человека,как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;
– к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущениячеловеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство,театр, творческое самовыражение;
– к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
– к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радостьобщения и позволяющие избегать чувства одиночества;
– к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен
для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют егожизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритетав воспитании школьников, обучающихся на
уровне основного общего образования,связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себякак личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрастеособую
значимость для детей приобретает становление их собственной
жизненнойпозиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый
возраст – наиболееудачный возраст для развития социально значимых
отношений обучающихся.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
дляприобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых
дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшегожизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослойжизни. Сделать правильный выбор
учащимся старших классов поможет имеющийся у нихреальный
практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе.
Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он
поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь
окружающего их общества.
Это:
– опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
10

– трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
– опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской
позиции;
– опыт природоохранных дел;
– опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе,
дома или на улице;
– опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
– опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества,опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
– опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
– опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или
пожилых людях, волонтерский опыт;
– опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных
с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
другихсоставляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему
педагогам, работающимс обучающимися конкретной возрастной категории,
предстоит уделять большоевнимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут емулучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнееналаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать вовзаимодействии с ними,
продуктивнее
сотрудничать
с
людьми
разных
возрастов
и
разногосоциального положения, смелее искать и находить выходы из
трудных жизненныхситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в
сложных поисках счастья длясебя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания, обучающихся будет
способствовать решение следующих основных задач:
– реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения ианализа в школьном сообществе;
– реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
– вовлекать обучающихся в кружки и иные объединения, работающие
по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательныевозможности;
11

– использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
обучающимися;
– инициировать и поддерживать ученическое самоуправление как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
– поддерживать деятельность функционирующих на базе школы
детских общественных объединений и организаций;
– организовывать для обучающихся экскурсии (в т.ч. виртуальные) и
реализовывать их воспитательный потенциал;
– организовывать профориентационную работу с обучающимися;
– организовать работу школьных медиа, реализовывать их
воспитательный потенциал;
– развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
– организовать работу с семьями обучающихся, их родителями
(законнымипредставителями), направленную на совместное решение
проблем личностного развитиядетей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
образовательной организации интересную и событийно насыщенную жизнь
детей ипедагогов, что станет эффективным способом профилактики
антисоциального поведенияобучающихся.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы, каждое из
которых представленов соответствующем модуле.
3.1. Инвариантные модули
3.1.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует
работу сколлективом класса; индивидуальную работу с учащимися
вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе;
работу с родителями (законными представителями) обучающихся.
Работа с классным коллективом:
– инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;

12

– организация интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса
(познавательной,
трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовнонравственной,
творческой,
профориентационнойнаправленности),
позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а
с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися
класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в
обществе;
– проведение классных часов как часов плодотворного и
доверительного общения педагога и обучающихся, основанных на принципах
уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции
каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности
обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения;
– сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и
командообразование;
– регулярные внутриклассные мероприятия, дающие каждому ученику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
– выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
– изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах
по тем или иным нравственнымпроблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классногоруководителя с родителями
(законными представителями) обучающихся, с преподающими в данном
классе учителями;
– поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить;
– индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
13

каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои
успехи и неудачи;
– коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями (законными представителями), с другими учащимися класса;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
– регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
– проведение педагогических консилиумов, направленных на решение
конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на
обучающихся;
– привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
– привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса
для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:
– регулярное информирование родителей (законных представителей) о
школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
– помощь родителям (законным представителям) обучающихся в
регулировании отношений между ними, администрацией образовательной
организации и учителями-предметниками;
– организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
– создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей.
3.1.2. Модуль «Школьный урок»
Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого
организуется целенаправленное формирование запланированные педагогом
отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с
которыми ученик сталкивается на уроке. Из урока в урок, имея в виду одну
воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи. А
так как становление отношений не происходит в один момент, на одном
14

уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к
воспитательной цели и её задачам должно быть неугасающим и постоянным.
Каждый урок воспитывает. Если урок дидактически правильно
организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
– установление доверительных отношений между учителем и его
учениками,способствующих
позитивному
восприятию
учащимися
требований учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
– побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
– привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися собственного мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
– использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
– применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
– включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
– инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решениятеоретической
проблемы,
навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
15

3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание
на
занятиях курсов
внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
– вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;
– формирование на занятиях детско-взрослых общностей, которые
могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
– создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
– поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых традиций;
– поощрение педагогами детских инициатив и детского
самоуправления.
Реализация
воспитательного
потенциала
курсов
внеурочной
деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее
видов:
● познавательная деятельность: курсы внеурочной деятельности,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам
нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и
научную картину мира.
– «Разговоры о важном» (1-11 классы);
– «Функциональная грамотность» (2-11 классы);

● спортивно-оздоровительная деятельность: курсы внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие
их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
Курсы внеурочной деятельности, предложенные в рамках данного
направления в МКОУ «Эндирейская СОШ №3»:
– «Школа безопасности» (1-11 классы);
16

● игровая деятельность: курсы внеурочной деятельности,
направленные нараскрытие творческого, умственного и физического
потенциала обучающихся, развитие у них навыков конструктивного
общения, умений работать в команде.
Курсы внеурочной деятельности, предложенные в рамках данного
направления в МКОУ«Эндирейская СОШ №3»
– «Театр и дети » (5-6 классы);

3.1.4. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в образовательной организации
помогаетпедагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а
обучающимся предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации.
Детское самоуправление в МКОУ «Эндирейская СОШ №3»
осуществляется следующим образом:
на уровне образовательной организации:
– через деятельность выборного Совета старшеклассников,
создаваемого для учета мненияшкольников по вопросам управления
образовательной организацией и принятияадминистративных решений,
затрагивающих их права и законные интересы;
– через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов
дляоблегчения распространения значимой для обучающихся информации и
полученияобратной связи от классных коллективов;
– через работу постоянно действующего школьного актива,
инициирующего иорганизующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований,конкурсов, фестивалей и т.п.);
на уровне классов:
–
через
деятельность
выборных
по
инициативе
и
предложениямучащихся класса старост, представляющих интересы класса в
общешкольных делах ипризванных координировать его работу с работой
общешкольных органовсамоуправления и классных руководителей;
на индивидуальном уровне:
17

– через вовлечение обучающихся в планирование, организацию,
проведение ианализ общешкольных и внутриклассных дел;
– через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль,функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой ит.п.
3.1.5. Модуль «Профориентация»
Совместная
деятельность
педагогов
и
обучающихся
по
направлению«профориентация» включает в себя профессиональное
просвещение школьников, диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует
его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и внепрофессиональнуюсоставляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
– циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку обучающихся к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
–профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, способах
выбора профессий, достоинствах и недостатках той или иной
профессиональной деятельности;
– экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
– посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней
открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
– встречи с людьми разных профессий (возможны в режиме online);
– совместное с педагогами изучение Интернет-ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационногоonline-тестирования,
прохождение online-курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
– участие в работе Всероссийских профориентационных проектов,
созданных всети Интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер-классах.
18

Профориентационная работа в МКОУ «Эндирейская СОШ №3»
опирается на следующие принципы:
– систематичность и преемственность профориентации (от начальной –
к старшей школе);
– дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в
зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от
различий в ценностных ориентациях и жизненных планах;
–оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм
профориентационной работы с учащимися и родителями (законными
представителями);
– взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений.

3.1.6. Модуль «Работа с родителями
(законными представителями) обучающихся»
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
осуществляетсядля более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
на групповом уровне:
– общешкольный родительский комитет, участвующий в решении
некоторыхвопросов воспитания и социализации их детей;
– общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждениянаиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
– психолого-педагогический лекторий по темам «Положительные и
отрицательные эмоции. Роль семьи в развитии моральных качеств ребенка»,
«Семейные традиции и их роль в воспитании подростков», «Семья и выбор
жизненного пути», «Физическое развитие школьников в школе и дома»,
«Общение родителей и детей как условие успеха воспитания»;
на индивидуальном уровне:
– помощь со стороны родителей (законных представителей) в
подготовке ипроведении общешкольных и внутриклассных мероприятий
воспитательнойнаправленности;

19

– индивидуальное консультирование c целью координации
воспитательных усилийпедагогов и родителей (законных представителей)
обучающихся.
3.2. Вариативные модули
3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть обучающихся и которые
обязательно планируются,готовятся, проводятся и анализируются совместно
педагогами и детьми. Ключевые делаобеспечивают включенность в них
большого числа детей и взрослых, способствуютинтенсификации их
общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему
вобразовательной организации. Введение ключевых дел в жизнь школы
помогаетпреодолеть характер воспитания, сводящийся к набору
мероприятий, организуемыхпедагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие
формы работы:
на внешкольном уровне:
–социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые обучающимися и педагогами комплексы дел, ориентированные
на преобразование окружающего школу социума;
–участие во Всероссийских акциях, посвященных значимым
отечественным иМеждународным событиям;
на школьном уровне:
–общешкольные
праздники
–
ежегодно
проводимые
творческие(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела,
связанные со значимыми длядетей и педагогов знаменательными датами и в
которых участвуют все классыобразовательной организации;
–церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогов за
активноеучастие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах,значительный вклад в развитие школы. Это
способствует
поощрению
социальнойактивности
детей,
развитию
позитивных
межличностных
отношений
между
педагогами
ивоспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу;
–оформление интерьера школьных помещений (коридоров, лестничных
пролетов ит.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить
хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на
учебные и внеучебные занятия;
20

–размещение на стенах образовательной организации регулярно
сменяемыхэкспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им
реализовать свойтворческий потенциал, а также знакомящих их с работами
друг друга; фотоотчетов обинтересных событиях, происходящих в
образовательной организации (проведенныхключевых делах, интересных
экскурсиях, встречах с интересными людьми и т.п.);
–озеленение пришкольной территории;
–создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы,
гимншколы, эмблема школы, элементы школьного костюма и т.п.),
используемой как вшкольной повседневности, так и в торжественные
моменты жизни образовательнойорганизации – во время праздников,
торжественных церемоний, ключевыхобщешкольных дел и иных
происходящих в жизни школы знаковых событий;
на уровне классов:
–выбор и делегирование представителей классов в общешкольные
советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
– участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых
дел;
–проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевыхдел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровнеобщешкольных советов дела;
–благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее
ученикам проявитьсвои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общенияклассного руководителя со своими детьми;
на индивидуальном уровне:
–вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы;
–индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыковподготовки, проведения и анализа ключевых дел;
–наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения ианализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшимишкольниками, с педагогами и другими взрослыми;
–при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним,через включение его в совместную работу с другими детьми,
которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение
взять в следующем ключевом деле насебя роль ответственного за тот или
иной фрагмент общей работы.
3.2.2. Модуль «Юные патриоты России»

21

Модуль «Юные патриоты России» направлен на поэтапное освоение
детьми и подростками культурно-исторического наследия малой родины,
воспитание патриотических чувств и высоких культурно – нравственных
качеств.
Основная цель данного модуля: формирование основ патриотизма
(воспитание качеств человека, которые составляют основу его
коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие
творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории
родного края) через:
– создание условий для формирования личности гражданина и
патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями,
установками, мотивами деятельности и поведения;
– формирование гражданской и правовой направленности развития
личности;
– воспитание у подрастающего поколения активной жизненной
позиции.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все
структуры, интегрируя занятия и повседневную жизнь воспитанников,
разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным
через решение определенных задач:
– изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.
Формирование у детей системы знаний о своей Родине;
–формирование ведущих интегративных качеств личности. Воспитание
у детей интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на
события общественной жизни;
– воспитание и развитие национальных начал и национального образа
жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям;
–воспитание гражданской позиции, бережного отношения к
памятникам истории, культуры родного края, сохранения традиции;
– включение детей в практическую деятельность по применению
полученных знаний;
–акцентирование внимания обучающихся посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания
ценностяхобразовательной организации, ее традициях, правилах.
3.2.3. Модуль «Я выбираю жизнь»
Данный модуль включает воспитательную работу, направленную на
воспитание межэтнического толерантного отношения, на профилактику
экстремизма и терроризма, формирование здорового образа жизни,
предупреждение суицидального поведения.
22

Задачами данного модуля являются:
– социально-психологическое диагностирование, корректирование,
консультирование законных представителей несовершеннолетних и самих
несовершеннолетних;
– выявление и разрешение конфликтных ситуаций при выполнении
профессиональной деятельности;
– защита прав детей;
– устранение дефектов социализации и правовой социализации
обучающихся;
– использование технологий межведомственного взаимодействия,
используемых в организации индивидуальной профилактической работы;
– овладение навыками организации мониторинга по вопросам
отнесенным.
на внешкольном уровне:
–участие во Всероссийских, Республиканских акциях, конкурсах,
направленных на воспитание межэтнического толерантного отношения, на
профилактику экстремизма и терроризма, формирование здорового образа
жизни, предупреждение суицидального поведения;
на школьном уровне:
– функционирование социально-психологической службы;
– проведение тестирования, анкетирование, диагностики, коррекции;
– организация лекториев для учащихся по возрастным группам;
– вовлечение в работу по другим модулям в целях создания социальнозначимого окружения учащихся;
на уровне класса:
– оказание наставнической помощи;
– проведение бесед, круглых столов, тренингов и т.д.;
– взаимодействие с родителями;
на индивидуальном уровне:
– проведение индивидуальных бесед и бесед с родителями;
– наблюдение и вовлечение обучающихся в общую работу класса;
– организация досуга обучаемых.
3.2.4. Модуль «Этнокультурное воспитание»
Данный модуль реализуется через модульные курсы по культуре и
традициям народов Дагестана
Формированию ценностного отношения обучающихся к общественным
ценностям, усвоению ими социально значимых знаний, приобретению опыта
поведения всоответствии с этими ценностями в образовательной организации
во многомспособствуют материалы, собранные краеведами школы.
23

Работая индивидуально, учащиеся самостоятельно готовят доклады,
рефераты, оформляют выставки фотографий, записывают воспоминания
ветеранов, берут интервьюу жителей города, выпускников школы и т.д.
Материалы широко используются при проведении уроков, внеурочных
мероприятиях.
В совместной деятельности педагогов и обучающихся разрабатывается
школьная символика, которая используется в повседневной школьной жизни,
припроведении важных торжественных событий, закрепляются лучшие
традиции.
Модульные курсы по культуре и традициям народов Дагестана,
предлагаемые для реализации в образовательной организации:
1. Предметные модульные курсы «Фольклор народов Дагестана»,
«Родной край в преданиях и сказаниях».
2. Предметный модульный курс «Мой родной язык – моё сокровище».
3. Предметные модульные курсы «Мы – дети природы», «Заветы
предков».
4. Межпредметный модульный курс «Краски земли дагестанской».
5. Предметный модульный курс «Мелодии родного края».
6. Предметный модульный курс «Игры народов Дагестана».
3.2.5. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе образовательной организации детские
общественные объединения – это добровольные и целенаправленные
формирования, созданные поинициативе детей и взрослых, объединившихся
на основе общности интересов дляреализации общих целей. Воспитание в
детских общественных объединениях осуществляется через:
–утверждение и последовательную реализацию в детском
общественном
объединении
демократических
процедур
(выборы
руководящих органов объединения,подотчетность выборных органов
общему сбору объединения; ротация состава выборныхорганов и т.п.),
дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;
–организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получитьважный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощьдругим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как забота,уважение, умение сопереживать,
умение общаться, слушать и слышать других (такимиделами могут являться:
посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям;совместная
работа с учреждениями социальной сферы и др.);
24

–поддержку и развитие в детском объединении его традиций,
формирующих уребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении;
–участие членов детских общественных объединений в волонтерских
акциях,деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в
целом. Это можетбыть, как участием школьников в проведении разовых
акций, которые часто носятмасштабный характер, так и постоянной
деятельностью обучающихся.
В МКОУ «Эндирейская СОШ №3» действуют следующие основные
детские объединения:
Название
Класс
Содержание деятельности
объединения
«ЮИД»
1-5
Повышение уровня теоретических знаний по
классы ПДД
у
учащихся;
формирование
мотивационно-поведенческой культуры детей
в условиях уличного движения; развитие
чувства ответственности у детей за свое
поведение на дороге.
«Юнармия»
2-11
Всестороннее развитие и совершенствование
классы личности детей и подростков, удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом совершенствовании; повышение в
обществе авторитета и престижа военной
службы;
сохранение
и
приумножение
патриотических традиций; формирование у
молодежи
готовности
и
практической
способности к выполнению гражданского
долга и конституционных обязанностей по
защите Отечества.
«РДШ»
7-9
Формирование
разносторонней
развитой
классы личности с активной гражданской позицией,
социализированной в современном обществе.
«Юность»
5-11
Формирование
духовно-нравственных
(школьная
классы жизненных ориентиров, обеспечение учащихся
медиа-студия)
теоретическими сведениями и развитие
начальных основ практической деятельности
журналиста, оператора, монтажера.

25

3.2.6. Модуль «Волонтерская деятельность»
Волонтерство – это участие обучающихся в общественно-полезных
делах,деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в
целом.
Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как
внимание,
забота,
уважение.
Волонтерство позволяет развивать
коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать,
эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим
образом:
на внешкольном уровне:
–посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям,
проживающим вмикрорайоне расположения образовательной организации;
–привлечение обучающихся к совместной работе с учреждениями
социальнойсферы (детские сады, дома престарелых, центры социальной
помощи семьеи детям) – в проведении культурно-просветительских и
развлекательных мероприятий дляпосетителей этих учреждений;
–участие
обучающихся
(с
согласия
родителей
(законных
представителей) к сборупомощи для нуждающихся;
на уровне образовательной организации: участие обучающихся в
организациипраздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями
центра.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ(мониторинг)
Самоанализ
организуемой
в
образовательной
организации
воспитательной работыосуществляется по выбранным направлениям и
проводится с целью выявления основныхпроблем школьного воспитания и
последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно непосредственно самой
образовательнойорганизации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется
самоанализвоспитательной работы в образовательной организации,
являются:
26

–принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам,реализующим воспитательный процесс;
–принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий наизучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание иразнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками ипедагогами;
–принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий наиспользование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельностипедагогов: грамотной постановки ими цели и
задач воспитания, умелого планированиясвоей воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания ихсовместной с детьми
деятельности;
–принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развитияобучающихся, ориентирующий на понимание того, что личностное
развитие школьников– это результат как социального воспитания (в котором
образовательная организацияучаствует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации исаморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе
воспитательногопроцесса могут быть следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамикаличностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителемдиректора по воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов напедагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации исаморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
преждесуществовавшие проблемы личностного развития обучающихся
удалось решить запрошедший учебный год; какие проблемы решить не
удалось и почему; какие новыепроблемы появились, над чем далее предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в образовательной организации
совместнойдеятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие вобразовательной организации интересной, событийно
насыщенной и личностноразвивающей совместной деятельности детей и
взрослых.
27

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе,классными руководителями.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместнойдеятельности детей и взрослых является анкетирование
педагогов. Внимание при этомсосредотачивается на вопросах, связанных с:
–качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
–качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;
–качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
–качеством реализации личностно развивающего потенциала
школьных уроков;
–качеством
существующего
в
образовательной
организации
ученическогосамоуправления;
–качеством функционирующих на базе образовательной организации
детскихобщественных объединений;
–качеством профориентационной работы школы;
–качеством работы школьных медиа;
–качеством организации предметно-эстетической среды школы;
–качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы
являетсяперечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическомуколлективу

28

29

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МКОУ «Эндирейская СОШ №3»
НА 2022-2023 ГОД
(УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
МЕРОПРИЯТИЕ

КЛАССЫ

Инвариантные модули

СРОКИ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Модуль «Классное руководство»
(согласно индивидуальным планам работы классных руководителей с включением тематических классных часов)
Знакомство с классами

1-11

сентябрь

Классные руководители

Составление социальных паспортов классных коллективов

1-11

Первая неделя
сентября

Классные руководители

Общешкольный классный час "Разговор о важном"

1-11

Классные руководители

Работа о государственными символами России
Инструктажи по безопасности жизнедеятельности
Организационные родительские собрания
Организация участия класса в общешкольных ключевых
делах
Индивидуальная работа с обучающимися
Работа с учителями- предметниками, работающими в классе
Работа с родителями или законными представителями
Родительское собрания
Организация участия в детских объединениях

1-11
1-11
1-11
1-11

Каждый
учебный
понедельник 1
урок
в течение года
сентябрь
сентябрь
в течение года

1-11
1-11
1-11
1-11
1-11

в течение года
в течение года
в течении года
в течении года
в течение года

Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители

30

Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители

Модуль «Школьный урок»
(согласно индивидуальным планам работы учителей с включением единых уроков)
Планирование воспитательного компонента урока
1-11
В течение года
Классные руководители
Учителя-предметники
Руководство исследовательской и проектной деятельностью
1-11
3 сентябрь
Классные руководители
учащихся
Учителя-предметники
Городской семинар
По плану УО
Заместитель директора по ВР
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
(согласно индивидуальным планам работы педагогов, организующих внеурочную деятельность)
Наименование курса
«Школа безопасности»

Классы
1-11

Сроки
в течение года

Ответственные
Педагог, организующий
внеурочную деятельность

"Разговоры о важном"

1-11

Классные руководители

"Функциональная грамотность"

2-11

Каждый
понедельник в
течение года
(34)
в течение года

"Театр и дети"

5-6

в течение года

Рахматулаева З

Темикова А.Б.

Модуль «Самоуправление»
Дела, события, мероприятия

Классы
31

Сроки

Ответственные

Выборы в совет класса, распределение обязанностей
5-11
Сентябрь
Работа в соответствии с обязанностями
5-11
в течение года
Классные собрание
5-11
1 раз в месяц
Отчет перед классом о проделанной работе
5-11
конец уч. года
Модуль «Профориентация»

Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители

Дела, события, мероприятия
Циклы профориентацинных часов общения
"Билет в будущее":экскурсии на предприятия города, фирмы,
организации встречи с профессионалами, представителями,
руководителями
Встречи с представителями профессий (очные и онлайн)
Совместное с педагогами изучение интернет ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение
профориентационногоонлайн- тестирования
Участие учащихся в российском тестировании
функциональной грамотности по модели PISA
Участие в работе всероссийских профориентационных
проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций,
решение учебно- тренировочных задач, участие в мастер
классах, посещение открытых уроков
Проведение диагностики по профориентации по методике
Е.А. Климова
Ведение портфолио личных достижений обучающихся
Индивидуальные консультации психолога для школьников и
их родителей по вопросам склонностей, способностей,
дарований и иных индивидуальных особенностей детей,
которые могут иметь значение в процессе выбора ими
профессии

5-9
6-11

Сроки
В течение года
В течение года

Ответственные
Классные руководители
Классные руководители,
учитель ИКТ

5-11
6-11

В течение года
В течение года

Классные руководители
Классные руководители

5-11

В течение года

Учитель информатики

5-11

в течение года

Учитель информатики

5-9

в течение года

Педагог- психолог

1-11
1-11

в течение года
по требованию

Классные руководители
Педагог- психологи

Классы

32

Освоение школьниками основ профессии в рамках
различных курсов по выбору, включенных в основную
образовательную программу школы, или в рамках курсов
дополнительного образования
Посещение профориентиционных выставок, ярмарок
профессий, дней открытых дверей в средних специальных
учебных заведениях и вузах

5-11

в течение года

9 и 11 классы в течение года

Учителя- предметники

Классные руководители

Модуль «Работа с родителями (законными представителями) обучающихся»
Дела, события, мероприятия
Классы
Сроки
Ответственные
Общешкольное родительскоесобрание
1-11
2 раза в год
Директор, Зам. дир. УВР,ВР,
Классные руководители
Классные родительские собрания
1-11
В течение года, Классные руководители
по графику
Родительский всеобуч
1-11
В течение года, Педагог- психолог
по графику
Создание общешкольного родительского комитета, Совет
1-11
сентябрь
Заместитель директора по ВР,
школы, планирование их работы
классные руководители
Информационное оповещение через школьный сайт
1-11
По
Учитель информатики
необходимости
Индивидуальные консультации по вопросам воспитания
1-11
По требованию
Классные руководители,
детей
педагог психолог
Посещение семей с целью проверки соблюдения детьми
1-11
По
Педагог- психолог,
режима дня, выявления " неблагополучных семей"
необходимости
социальный педагог,
(составление актов обследования)
Классные руководители
33

Работа Совета профилактики

1-11

1 раз в четверть

Участие родителей в проведении общешкольных ,
классных мероприятий
Участие в мероприятиях
Службы медиации

1-11

по плану

1-11

По
необходимости

Организация совместного посещения музеев, выставок,
поездок в театр, экскурсий
Заседание Совета отцов

1-11

по плану

1-11

В течение года

Вариативные модули

Педагог- психолог,
социальный педагог,
Классные руководители
Классные руководители,
родительский комитет
Педагог- психолог,
социальный педагог, классные
руководители
Классные руководители
Администрация, социальнопсихологическая служба,
классные руководители

Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Дела, события, мероприятия
Классы
Сроки
Ответственные
Церемония поднятия государственного флага РФ и
1-11
каждый учебный Заместитель директора по ВР,
Республики Дагестан под гимн.
понедельник
Советник директора
Торжественная линейка «День знаний»

1-11

1 сентября

Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители

День учителя

1-11

5 октябрь

Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители

34

Международных день пожилых людей
День отца в России

1-11
1-11

1 октября
16 октября

День матери в России

1-11

27 ноября

Новогодняя елка

1-11

декабрь

День Защитника Отечества

1-11

22 февраля

Международный женский день

1-11

8 марта

День Победы

1-11

9 мая

Последний звонок

1-11

май

Выпускной

1-11
июнь
Классные часы памятным датам

День солидарности в борьбе с терроризмом

1-11

3 сентябрь

День окончания Второй мировой войны

1-11

3 сентябрь

35

Классные руководители,
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
Советник директора,классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители
Классные руководители
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,

210 лет со дня Бородинского сражения

1-11

7 сентябрь

165 лет со дня рождения русского ученного, писателя К.Э.
Циалковского (1857-1935)

1-11

8 сентября

День единства народов Дагестана

1-11

15 сентября

Международный день музыки

1-11

1 октябрь

Международный день школьных библиотек

1-11

25 октябрь

День народного единства

1-11

4 ноября

День Государственного герба РФ

1-11

8 ноября

День начала Нюрнбернского процесса

1-11

20 ноября

День неизвестного солдата

1-11

3 декабря

36

Советник директора, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители, учитель
истории
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители, Библиотекарь
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители, Библиотекарь
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители, учитель музыки
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители, Библиотекарь
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители, учитель
истории
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители, учитель
истории
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители, учитель
истории
Заместитель директора по ВР,

Советник директора, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители

Международный день инвалидов

1-11

3 декабря

День добровольца ( волонтера)

1-11

5 декабря

День героев Отечества

1-11

9 декабря

День Конституции Российской Федерации

1-11

12 декабря

День полного освобождения Ленинграда от фашисткой
блокады

1-11

27 января

Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители, учитель
истории

День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря
1-11
смерти" Аушвиц- Биркенау (Освенцима) - День памяти жертв
Холокоста

27 января

80 лет со дня победы Вооруженных сил СССР над армией
гитлеровской Германии в 1943г. в Сталинградской битве

1-11

2 февраля

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за
пределами Отечества (День вывода войск Афганистана)

1-11

15 февраля

Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители, учитель
истории
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители, учитель
истории
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители

37

Уроки мужества ( Спец. операция на Украине)

1-11

24 февраля

200 лет со дня рождения К.Д. Ушинского

1-11

3 марта

День воссоединения Крыма с Россией

1-11

18 марта

День космонавтики, 65 лет со дня запуска СССР первого
искусственного спутника Земли

1-11

12 апреля

День памяти о геноциде советского народа нацистами их
пособниками в годы Великой Отечественной войны

1-11

19 апреля

Всемирный день Земли

1-11

22 апреля

День детских общественных организаций России

1-11

19 мая

Уроки мужества " Битва за Кавказ" (80 лет)

1-11

в течении года

Неделя безопасности

Тематические недели, декады, месячники
1-11
сентябрь , март

38

Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители, библиотекарь
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители, учитель
истории
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители, учитель
биологии
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители
Классные руководители,
учителя- предметники
Зам. по безопасности,
Заместитель директора по ВР,
Учитель по ОБЖ, классные
руководители, учитель ИКТ

Неделя безопасного поведения в сети Интернет

1-11

сентябрь , март

Месячник пожарной безопасности

1-11

октябрь

Дни правовых знаний

1-11

ноябрь

Экологический месячник

1-11

сентябрь

Концерт ко дню учителя

1-11

октябрь

Концерт к 23 февраля к 8 марта

1-11

Февраль, март

Концерт к 9 мая

1-11

май

Конкурс плакатов ко Дню учителя

1-11

октябрь

Советник директора, классные
руководители

Конкурс "Осеннее Царство"

7-11

октябрь

Советник директора, классные
руководители

Концерты

Конкурсы

39

Зам. по безопасности,
Заместитель директора по ВР,
Учитель по ОБЖ, классные
руководители
Зам. по безопасности,
Заместитель директора по ВР,
Учитель по ОБЖ, классные
руководители
Советник директора, Учитель
по обществознании, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители
Советник директора, учитель
музыки, Президент школы
Советник директора, учитель
музыки, Президент школы
Советник директора, учитель
музыки, Президент школы

Конкурс плакатов "Золотая осень", и поделки

1-11

октябрь

Советник директора, классные
руководители

Конкурс плакатов к Новому году

1-11

декабрь

Конкурс на лучшее оформление кабинетов к Новому году

1-11

декабрь

Конкурс плакатов к 9 мая

1-11

май

Конкурс " Самый классный класс"

1-11

в течение года

Конкурс плакатов ко дню космонавтики

1-11

апрель

Советник директора, классные
руководители
Советник директора, классные
руководители
Советник директора, классные
руководители
Советник директора, классные
руководители
Советник директора, классные
руководители

Дни здоровья
Дни здорового образа жизни

Спортивные соревнования
1-11
1 раз в четверть
1-11

декабрь, апрель

Модуль «Юные патриоты России»
Дела, события, мероприятия
Классы
Сроки
Акции:
1-11
в течение года
"Бессмертный полк"
"Открытка ветерану"
"Сад памяти"
"Окна Победы"
"Доброта спасет мир",
посвященная Дню защиты детей,
Дню пожилого человека
"Связь поколений",
"День матери",
40

Учителя физкультуры,
классные руководители
Учителя предметники

Ответственные
Советник директора,
классные руководители

"Открытка учителю"
Мероприятия по тематике текущих исторических событий

1-11

в течение года

Уроки мужества ( Спец. операция на Украине)

1-11

в течение года

Урок мужества к памятным датам

1-11

по плану

Классные часы и беседы на патриотические и
историкораевведические темы

1-11

в течение года

Единый классный час посвященный Конвекции о правах
ребенка

1-11

ноябрь

Военно- спортивные эстафеты

1-11

в течение года

Советник директора,
классные руководители,
учитель истории
Заместитель директора по ВР,
Советник директора, классные
руководители
Классные руководители,
Советник директора, учитель
истории
Классные руководители,
Советник директора, учитель
истории
Классные руководители
Классные руководители,
учителя физкультуры, учитель
ОБЖ

Модуль «Я выбираю жизнь»
Дела, события, мероприятия
Классы
Сроки
Ответственные
Направление: мероприятия, направленные на воспитание межэтнического толерантного отношения, на профилактику
экстремизма и терроризма
Единый урок, посвященный Дню солидарности в борьбе с
1-11
3 сентября
Заместитель директора по ВР,
терроризмом.
классные руководители,
педагоги
Международный день толерантности
1-11
16 ноября
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
41

Направление: мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни,профилактику правонарушений
Неделя антинаркотического просвещения "Живи правильно"
5-11
апрель
Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
социально- психологическая
служба, медицинские
работники
Беседы по правилам пожарной безопасности, безопасности
вблизи водоемов и рек. Беседы по профилактике ОРВИ,
Covid-19

5-11

Октябрь

Классные руководители

Мероприятия в рамках профилактики суицидального
поведения. Информационные буклеты: «Осторожно,
СНЮС», «Осторожно, СПАЙС»,
«Осторожно, НАСВАЙ», Беседа «Модный дым».
Инструктажи по ТБ в период 1 четверти (согласно плану).
Проведение классных часов по теме:

1-11

Декабрь

5-11

Март

«Пожарная безопасность на новогодних праздниках»,
«Пиротехника и последствия шалости с пиротехникой».
Инструктаж с учащимися по ПБ, ПДД, ПП на новогодних
праздниках и перед новогодними праздниками, каникулами
Учебно-тренировочная эвакуация учащихся из актового зала

Классные руководители
Заместитель директора по
безопасности

Беседы на классных часах:
«Профилактика правонарушений и преступлений»
Профилактические мероприятия по суицидальности:
классный час:
«Способы решения конфликтов с родителями» беседы:
«Правонарушения и ответственность за них»

Классные руководители
Педагог- психолог
Социальный педагог

42

В рамках декады «Профилактики правонарушений и
пропаганды здорового образа жизни» провести мероприятия:
«Как не стать жертвой преступления»
Инструктаж «Безопасность учащихся вблизи водоемов
весной», «Безопасное поведение при теракте

1-11

Апрель

Классные руководители
Заместитель директора по
безопасности

Лекция «Осторожно клещевой энцефалит»

Медицинский работник
Проведение классных часов по теме «Пожарная безопасность
в лесу и на дачных участках»

1-11

Май

Всемирный день борьбы со СПИДом»
Фестиваль ГТО

1-11
5-11

1 декабря
Март-июнь,
январь-февраль

Соревнования по шахматам "Белая ладья"

3-11

Беседы на классных часах «Профилактика правонарушений и
преступлений»,

Классные руководители
Заместитель директора по
безопасности

Инструктаж с учащимися по ПБ, ПДД, ПП перед
каникулами, правила поведения«На водоёмах», «Укусы
насекомых и змей».Инструктаж по технике безопасности во
время летних каникул

Март

Модуль «Этнокультурное воспитание»
Дела, события, мероприятия
Классы
Сроки
Включение модульных курсов по культуре и традициями
1-11
В течение года
народов Дагестана: " Мой родной язык- мое сокровище"
Мероприятия, посвященные Дню единства народов
1-11
8-14сентября
Дагестана
43

Классные руководители ,
Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
учителя физической культуры
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Ответственные
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Заместитель директора по ВР,
классные руководители

Мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения
Расула Гамзатова
Мероприятия, посвященные 90-летию со дня рождения Фазу
Алиевой

в течение года
(2023)
1 полугодие

Учителя родных языков

1-5

Сроки
В течение года,
согласно плану
В течение года

1-5

Ноябрь- декабрь

Квест- игра "Знатоки дорожных правил"

1-5

март

Изготовление плакатов по профилактике ПДД "вместе за
безопасные каникулы!"

1-5

май

Ответственные
Заместитель директора по ВР,
Советник директора,
Заместитель директора по ВР,
Советник директора,
Заместитель директора по ВР,
Советник директора,
Заместитель директора по ВР,
Советник директора,
Заместитель директора по ВР,
Советник директора,

Дела, события, мероприятия
Проведение занятий по обучению ПДД (теоретические и
практические занятия)
Выступления агитбригады "Мы- за безопасность дорожного
движения"
Республиканская акция " Берегите друг друга"

Посвящение в "Эколята"

1-11
1-11
ЮИД
Классы
1-5

Эколята
2

Обновление информации стенда "Эколята"

Сентябрьоктябрь
В течение года

Классные руководители

Заместитель директора по ВР,
Советник директора,
Заместитель директора по ВР,
Советник директора,
Заместитель директора по ВР,
Советник директора,

Праздник "Эколята- друзья и защитники природы!"

2

Ноябрь

Проведение Уроков Эколят по темам учебного пособия
"Азбука Природолюбия", тематические уроки

2

В течение года

Тематические выставки творческих работ

2-4

Октябрь, январь, Заместитель директора по ВР,
март, май
Советник директора,

44

Заместитель директора по ВР,
Советник директора,

Фотоконкурс о Природе "Сохраним это чудо с Эколятами"

2-4

апрель

2-4

апрель

2-4

В течение года

Заместитель директора по ВР,
Советник директора,

Согласно индивидуальным планам

РДШ
1-9

В течение года

Заместитель директора по ВР,
Советник директора,

Согласно индивидуальным планам

Юнармия
2-11

В течение года

Заместитель директора по ВР,
Советник директора,

"День Эколят"
Проект"Живой уголок Эколят"

РДШ (участие в мероприятиях по отдельному плану)
Согласно индивидуальным планам
8-11
В течение года
Согласно индивидуальным планам

ДЮП
10-11

В течение года

Модуль «Волонтерская деятельность»
Дела, события, мероприятия
Классы
Сроки
Весенняя неделя ДОБРА, Помощи бездомным животным,
1-11
в течение года
накорми птиц, Помощь пожилым, приготовь завтрак маме,
Акция "Чистый город, чистые улицы"
Патриотические акции в помощь ветеранам и пожилым
1-11
в течение года
людям
"Окна Победы"
"Георгиевская ленточка"
45

Заместитель директора по ВР,
Советник директора,
Заместитель директора по ВР,
Советник директора,

Заместитель директора по ВР,
Советник директора,
Заместитель директора по ВР,
Советник директора,
Ответственные
Классные руководители,
Советник директора
Классные руководители,
Советник директора

"Сирень Победы"
"Бессмертный полк"
"Вахта Памяти"
""Рисуем Победу"
"Ветеран живет рядом"
"Армейский чемоданчик"
Экологические акции
"Сохрани дерево",
"Помоги птицам"
"Бумаге- вторую жизнь"
"Живи, Земля!"

1-11

46

в течение года

Учитель биологии,
Советник директора,
классные руководители

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 928 678-88-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».